Тридемия (тройной удар), новая вариация коронавируса «кракен» (в переводе — легендарное морское чудовище гигантских размеров) — уже сами эти слова наводят ужас и заставляют поежиться. Именно они сейчас на слуху, их легко подхватывают СМИ. А что думают об эпидемиологической обстановке медики — те, кто ежедневно приходит на помощь людям, а не жонглирует новомодными названиями? Что советуют, чтобы человек не попал в лапы инфекции?
- Если говорить о заболеваемости гриппом и COVID-19, о чем я могу судить по количеству тяжелых больных и по уровню госпитализации в наше учреждение, то мы четко видим за прошедшую неделю, что их стало меньше, – говорит главный врач Витебской областной клинической инфекционной больницы Татьяна Ковалёва. – Это наводит на мысль, что грипп начинает уходить, хотя до этого времени подъем заболеваемости им был значительный. По информации областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, после выхода детей с каникул наблюдается некоторое оживление заболеваемости ОРЗ, в основном в легкой форме, их лечат амбулаторно. Но нигде в области эпидемический порог не превышен. Среди заболевших взрослых 43 %, детей – 57 %. На лечение больных с COVID-19 в нашем учреждении задействовано одно отделение на 32 койки.
– Татьяна Анатольевна, определялся ли у пациентов пресловутый «кракен»?
– Мы у себя вирусы не типируем, это сложная технология. Выясняем, есть он или нет, методом ПЦР. Тип вируса может определить только лаборатория в Минске. В недавнем интервью главный инфекционист республики Игорь Карпов отметил, что «кракена» у нас в стране еще не было. Но, как и другие штаммы, «кракен» может появиться. В то же время ВОЗ подчеркивает, что нет никаких оснований считать его более серьезным или вредоносным.
Когда наблюдался видимый подъем заболеваемости гриппом, мы госпитализировали больных с серьезными осложнениями со стороны легких, их давал вирус H1N1 (с подобным мы сталкивались в 2009 году) и во многом это похоже на тяжелую коронавирусную инфекцию.
– А ведь некоторые считают, что хуже COVID-19 заболевания быть не может, и грипп уже не воспринимают как угрозу здоровью. Какие меры могут уберечь человека?
– Коронавирус и грипп – в первую очередь респираторные заболевания. Их профилактика очень схожая. На первом месте, безусловно, стоит вакцинация. По информации областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, уровень вакцинации против COVID-19 по области составляет 72,9 %, и сейчас важно, чтобы для поддержания иммунитета люди пошли на бустерную, повторную прививку. Сделали ее на Витебщине 20,8 % населения. Что касается гриппа, то сейчас вакцинироваться бесполезно, это надо делать осенью, чтобы выработался иммунитет до подъема заболеваемости. Поэтому в настоящее время важны неспецифические меры профилактики, практически одинаковые для той и другой инфекции: респираторный этикет, ношение масок в общественных местах. И ни в коем случае не ходить больными на работу! Лучше несколько дней посидеть дома и не заражать окружающих. Важны пребывание на свежем воздухе, физическое закаливание, рациональное питание. Не стоит пренебрегать мытьем рук. Следует избавиться от привычки тереть нос, рот, глаза немытыми руками.
– Татьяна Анатольевна, если человек заболел, как ему определить риск тяжелого заболевания, что должно насторожить?
– И COVID-19, и грипп дают высокую температуру. Самостоятельно человек не поймет, чем он заболел. Безусловно, надо вызвать врача на дом, чтобы он оценил состояние больного, и если есть тревожные звоночки, то, возможно, понадобится госпитализация. Особенно это касается пациентов со многими сопутствующими заболеваниями. Большая группа риска и для гриппа, и для «короны» – онкопациенты, люди с избыточной массой тела, сахарным диабетом. Должна насторожить высокая, плохо сбиваемая температура, которая держится даже после 3 – 4-кратного приема жаропонижающих. Это говорит о том, что идет высокая интоксикация и организм сам не справляется. При одном и другом заболевании необходимо много пить. Лечение на дому носит симптоматический характер, но при гриппе нельзя принимать препараты, содержащие аспирин, а при коронавирусной инфекции как раз его мы назначаем для разжижения крови. Поэтому для снижения температуры нужно выбирать препараты на основе ибупрофена или парацетамола. При гриппе хорошо зарекомендовал себя препарат осельтамивир. Его мы назначаем в стационаре. Если принимать его с первых дней заболевания, то эффект очень хороший. Другими критериями тяжести заболевания являются затрудненное дыхание, появление одышки, мучительный, навязчивый кашель, который плохо купируется, а если еще и с кровохарканьем, то следует экстренно обращаться к врачу.
– Что вы посоветуете родителям, чтобы оградить детей от инфекции?
– Меры профилактики те же, что и для взрослых. Но должна обратить особое внимание на то, что обычно на пике и после подъема эпидемии гриппа из-за ослабления иммунитета идет оживление такого грозного заболевания, как менингококковая инфекция, которой особенно подвержены дети. Сейчас такой ребенок госпитализирован в нашу больницу, были и другие случаи. Болезнь носит молниеносный характер. Проявляется высокой температурой до 39оС – 40оС, очень специфической сыпью на кожных покровах в виде кровоизлияний – особенно на ногах и ягодицах. Если родители плохо осматривают ребенка, ее можно пропустить. Как только увидели такую сыпь, она, кстати, может быть и на всем теле, и на лице, нужно немедленно вызывать скорую и ехать в стационар. Промедление на час-два может иметь фатальный исход. Основную угрозу болезнь представляет для маленьких детей, притом такая корреляция, что чем меньше ребенок, тем больше риск. Есть связь и с массой тела: эта инфекция любит полненьких, детей-крепышей до года.
– Татьяна Анатольевна, как врач-инфекционист с большим опытом, что вы можете сказать в пользу прививок?
– Если я просто скажу, что прививаться надо обязательно, это будет голословно. Приведу пример. Я хорошо помню вспышку дифтерии, которая у нас произошла в 90-е годы, когда люди перестали вакцинироваться и исчезла иммунная прослойка. Все боксированное отделение в обоих наших корпусах было заполнено больными дифтерией. Пациенты лежали, полностью обездвиженные, с тотальным параличом. Это такая особенность действия токсина при дифтерии на нервную систему. Сейчас при соблюдении национального календаря прививок, мы уже забыли, когда видели эту болезнь.
Фото Натальи КОНОХОВОЙ.