О конкурсах и детях
У детей хрупкие души и сам я как родитель поостерегся бы отправлять их на конкурсы, потому что любое соревнование может нанести психологическую травму. Но если ты встаешь на эту стезю и хочешь быть профессиональным артистом, то сегодня других путей, кроме как телевизионные проекты и подобные фестивали, просто нет. Сам я избегал участвовать в конкурсах, ведь это отдельная жизнь, где постоянно нужно быть заряженным на успех, быть готовым, подчеркиваю, конкурсным артистом. Что касается вокальных состязаний, то я выдающимся вокалистом не являюсь, знаю свои пределы и возможности, поэтому определяю себя просто — автор-исполнитель.
Дети — это продолжение своих родителей, которым всегда кажется, что их ребенок самый лучший и талантливый. И если он проявляет какие-то способности, то зачастую склонны их немного переоценивать. Я считаю, что, безусловно, детей надо занимать, но главное, чтобы они сами были увлечены, чтобы им самим это нравилось. Не надо переусердствовать, достаточно разглядеть талант, чтобы ребенок его культивировал. Тогда он будет счастливым человеком. В сегодняшних реалиях, когда существует достаточно много телевизионных проектов и конкурсов, есть другая проблема. После победителю кажется, что он становится звездой, а это только иллюзия. Телевизионные конкурсы проводятся не для того, чтобы сделать звезд, а ради самого шоу и высокого рейтинга. Поэтому когда появляется следующая программа, то о предыдущих героях забывают. Ребенок, если его узнали и взяли автограф, думает, что так будет всегда, но к реальной популярности это не имеет никакого отношения. Задача родителей правильно настроить и объяснить, что это только этап и нужно совершенствоваться дальше.
Об эстрадном творчестве и классической инструментальной музыке
В каждом возрасте свои приоритеты. В районе 35, став более зрелым, я понял, что песенное творчество ограничено, и начал двигаться в разных направлениях. Как композитор с классическим образованием могу себя больше реализовать именно в инструментальной музыке, хотя такой популярности, которую можно получить на эстраде, здесь добиться практически нереально. Поэтому мне по-прежнему очень приятно на сцене слышать, как весь зал поет. К тому же это достойные работа и заработок. Популярность дает возможность реализовывать другие проекты, в том числе связанные с детьми, с инструментальной и классической музыкой. Поэтому приходится маневрировать.
О хитах
В артистической среде есть свой фразеологизм «Пути шлягера неисповедимы»: никогда не знаешь, какая песня станет хитом. У меня были моменты, когда я думал на одно произведение, а получалось другое. В 90-е я хотел снимать клип на композицию «Попробуй изменить», а один знакомый, послушав ее, сказал, что песня хоть и хорошая, но проходная, и посоветовал «Нет, ты не для меня», думаю, вы ее хорошо знаете. Такая же история была с песней «Еще, еще». Студия «Союз» занималась выпуском моей пластинки. Как главную я хотел раскручивать песню «Этой ночью», но ее посоветовали сменить на другую, которая обещала стать хитом, таким образом в активную ротацию попала песня «Еще, еще». Так происходит, мне кажется, потому что сам композитор не всегда объективно относится к своему творчеству.
