Автор: . Дата создания:

В детских отделах супермаркетов сегодня можно купить множество вещей, придуманных для удобства родителей: от специальных укачивающих шезлонгов до ниблера. Не все эти приспособления идут на пользу ребенку. Иногда это просто бизнес, родительская потребность или дань моде, уверена заведующая областным ресурсным центром раннего вмешательства, врач-невролог Инна Цыганкова.

Ходунки, прыгунки, шезлонги 

При неправильном и длительном использовании ходунки, прыгунки, шезлонги тормозят физическое развитие малыша, а значит, и психическое тоже. Эти устройства – потребность не ребенка, а родителей, подчеркивает Инна Цыганкова.

У современных детей в целом наблюдается снижение двигательной активности, ведь значительную часть времени они проводят в приспособлениях, которые вынужденно ограничивают движение. Если по возрасту ребенку пора переворачиваться и готовиться к ползанию, то лучшего места, чем пол, не найти. Это безопасно и соответствует потребностям развития.

– Взрослые, приобретая подобные «гаджеты», освобождают свои руки и время, – отмечает специалист. – Если говорить о противопоказаниях, то такие конструкции категорически запрещается использовать для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (рахит, дисплазия тазобедренных суставов), мышечного тонуса, с атопическими дерматитами и др.

Не стоит забывать и про ремни безопасности, которые не только удерживают малышей, но и сковывают, ограничивают их двигательную активность. Чтобы дотянуться до интересующей игрушки, ребенок должен в полном объеме вытянуть ручку. Он раз попробует – не получилось, другой, третий – и все тщетно. Малыш просто потеряет интерес. Вследствие чего определенные этапы развития могут угасать.

Приобретая прыгунки, ходунки, шезлонг, родители не должны ими злоупотреблять. Ребенок может находиться в них не более 20 – 25 минут в день.

От момента рождения до года малыш проходит много этапов развития. Он учится держать голову, опираться на руки, сидеть, стоять, ходить. И каждый пре­дыдущий этап готовит мышцы организма для последующего. Если неокрепшего трехмесячного малыша посадить в ходунки или прыгунки, это приведет к тому, что нарушится нормальное развитие, мышцы не будут удерживать позвоночник, что может стать причиной нарушения осанки, сколиоза.

Если говорить о плюсах, то, конечно, ребенок испытывает восторг от того, что ходит или прыгает (при использовании специальных приспособлений). Это хорошо сказывается на его психоэмоцио­нальном состоянии. Малыш, который находится в ходунках, имеет больше возможностей к передвижению, к познанию окружающего мира, ведь у него тоже освобождаются руки. Это хорошо и для психического развития, ведь он не просто взял игрушку, предложенную мамой, а дошел и взял ее сам. Еще один положительный момент ходунков и прыгунков – они своеобразная гарантия безопасности. Если ребенок, находясь на полу или стоя у опоры, может упасть, споткнуться, не удержать равновесия, то эти средства послужат страховкой. Ребенок не может упасть в ходунках, но вместе с тем он не может и присесть, правильно встать, учиться группироваться при падении. Отсюда возникают все минусы.

Во-первых, возраст, с которого можно использовать эти приспособления, – 7 – 8 месяцев. Именно к этому времени детский позвоночник и мышцы сформированы, они смогут удержать ребенка в вертикальном положении. Малыш обязательно должен изучить себя в горизонтальном положении, только потом нужно вертикализовать его. Помните, что на неокрепшие ножки нельзя ставить ребенка в ходунки. Плюс ко всему, когда он ползет, то попеременно двигает руками и ногами, это формирует перекрестные связи для его психического развития. В ходунках ребенок не становится на полную стопу и передвигается только отталкиваясь пальчиками или передним сводом стопы (нормальная ходьба – с пяточки на носочек). Отсюда появляется знаменитая ходьба на цыпочках. Не стоит забывать, что в ходунках и прыгунках у малыша не развивается инстинкт самосохранения: он просто не научится правильно падать, приседать и вставать.

Эти полюбившиеся родителям приспособления также мешают адекватному физическому развитию ребенка. Более того, ранняя вертикализация может приводить к деформациям в области таза, излишним нагрузкам на позвоночник, то есть речь идет о том, что мы сознательно вредим здоровью малыша.

