Автор: . Дата создания:

Главный врач областного клинического кардиологического центра (ВОККЦ) Наталья Подолинская (на фото) окончила Витебский  государственный медицинский университет. Первым местом работы была областная клиническая больница. Проходила учебу по кардиологии, ревматологии, ультразвуковой диагностике, занималась научно-преподавательской деятельностью в ВГМУ. Защитила магистерскую диссертацию, окончила аспирантуру. Медик в третьем поколении.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ: Я пришла в медицину осознанно и с большим желанием работать. Никогда не сомневалась, что стану врачом, и ни дня не пожалела о сделанном  выборе, так как работа приносит удовольствие, а пациенты мотивируют совершенствоваться в оказании медицинской помощи

За опытом — в Витебск!

В июне 2024-го в ВОККЦ впервые проводилась республиканская аритмологическая конференция с международным участием. Приезжали коллеги не только из всех областей Беларуси, но и из России, Грузии, Узбекистана. Совместно со столичными специалистами РНПЦ витебские кардиологи провели мастер-классы, поделились опытом.

– За последние пять лет кардиологическая служба области достаточно уверенно шагнула вперед, – говорит Наталья Подолинская. – Появились межрайонные ангиографические кабинеты в Орше, Новополоцке. Благодаря этому не только уменьшилась нагрузка на витебские кардиологический центр и областную больницу, где имеются ангио-графы, но самое главное – улучшились доступность и качество оказания медпомощи пациентам с острым коронарным синдромом. Специалисты в районных больницах внедряют новые методики. С прошлого года они активно стали лечить пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения. Это существенный прорыв в том, чтобы снизить смертность и инвалидизацию населения.

Кто в ответе за большой ломоть?

– Для того чтобы иметь здоровое сердце, нужно «вкладываться» в себя ради счастливого будущего. Поэтому с прошлого года мы выбрали активнейший вектор движения, направленный на профилактику, – говорит руководитель кардиологического центра. – Проводим много акций, в ходе которых обследуем за один день по 300 человек. Решили, что надо активизировать работу с трудоспособным населением. Выезжали бригадой в составе сотрудников кафедры, смежных специалистов, эндокринолога, например, на Витебскэнерго, «Марко». Обследовали сотрудников, выявляли факторы риска. Одна из акций, которую мы провели, признаюсь, нас шокировала. Из 100 условно здоровых человек, которые не жалуются на свое здоровье, 85 имели высокий фактор риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Пятерых мы госпитализировали, 12 поставили на учет, у 9 выявили первые признаки сахарного диабета (он, как известно, является одним из факторов риска из-за повышенного уровня глюкозы в крови), у 30 – ожирение. То есть, представьте себе, это люди, которые через 5, 7, 10 лет могли бы иметь такие грозные осложнения, как инсульт, инфаркт. Поэтому в настоящее время мы делаем такой упор на профилактику. Так как, например, после перенесенного инфаркта миокарда у пациента возможности уже ограничены. Процент возврата к труду у нас достаточно высокий, но тем не менее человек должен будет постоянно принимать лекарственные препараты, качество его жизни становится совершенно другим.

Впору задать риторический вопрос: кто в ответе за «большой ломоть»? Или просто призвать: выбирайте сердце... сердцем, ведь именно его подсказкам мы доверяем больше, чем разуму.

В чем мы ошибаемся?

  • Без совета с врачом повышаем себе дозировки препаратов. В результате поступаем в стационар с пульсом 20 ударов в минуту (при норме от 60 до 80) или из-за этого теряем сознание на улице, и на скорой помощи нас доставляют в реанимацию.
  • Отказываемся от приема лекарств, когда становится лучше, предполагая, что достигли результата и терапию можно прекратить. А через полторы-две недели, когда
    концентрация препарата в крови снижается, клиническая картина заболевания возвращается, бывает, даже с большей силой. 
  • Пренебрегаем диспансеризацией в то время, как она, проходящая в новом формате, направлена в большой степени на профилактику, помогает выявить факторы риска развития того или иного заболевания. Игнорируя диспансеризацию, мы лишаем врачей возможности поработать над первопричиной, потом приходится бороться уже
    с последствиями заболевания.

