По мере продвижения детей по школьной лестнице уменьшается доля здоровых учеников. Виной тому – так называемые школьные болезни.
По результатам профилактических осмотров в прошлом учебном году, только 29% школьников области можно назвать абсолютно здоровыми (относятся к первой группе). 18% ребят имели хронические патологии и вошли в 3-ю группу здоровья. Половина учащихся школ и гимназий составила 2-ю группу – у них выявлены функциональные нарушения (речь идет о различных острых процессах, к которым относятся пневмония, анемия, «школьный» гастрит и т.п.).
В чем причина и как улучшить ситуацию? Корреспондент «Витебских вестей» пыталась найти ответы с помощью специалистов областного детского клинического центра.
Соблюдать баланс
Как сообщила главный внештатный педиатр области по медобслуживанию детей и подростков в учреждениях образования Людмила Яцко, по итогам 2018 года патологии органов пищеварения среди детского населения региона снизились на 5%, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки – на 25%.
Медик убеждена: свою роль в этом сыграло реформирование школьного питания, которое активно проводилось в последние годы в учреждениях образования нашей области и по республике в целом. При этом сегодня обостряется другая проблема, которая также связана с тем, что ребенок ест, но уже не в школе, а дома.
Речь идет о детском ожирении – за последнее десятилетие оно среди пациентов в возрасте до 14 лет выросло вдвое.
– Питание во многом определяет темпы роста, гармоничность развития, способность к обучению и иммунитет ребенка, устойчивость к воздействию инфекций и неблагоприятных факторов внешней среды, – подчеркивает Людмила Викторовна.
Чтобы обеспечить ребенка сбалансированным питанием, особенно в активные фазы роста, во время учебного года, когда организм испытывает большие нагрузки, медик советует ориентироваться на школьное меню.
Сегодня в школьных столовых и буфетах запрещены напитки из сухих концентратов. Вместо них – соки, нектары и прочие фруктовые напитки с содержанием натурального сока не менее 50%. Ежедневно дается бифидин или кефир. Вареные колбасы и сосиски допускаются только высшего сорта и не чаще двух раз в неделю. Под запретом острые, жареные блюда, вместо них только вареные, тушеные или приготовленные на пару.
Кроме того, с нынешнего года по рекомендации Минздрава уменьшены на 20% нормы потребления соли и сахара в организации питания детей в учреждениях образования.
Так, до 5 граммов сокращен суточный объем соли для детей (и это уже с учетом содержащих ее продуктов, изделий).
Каждое утро школьника должно начинаться с горячего завтрака, о чем, конечно, должны позаботиться родители. Можно приготовить кашу, омлет, запеканку или сырники, основное блюдо дополнить салатом и чаем. Первый прием пищи составляет 20-25% суточной нормы, обед – 30-35%, полдник – 10%, ужин 20-25%, на второй ужин достаточно чашки кисломолочного продукта с чем-нибудь легким.
Для перекусов в течение учебного дня подойдут сок, несдобное печенье, яблоко или груша. Обязательно положите в рюкзак бутылочку воды – для соблюдения питьевого режима и предупреждения простудных заболеваний, так как нередко дети пьют холодную воду из-под крана.
– Чтобы выдержать принцип рационального питания (одно блюдо не должно повторяться в течение суток и двух дней подряд), важно, чтобы мама поинтересовалась школьным меню, – настоятельно рекомендует специалист.
– Каждый день ребенок должен есть мясо, хлеб, кисломолочные продукты, каши.
Говоря о мясе, мы ни в коем случае не имеем в виду колбасу. Только говядина, птица, немного свинины, крольчатина. Если субпродукты, то первой категории – печень, язык, сердце. Каши – гречка, рис, ячневая – как менее аллергенные. Не стоит увлекаться картофелем, который из-за высокого содержания крахмала способствует ожирению. Кроме того, 2-3 раза в неделю на столе должны быть рыба, яйцо, сыр, творог, сметана. Укрепить здоровье школьника помогут свежие фрукты и овощи, причем желательно сезонные и произрастающие в наших широтах.
