Автор: . Дата создания:

Отдыхать — не работать, но и то, и другое требует организации. Планируя отпуск, и мужчины, и женщины ждут от него чего-то особенного. Кому-то хочется улететь как можно дальше от забот, полежать на пляже или просто посвятить время просмотру телевизора на любимом диване, отключить телефон и выспаться. Естественно, мужской и женский взгляды на отдых могут кардинально отличаться…

Женщины: «Нас ждут курорты, а мы не едем»

Вы ступали босыми ногами по шелковому песку Гоа? Или сплавлялись на байдарках по рекам Карелии? А может, и селфи с белым медведем есть?

Да, вот это отдых. Просматривая в социальных сетях фото своих знакомых и друзей детства, не перестаю удивляться: куда только наших не заносило! Вот Володя, до третьего класса не умевший шнурки завязать, покоряет Эльбрус. Марина, которая лягушек боялась, на крокодиле сидит. И даже Сан Саныч выложил фото с отдыха. Как бы я ни была рада за их веселые приключения и курортные прелести, печалит одно: у меня нет таких снимков! Потому что не ступала босыми ногами по шелковому песку Гоа, не сплавлялась на байдарках по рекам Карелии, а уж селфи с белым медведем у меня и подавно нет. В принципе, когда я только представляю, что мчусь на банане, рассекая морскую волну, бросает в дрожь: вдруг собью буек или вон ту группу в полосатых купальниках? Но если с бананом все-таки повезет, то на берегу уж точно покусает обезьянка, с которой планировалось традиционное для этих мест фото. А о том, как будет лавировать со мной на борту самолет, даже думать боюсь. В общем, такая вот туризмофобия.

Если честно, не представляю, как посвятить свой отпуск чему-то, кроме детей, хронического ремонта и закаток. Конечно, можно поехать с семьей на отдых в ту же Турцию, но, как вы поняли, это не про меня. К тому же есть опыт подруги, которая все время отсидела в номере с дочкой — ветрянку подцепили. И грустно, и смешно. Поэтому свой отпуск я проведу в деревне, где и ветрянка-то своя, родная.

Впрочем, к сельской местности у меня особое отношение: я там родилась. С малых лет знала, с какой стороны к корове лучше не подходить, как выглядят шитики и что можно есть в аире. Что такое доенка и цедилка, как обезвредить нападающего гусака и что одна курица всегда несется в коровьей кормушке. И да, лошади кусаются. А мои городские дети изучают английский и занимаются хореографией! Я в их возрасте гоняла на велосипеде под раму и пасла цыплят. В общем, получила богатейший опыт, который не раз пригодился во взрослой жизни. Поэтому не представляю, что могу лишить своих чад тех самых сельских прелестей, познания мира, который начинается с природы, и отдыха, дающего заряд на будущее. Кстати, у юных горожан, имеющих проблемы с аппетитом, в условиях сельской местности они бесследно исчезают. Не надо заставлять, просить и уговаривать, даже сало идет за милую душу. Это ли не отдых для родителей?

Я не из тех, кто может часами лежать на солнце. Если получится, лучше соберу трав для зимних чаев, пока дети будут знакомиться с флорой и фауной, естественно, под моим наблюдением. Возьмем с собой покрывало и устроим пикник, искупаемся, пусть воды по колено. Никуда не нужно спешить. Конечно, у сельчан хватает дел — они, как муравьи, все что-то делают, несут, торопятся. Но я им завидую. Так жили мои родители. Сажали картошку, квасили капусту, работали в колхозе и успевали заниматься детьми. А вот на отдых времени не хватало. Хотя тут тоже своя философия. Как-то к нам на несколько дней приезжала односельчанка — в диагностический центр на обследование. Уставшая от постоянной физической работы, как загнанная лошадь, проронила: «Хоть отдохну здесь у вас!» Но обратно, в деревню, она летела впереди автобуса, потому что там у нее простор, хозяйство и все расписано поминутно. Там ее жизнь.

Конечно, я не прочь отведать праж­ской выпечки, увидеть чудеса света и другие интересные места. Все хорошо, если бы не расстояние. К тому же, наверное, пока дети маленькие, особо и не разгонишься.

По крайней мере, я так себя утешаю. У той же Марины детей нет, а потому нет препятствий для путешествий. А может, и ремонт она уже сделала — по той же причине. Наверное, к тому времени, когда она, повидав мир, обзаведется семьей и погрузится в заботы, я со своими домочадцами отправлюсь в турне. Не исключено, что придется запастись корвалолом: в моем-то возрасте! И, вероятно, не я повезу детей на отдых, а они меня: жалко старушку, нигде ж не была. Теоретически я даже готова к путешествиям: знаю, что в Китае едят палочками, что в море плавают медузы, а в самолете разносят чай. Конечно, можно воспользоваться наземным транспортом, но стоит ли тот отдых того, чтобы потратить на дорогу приличную часть времени. В общем, как дети решат, так и будет.

