Автор: . Дата создания:

12 августа туристическая фирма «Илва» отпраздновала 25-летие. За пять месяцев этого года она приняла столько же туристов, сколько за весь 2016-й. Сегодня этот коллектив продвигает не только Витебск, но и другие регионы, находя в них изюминки, которые помогут иностранцам по-новому взглянуть на Беларусь.

За опытом – В Витебск

– Это флагман въездного и внутреннего туризма как в Витебской области, так и в масштабах всей республики. Сегодня  это главный экспортер туристических услуг среди всех организаций отрасли в области, включая санаторно-курортные. «Илва» стояла у истоков развития фестивального, образовательного, педагогического туризма. За все эти достижения по итогам работы за 2016 год турфирма занесена на Доску почета города Витебска, – отметила заместитель начальника управления спорта и туризма облисполкома Дарья Мацкевич.

Такие результаты возможны только тогда, когда работает команда профессионалов, которые искренне любят свое дело, вкладывают в него душу и неутомимую энергию. В небольшом коллективе «Илвы» трудятся сразу два обладателя звания «Человек года Витебщины» – директор фирмы Лариса Петровская (2012 год), которая одна из первых в Беларуси занялась въездным туризмом, и менеджер по спецпроектам Елена Поднебеснова (2016), разработавшая авторский проект для внутреннего туризма «Азбука путешествий». Это многоступенчатая экскурсионно-образовательная программа, рассчитанная на школьников разных возрастов, основана на рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь.

– Основная задача проекта – привлечь детей к изучению истории, экономики, культуры своего региона и Беларуси, – подчеркнула Елена Геннадьевна.

Прием туристов в Беларуси – дело не только нужное и важное для страны, но еще и прибыльное. Это приносит хорошие дивиденды фирмам-организаторам, которые потом платят налоги, отелям, музеям, магазинам. Туристы очень любят шопинг в Беларуси, продукцию белорусских производителей, так что это еще и доход для наших предприятий.

Больше всего гостей приезжает в Беларусь из России. Витебск как туристический бренд «Илва» активно продвигает на просторах страны-соседки благодаря тому, что с 2000 года является членом Российского союза туриндустрии (РСТ), участвует в форумах. На последнем слете регионов, темой которого было «Взаимодействие власти и бизнеса в туризме», Лариса Петровская рассказала о тесном сотрудничестве с управлением спорта и туризма облисполкома, городскими властями, поддерживающими все проекты фирмы, о социальных инициативах, которые «Илва» осуществляет вместе со специалистами образования, культуры, БРСМ. Теперь один из следующих съездов туроператоров РСТ планирует провести в Витебске, чтобы перенять этот опыт.

«Илва» – единственная в Беларуси фирма, которая имеет туристический салон. Это и офис, и собственный туристско-информационный центр, где радушно принимают каждого гостя.

Хобби на всю жизнь

Турфирме «Илва» 25 лет. Ее директор Лариса Петровская туризмом занимается с 17 лет, хотя по специальности учитель русского языка и литературы. В 19 лет ее признали лучшим экскурсоводом Витебской области, наградив поездкой в Венгрию и Югославию. Лариса Петровская стала экскурсоводом высшей категории, работала с VIP-клиентами и теперь, имея уже собственную турфирму, некоторым путешественникам по-прежнему сама с удовольствием рассказывает о любимом Витебске.

К слову, название «Илва» получилось из первых букв имен трех учредительниц фирмы – Инна, Лариса, Валентина. С августа 1992 года и по сей день здесь работают практически те же кадры, постепенно прирастая молодежью. Только в этом году коллектив пополнился тремя выпускниками ВГУ им. П. Машерова. Молодое поколение просвещает опытных сотрудников в отношении информационных технологий, активно продвигает свой турпродукт в соцсетях.

– Наша турфирма эти 25 лет развивалась вместе со становлением суверенной Беларуси. В самом начале, когда стране жилось несладко, мы прошли через коммерческий туризм: поездки торговцев в Польшу, Румынию, Турцию. Это и для нас стало стартовой площадкой, и для многих сегодняшних бизнесменов. Постепенно, где-то в конце 90-х годов, мы пришли к развитию настоящего серьезного туризма, – рассказала Лариса Петровская.

Естественно, за эти годы возникало немало проблем, но решалось все, что в компетенции турфирмы и местных властей. Препятствия по развитию въездного туризма создают вопросы общего характера. Например, нехватка в гостиницах номерного фонда категории «стандарт» для массового туриста. Сложно найти переводчика и экскурсовода со знанием китайского и некоторых других языков.

Осенью совместно с партнерами из других областных центров готовится тур по восточной Беларуси –  Полоцку, Витебску, Могилеву, Гомелю.

– Можно делать интереснейшие программы как для молодежи, так и для рабочих, учителей. Главное – удовлетворить потребности именно этой категории людей. Туризм – это индустрия впечатлений. Можно забыть какие-то факты после поездки, но след в душе остается. Никогда не забуду слова одной путешественницы: «Я только приехала из Парижа. Возможно, вы будете смеяться, но Витебск мне нравится больше». Вот ради этого стоит работать! – убеждена директор турфирмы «Илва».

Фото Елены АЛИМОВОЙ.