– Пока ребенок тренируется самостоятельно вставать и учится ходить, он проделывает огромную работу – его мышцы становятся сильнее и учатся удерживать весь скелет, – поясняет Инна Цыганкова. – У малыша налаживается координация, мозг учится управлять телом. И это залог не только физического, но и психического развития, ведь в этот момент создаются нужные нервные связи.

Ниблер 

Это приспособление для прикорма малышей, состоящее из ручки и насадки с дырочками. Внутрь родители кладут кусочки еды, плотно закрывают и дают ребенку, который деснами их обсасывает и получает еду через отверстия – без риска поперхнуться большими кусочками. Казалось бы, это весьма удобное устройство для введения прикорма. Но, по мнению Инны Валентиновны, оно приносит больше вреда, чем пользы. Ниблер – своеобразная дань моде, а не детская потребность.

– Важно понимать, что измельчение еды зубами и деснами развивает мышцы речевого аппарата, – комментирует врач-невролог. – При использовании ниблера этого не происходит. Также ребенок не получает нового сенсорного опыта от различной еды, ведь в ниблере еда вся примерно одинаковая. Ребенок не распознает форму, текстуру и плотность продукта в такой же степени, как если бы он пытался жевать кусочек банана или яблока.

Кроме того, использование данного приспособления мешает малышу учиться есть самостоятельно. Это может привести к тому, что в дальнейшем он будет просить измельченную еду и требовать покормить его, а также будет давиться кусочками. Не стоит затягивать знакомство ребенка с твердой пищей. Конечно, это важно делать под родительским присмотром и в соответствии с возрастом.

Поводкам — определенно нет! 

Чтобы ребенок не упал при освоении навыков ходьбы, родители иногда используют специальные защитные накладки на голову или поводки. Но опять-таки все эти приспособления нужны не ребенку, а родителям, чтобы снять с себя ответственность.

– Метод проб и ошибок работает безоговорочно. Я за то, чтобы ребенок развивался в естественной среде. Например, малыш ударяет себя игрушкой, плачет. Родители сразу же ограждают чадо от переживаний и забирают игрушку. А я всегда рекомендую не спешить. Малыш ударит себя раз, два, пять, а на десятый – посмотрит, что это, и не станет себя бить, – поясняет специалист. – Родители должны быть рядом. Понятно, что все падения предотвратить не получится, но, падая, ребенок получает опыт. Покупая накладки на голову, взрослые страхуют себя, а не детей.

Помните, чтобы правильно ходить, ребенку нужны свободные руки для координации движений. А когда используется поводок, движения малыша ограничиваются, процесс ходьбы нарушается. Он понимает, что мама или папа при помощи поводка всегда его подстрахует. Следовательно, он просто не научится слышать свое тело, чувство безопасности утрачивается. А ведь ребенок должен упасть, удариться, встать и подстраховать себя сам.

Игрушки 

Звуковые и зрительные игрушки обязательно нужны детям. Сенсорное восприятие — один из моментов психического развития ребенка. Мы должны знать, что в определенном возрасте малыш воспринимает определенные децибелы и цветовые гаммы. Например, ребенок до трех месяцев воспринимает желтые и синие цвета, а также звуки гречки и гороха (примерно до 50 децибел). Малыш старше 6 месяцев способен воспринять тонкие звуки. Табу — на мигающие игрушки, особенно для грудничков и детей с судорожными синдромами.

Коляска 

Многие родители не представляют свою жизнь без коляски. Невролог советует после того, как малышу исполнится год, использовать ее как можно реже, только при острой необходимости. После девяти месяцев детские мышцы готовы удерживать вес в вертикальном положении.

Понятно, что отказаться от всех «гаджетов», которые придуманы для удобства родителей, будет сложно. Инна Цыганкова советует хотя бы ограничивать их использование по времени, чтобы не нанести вреда физическому и психическому здоровью ребенка.

У современных детей в целом наблюдается снижение двигательной активности, ведь значительную часть времени они проводят в коляске, шезлонге, ходунках, которые вынужденно ограничивают движение. Если по возрасту ребенку пора переворачиваться и готовиться к ползанию, то лучшего места, чем пол, не найти. Это безопасно и соответствует потребностям развития.

Фото из открытых источников.