Пока же в предвкушении предстоящего отпуска я озадачена тем, как лучше распорядиться деньгами. Купить пылесос или поставить дверь в тамбуре? Детям нужны шортики, маечки и прочие предметы гардероба, да и самой не мешало бы его обновить. Короче, планов громадье, но деревня — это железно. Поскольку туда я еду не за селфи, а отдохнуть душой, разместить что-то в социальных сетях не получится. Хотя какие могут быть кадры! Редчайшие. Как я в резиновых тапках качу на велике в магазин, волосы развеваются на ветру, а за мной пыль столбом, как хвост у кометы. Или удивленные лица детей, которые впервые увидели, как корова дает молоко. Живой цыпленок на ладони, огурец в кармане вместо конфет. Пусть даже селфи не получится, но картинка в памяти останется.

Кстати, многие городские не понимают, почему деревенские носят резиновые тапки с носками. Просто ноги потом легче отмываются.

Татьяна СЕРЕБРЯКОВА.

Мужчины: «Зачем белорусам тот берег турецкий?..»

Когда в свое время я был советским школьником, семья, кроме уймы прочей периодики, выписывала и сатирический журнал «Вожык». Юмор там был, прямо скажем, неважнецкий на фоне того же «Крокодила», но детская память сохранила одну карикатуру. Изображенный на ней мужчина возлежал в емкости, аналогичной той, в которой Архимед воскликнул свое знаменитое «Эврика!». Только наш гражданин свои мудрые мысли изложил в другой, стихотворной, форме: «Лепш за мора, мілы браце, ванна ў роднай хаце!»

Не сказал бы, что являюсь ярым поклонником подобного вида отдыха (если мыться, то уж куда лучше и полезнее в нашей деревенской баньке), но на южные берега как-то, честно говоря, не тянет… Возможно, в силу темперамента и физиологии не могу часами бесцельно лежать на горячем песочке. Тем более услаждать нутро всякими вкусностями по программе «все включено».

А еще подметил такой факт. Значительную часть путешественников к «берегу турецкому, испанскому, греческому, французскому и т. д.» (в первую очередь представительниц прекрасного пола) не столько манит сам процесс отдыха под палящим солнцем, сколько последующие «устные мемуары» про него в кругу приятелей, сослуживцев и соседей. Конечно же, святое дело — похвастаться своим круизом и всем друзьям в социальных сетях Интернета, выставив десятки фотографий с умопомрачительными видами. Недавно, например, вызвал у одной своей виртуальной подружки бурю гнева, когда вместо ожидаемого выражения зависти по поводу ее предстоящей поездки в Египет просто скромно поздравил с грядущим событием.

Что касается меня, то люблю отдыхать на родине. Это связано и с финансами, которые предпочитаю тратить на что-нибудь более осязаемое. Кроме того, я гораздо лучше переношу наш умеренный климат, когда, даже если уж очень крепко припечет, можно всегда укрыться от лучей под сенью деревьев, а их у нас в избытке. Как и озер, многие из которых по размерам похожи на маленькие моря. Особенно богата ими Витебщина. Дривяты, Освейское, Лукомльское, Езерище, воспетое классиком белорусской литературы Яном Барщевским, Нещердо, на берегах которого в Мурагах он и родился. И это при том, что я не отношусь к категории рыбаков, для которых Придвинье — просто Клондайк.

И все же какие бы красоты ни встречались на пути, главное богатство края — его люди. А они у нас в большинстве замечательные. Признаюсь, что меньше всего на свете люблю останавливаться на ночлег в гостиницах. Зачем, если, говоря словами уроженца Бегомльщины Алеся Ставера, гениально положенными на музыку Игорем Лученком и оранжированными «Песнярамі», здесь «сцяжыначка кожная ў прыветлівы дом прывядзе». И такое отношение встречал повсюду. И на озерной Поставщине, и на древней Полотчине, и на лесной Россонщине, в медвежьих местах Городокщины и болотистых Шумилинщины… Да и зачем куда-то уезжать из мест, где, как подметили еще наши предки, «Бог живет»!

Поэтому в свой трудовой отпуск, а он уже практически начинается, конечно же, очередной раз навещу Париж, но не тот, увидев который умирают, а свой, поставский: в этом агрогородке, кроме прочих достопримечательностей, есть и «Эйфелева башня», возведенная стараниями светлой памяти ксендза Юозаса Бульки, создавшего в Мосаре «белорусский Версаль». Неважно, что росточком она поменьше своей французской «коллеги», но туристов, желающих взобраться на нее или сфотографироваться рядом, хватает. Хотелось бы побывать и в Камаях с замечательным костелом Яна Крестителя. Пройтись вместе с паломниками, наслаждаясь незабываемыми глубокскими и докшицкими пейзажами, по пути к Будславу с его чудотворной иконой Богородицы. Если время позволит, замахнуться и на многочисленные достопримечательности островецкой земли.

Верится, что ожидания оправдаются и, говоря словами Владимира Короткевича:

«…як вопытны кормшчык,

Адкрыю найлепшую ў свеце Амерыку

(Вёску Амерыку, што пад Оршай)».

Алесь Быньков.