Сенсорно-динамический зал, аналогов которого нет в области, появился в Бешенковичском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
— Сегодня в нашей стране создана модель интегрированного инклюзивного образования, что является значительным шагом вперед по сравнению с ранее существовавшим механизмом, когда ребенок с инвалидностью не имел практически шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе, — рассказала директор центра Елена Мороз. — Такой подход, в который положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, признан ЮНЕСКО, ОБСЕ и другими международными организациями приоритетным в развитии национальных систем школьного образования.
Бешенковичский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации активно работает в данном направлении. В этом году по проекту «Путь к здоровью», участвующему в программе ООН при поддержке Женской Гильдии ООН в Женеве, было закуплено оборудование для комнаты сенсорной интеграции «Дом Совы». Его стоимость — более 14 тысяч рублей. Оно действительно помогает детям, имеющим ограниченные возможности, быстрее освоить и закрепить новые навыки. «Дом Совы» рекомендован при проблемах двигательной системы, неуклюжести, моторной неловкости, ДЦП легкой формы, задержке развития,
нарушении навыков общения и обучения, аутистических расстройствах, гиперактивности, тревожности, агрессии.
— Самое главное отличие данного оборудования от какого-либо другого — все приспособления-снаряды подвешены в воздухе. Именно это во много раз повышает эффективность занятий и процедур, — отметила Елена Ивановна. — Когда ребенок здесь занимается, он не чувствует опоры и ему надо сосредотачиваться. В итоге происходит включение сенсорных ощущений в контекст осмысленных, самостоятельных, адаптивных форм взаимодействия. Другими словами, акцент делается на интеграции всех ощущений, а не только на моторных реакциях. Меняя способы закрепеления снаряда от неподвижного до раскачивающегося горизонтально, закручивающегося вокруг вертикальной оси и пружинящего вверх-вниз, можно регулировать нагрузку. Это позволяет соотнести уровень сложности упражнения с потребностями конкретного ребенка.
Очень важно и то, что дети активны во время таких занятий. Взрослый не навязывает свои правила, а строит диалог с ребенком вокруг тех игр, которые малыш выбрал сам. Такое взаимодействие, предполагающее чередование спонтанных и требуемых движений, необходимо для развития эмоций, мышления, речи и связей, координации.
— С помощью «Дома Совы» и другого оборудования мы оказываем весь объем коррекционно-педагогической помощи, — добавила Елена Мороз. — Также в центре созданы кабинеты сенсомоторного развития с акустическим и светомузыкальным сопровождением, ранней комплексной помощи, комната социальной реабилитации. Детям особое удовольствие доставляют игры с водой или песком, арт- и сказкотерапия. У нас много игрушек, по заданию специалистов родители берут нужную домой, чтобы закрепить у ребенка приобретенные навыки и умения.
В центре обучаются и дети с тяжелыми и множественными физическими и психическими нарушениями. Ведь для них нужны особенные условия: малая наполняемость класса — до 6 человек, с которыми работает не только учитель, но и воспитатель, дефектолог, педагог-психолог, массажист, специалист ЛФК и другие.
— Сделать уроки более увлекательным призвана интерактивная доска с развивающими играми и заданиями —одно из последних приобретений центра, — рассказала Елена Ивановна. — Кстати, дети после занятий могут отдохнуть, поспать, поиграть в любимые игры. Мы помогаем им освоить социальные навыки: самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить в туалет, пользоваться бытовыми приборами, готовить элементарные блюда, например, бутерброд. Ведь еще одна важная наша задача центра — адаптация ребенка в обществе.
Ежегодно психолого-медико-педагогическая комиссия в центре обследует 300 детей. Сведения заносятся в районный банк данных. На основе этих данных отдел по образованию формирует интеграционные классы и группы, соответствующие пункты коррекционно-педагогической помощи в школах, детских садах. Таким образом, происходит 100-процентный охват детей, которые нуждаются в особенной поддержке.
— Конечно, важны в таком тесном взаимодействии с ребенком, который оказался не похож на других, правильный подход к обучению, современное оборудование. Однако самое главное — это любовь к детям, — в завершение отметила Елена Мороз. — Только это чувство поможет сделать мир маленького человечка светлее.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.