Об «Уроках музыки» и своем спектакле
У меня очень большой опыт работы с детьми: за последние три года объехал 108 городов с программой «Уроки музыки» и пообщался примерно с пятьюдесятью тысячами мальчишек и девчонок, из них тысяча выступали со мной на сцене. Глобальная моя задача — этим проектом, мастер-классами вдохновить подрастающее поколение на то, чтобы они любили классику, понимали, что это великая культура, и знать ее очень почетно и важно, это помогает в жизни. В текущем году я предлагал организаторам провести свое мероприятие в рамках «Славянского базара», но его не успели вписать в программу, поэтому в следующем году у меня будет два формата: мастер-класс «Уроки музыки» и драматический спектакль, у которого пока нет названия, для молодежи на эту тему. Я сыграю одну из главных ролей и выступлю в качестве продюсера. В основу постановки, которая, скорее всего, будет антрепризой, легли мои диалоги с 15-летним подростком — ди-джеем, настроенным категорически против классической ортодоксальной музыки. К концу спектакля он неожиданно разоткровенничается со мной и будет рассказывать о девочке, в которую влюблен, и попросит подобрать мелодию для признания и выяснится, что все его любимое, типа «Боже, какой мужчина», «Мы встретились в маршрутке», абсолютно не подходит, а я заиграю адажио из «Щелкунчика», и это будет именно то, что нужно. Кроме того, во время постановки на примере известных композиторов мы покажем, насколько музыка велика, всеобъемлюща, насыщена любовью. Будет и довольно драматический эпизод, посвященный войне, ленинградской блокаде и премьере 7-й симфонии Шостаковича. Сложен этот спектакль тем, что его нужно сделать таким образом, чтобы он был понятен и воспринят молодежью, не стал скучным и занудным действом. В этой своего рода миссионерской деятельности мне помогают единомышленники. Режиссером-постановщиком является Вадим Демчог. В его творческом багаже роли Моцарта, Баха, Бетховена и даже Майкла Джексона, но в народе он больше известен и любим как доктор Купитман из «Интернов».
Об имени
Свой творческий путь я начинал в достаточно юном возрасте — 18 лет, тогда везде, на афишах, альбомах, было написано «Дима Маликов». Мне это уже тогда не очень нравилось. Хотя и сейчас есть Димы, которым далеко за 30, 50-летние артистки Тани и Маши. Считаю, что высокая эстрадная сцена предполагает некоторую субординацию, это очень тонкий момент. Но в общении мне до сих пор нравится, когда меня называют просто Дима, хотя детишки меня уже величают Дмитрием Юрьевичем.
О неизменном имидже
Некоторые артисты после многолетнего пребывания на сцене стараются изменить свой образ, к примеру, Леонид Агутин решил подстричься. Я как начинал длинноволосым, так и остаюсь, все из-за поклонниц, которые меня таким любят. Боюсь с короткой стрижкой меня не узнают (публика смеется). Мне повезло, так сложилось, что у меня хорошие волосы, я их мыл хорошим шампунем… (иронично намекая на рекламу со своим участием, певец срывает аплодисменты).
Я консервативен, ведь закончил консерваторию (аплодисменты). В принципе критику воспринимаю и готов меняться, главное, чтобы это было органично. Думаю побриться наголо в клипе. Хотя это где-то уже было и не хочется повторяться. Если серьезно, то я стараюсь меняться в своих проектах и творчестве: пишу новые песни, занимаюсь «Pianomania», «Уроками музыки», пробую себя в драматическом жанре. Меня больше интересует вопрос такого развития, хотя, безусловно, имидж для эстрады важен.
О любимом персонаже «Спокойной ночи, малыши!»
В 2012 году я стал ведущим детской передачи «Спокойной ночи, малыши!», эта работа мне очень нравится. Моя прежняя аудитория — девочки-подростки из 90-х — выросли и ушли к Стасу Михайлову, поэтому в программе я ращу себе следующее поколение поклонниц (улыбается). Вообще на съемках все мы много шутим и смеемся. Скажу честно, что если бы дубли, которые не входят в передачу, где-то показали, а не уничтожали, то по рейтингу они побили бы эфиры «Камеди-клаба». И если многих с детства мучает дилемма, кто больше нравится, Хрюша или Степашка, то я смело заявляю: мой любимый герой – Мишутка, потому что он чаще других сидит возле меня, веселит и щекочет. По секрету скажу, что игрушки читают сценарий, а я учу слова наизусть, это неплохая тренировка памяти. Создатели программы намерено отказались от телесуфлера, так с ним при общении со зрителями теряется непосредственный живой контакт, а дети все это воспринимают и тонко чувствуют. Именно поэтому я не хочу писать новую песню-заставку для передачи, хотя не раз предлагали. Мне кажется, что лучше мелодии Аркадия Островского, которая знакома многим поколениям мальчишек и девчонок, ничего невозможно придумать.
Фото Антона Степанищева.