В областном центре сегодня проходят мероприятия, посвященные 150-летию со дня основания Витебского государственного медицинского колледжа имени академика И. П. Антонова. Начались торжества с открытия лаборатории по отработке навыков с использованием технологии симуляционного обучения, которая разместилась в одном из помещений областной клинической больницы.
Симуляционное обучение является обязательным компонентом в профессиональной подготовке медицинских работников. Его востребованность постоянно растет, что вызвано необходимостью обеспечения безопасности пациентов и качественного оказания медицинской помощи. Появление важного подразделения колледжа стало возможным в рамках реализации соглашения о займе между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития для модернизации системы здравоохранения нашей страны.
На церемонии открытия присутствовали государственные деятели и специалисты, деятельное участие которых помогло учебному заведению реализовать намеченное. Директор колледжа Валентина Заяц отметила, что на всех этапах проекта его поддерживали члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Юрий Деркач и Анатолий Щастный, ректор Витебского государственного медицинского университета. Большую помощь оказала администрация областной клинической больницы, которая заинтересована в подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена. Например, помещение для лаборатории предоставлено безвозмездно.
Как рассказала руководитель практики медколледжа Жанна Максименко, лаборатория для обучающихся по специальностям «Лечебное дело» и «Сестринское дело» состоит из трех соединенных между собой просторных помещений с индивидуальным цветовым решением. В учебном зале для реанимации и хирургии стены выкрашены в фиолетовый цвет, педиатрии и акушерства – розовый, терапии и манипуляционной техники – зеленый. Все они под завязку укомплектованы суперсовременными тренажерами.
Сегодня очень высокие стандарты качества оказания медицинской помощи, постоянно возрастает технологичность выполняемых диагностических и лечебных процедур. Это требует от среднего медперсонала соответствующего уровня владения практическими навыками. Добиться этого возможно с помощью тренажеров разной степени реалистичности.
Жанна Максименко обращает внимание на программно-аппаратный комплекс для обучения стандартам манипуляций (всего в лаборатории их 2).
— Учащийся может просмотреть видео со звуковым сопровождением, затем самостоятельно выполнить эту манипуляцию на столе. Его действия фиксируют две видеокамеры, так что есть возможность самому посмотреть и оценить свои действия. Так работает телементор в тестовом режиме. Кроме того, его можно использовать в дистанционном экзаменационном режиме. Преподаватель смотрит видеозапись в режиме онлайн, сидя в преподавательской колледжа или непосредственно здесь, в лаборатории, и оценивает действия учащегося, — поясняет Жанна Валерьевна.
Руководитель практики медколледжа также выделяет симулятор родов «Ирина», с которым можно "общаться" в интерактивном режиме. Есть реанимационные манекены, оснащенные персональными компьютерами, позволяющими контролировать ход проведения реанимационных мероприятий. Также много механических тренажеров-манекенов для внутренних и внутрикостных инъекций.
Процесс обучения организован следующим образом. В лабораторию приезжают учебные группы на практические занятия и отрабатывают полученные ранее навыки. Симулятор — это заключительный этап работы с какой-либо клинической ситуацией. Учащиеся самостоятельно принимают решения, назначают диагностические процедуры. Преподаватель в этот процесс не вмешивается, наблюдает со стороны, в том числе с помощью видеокамер. В конце занятия с помощью экранов выявляются и анализируются ошибки.
В условиях симуляционного обучения акцент делается не только на освоении отдельных манипуляций и доведении навыков до автоматизма. Здесь учат действовать в команде, вырабатывать безопасные формы профессионального поведения и умение общаться с пациентом, подчеркнула Жанна Максименко.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.