«Ай, пройдет!» — не пройдет

В приемном покое три врача и медсестра встречают пациента с инфарктом миокарда и оказывают ему медицинскую помощь: рентгенэндоваскулярный хирург, анестезиолог-реаниматолог и кардиолог. Всё очень быстро разворачивается, ведь счет идет не на часы, а на минуты!

– Каждый на своем этапе должен отработать не на 100 %, а на 200 %, – говорит Наталья Подолинская. – Такие у нас заряженность и четкий алгоритм действий. Но случается, к сожалению, что люди, 3 – 4 дня промучившиеся дома с болями в сердце (по-обывательски полагая «Ай, само пройдет!»), по настоянию родственников доставленные в кардиоцентр, пишут отказ от госпитализации. Мы им доказываем, что нужно выполнить операцию, допустим, коронарографию или стентирование, но они отказываются от вмешательства. Даже если слышат, что без этого могут умереть и это их шанс выжить!

Пускать на самотек аритмию нельзя

ВОККЦ стал первым среди учреждений здравоохранения других областей Беларуси, где открылось отделение нарушений ритма сердца и проводимости. Здесь оказывают как экстренную, так и плановую медицинскую помощь жителям всей области, пациентам со сложными и жизнеугрожающими нарушениями, требующими медикаментозной и хирургической коррекции.

Если сердце разово сбилось с ритма, это должно насторожить? – интересуюсь у специалиста.

– Однозначно. Если человек чувствует перебои в работе сердца, нужно сразу обратиться за медицинской помощью. Обследоваться, понять причины, а они могут быть от эндокринологии до изменения структуры сердца. Чрезмерное употребление лекарственных препаратов тоже может повлиять на нарушения ритма. Поэтому следует обязательно обратиться к врачу общей практики или кардиологу, и с помощью холтеровского аппарата, эхографического исследования, ЭКГ они выяснят причину аритмии. Пускать это на самотек совершенно недопустимо.

Когда не в радость, что молодеют

Увы, сердечно-сосудистые патологии молодеют: есть пациенты в возрасте от 26 до 40 лет. Чаще всего причиной заболевания в этих случаях является наследственность. Это как заряженное ружье, считают специалисты. Стресс, неправильный образ жизни, курение, алкоголь, отсутствие физической нагрузки – как спусковой крючок, который мы сами нажимаем.

– Совсем недавно к нам поступил 28-летний житель одного из районов области, – рассказывает кардиолог. – Он полутора суток находился дома с болями в сердце. Когда боль стала невыносимой, жгучей, он все-таки вызвал скорую помощь. Оказалось – инфаркт.

Довезли, слава Богу, вовремя. Болевой синдром был настолько сильный, что пришлось вводить обезболивающий лекарственный препарат, потому что понимали, что исход может быть плохой. Выяснилось, что у него и мама, и бабушка умерли от инфаркта миокарда.

Что внедрили витебские кардиологи за 2023-й — начало 2024 года?

  • Криоаблации устьев легочных вен у пациентов при фибрилляции предсердий. Это малоинвазивный катетерный метод лечения сердечных аритмий с помощью воздействия чрезвычайно низких температур (до – 800С) на пораженные участки миокарда;
  • радиочастотная аблация устьев легочных вен по методике Frontier у пациентов при фибрилляции предсердий;
  • имплантация событийных мониторов, удаленный контроль за состоянием пациентов с имплантированными кардиологическими устройствами;
  • физиологическая стимуляция проводящей системы сердца: стимуляция пучка Гиса.

Фото предоставлено Натальей Подолинской.