Не упускать из виду
Здоровье глаз – еще одна тема, на которую должны обратить внимание родители школьников.
Статистика прошлого года показала, что у старшеклассников Витебщины острота зрения в 2,6 раза ниже, чем у первоклашек.
Хотя если посмотреть на проблему в динамике лет, то можно заметить, что с 2010 по 2018 гг. снижение остроты зрения у школьников региона уменьшилось почти на два процента. Но это не отменяет тот факт, что во время учебы зрение ребенка испытывает колоссальную нагрузку, которая усугубляется сидением за компьютером, планшетом или смартфоном после уроков.
– Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, 4-5% детей носят очки еще до начала обучения, – констатирует заведующий офтальмологическим отделением ВОДКЦ Оксана Ткаченок. – Учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза. А если ребенок редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, часто болеет, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств. Наиболее частые среди школьников – спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость. Следует отметить, что именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период, поскольку у малышей еще отсутствуют достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения за партой.
Для профилактики нарушений зрения медик советует обогатить рацион школьника каротиноидами (содержатся в зеленых и оранжевых овощах, фруктах), бета-каротином (усваивается только с жирами), продуктами, содержащими витамин С и природные антиоксиданты (черника, шиповник, цитрусовые, смородина, клюква), витамины Е, В2, омега-3 ненасыщенные кислоты, цинк, селен (растительное масло, мясо, орехи, рыба, яйцо, молочные продукты) и калий (петрушка, изюм, курага и др.). И обязательно следить за освещением комнаты и осанкой ребенка во время выполнения домашнего задания.
– Когда ребенок в неправильном положении сидит за столом, из-за усталости близко наклоняется к книге, нагрузка на зрение увеличивается. Формируется так называемый синдром низко склоненной головы, перенапряжение внутриглазных аккомодирующих фокусирующих мышц и как следствие – их спазм и болезненность, – объясняет Оксана Леонидовна.
Вкривь и вкось
«Выпрямись!», «Сядь ровно, иначе будет искривление позвоночника!» – каждый из нас в школьные годы слышал это от учителей и родителей. И наверняка большинство детей не воспринимают эти слова всерьез. О том, чем опасна неправильная осанка для подрастающего поколения и в каком возрасте особенно важно держать спину прямо, рассказал детский ортопед Константин Мутюк.
Если проанализировать заболеваемость сколиозом и нарушения осанки среди школьников, то за последние восемь лет наблюдается пусть и небольшое, но снижение. И все же актуальность проблемы остается.
– Осанка формируется с 6 до 14 лет. Физиологические ее нарушения чаще всего проявляются в подростковом возрасте, когда возникают скачки роста, длина позвоночника опережает длину мышц спины, – это заметно даже по тому, как подросток ходит, – говорит ортопед.
Медик предупреждает: сформируется неправильно позвоночник – неравномерно будет распределяться нагрузка, что приведет к заболеваниям позвоночника, самое распространенное из которых сколиоз. Среди детей, имеющих инвалидность по причине данной патологии, около 70% – девочки. Это объясняется тем, что с началом полового созревания женский гормон делает соединительную ткань более эластичной, чем это необходимо.
Также специалист акцентирует внимание: если до 16 лет на нарушения позвоночника можно повлиять консервативным лечением, с помощью гимнастики, активного образа жизни, то затягивание решения вопроса может привести к развитию остеохондроза позвоночника даже в юном возрасте, когда потребуется медикаментозная терапия или вмешательство нейрохирургов.
– Сегодня детям не хватает физической активности. Раньше они играли в футбол во дворе, сейчас – на компьютере, – говорит Константин Мутюк.
– Ребенка в семь лет можно отдавать в спорт. Во время нагрузок тренируются мышцы, которые участвуют в поддержании правильной осанки. Например, хорошо влияет плавание.
Особое внимание надо уделить рабочему месту ребенка.
– Мало просто поставить подходящие стул и стол для уроков, надо научить сидеть ребенка правильно, не допускать, чтобы он сидел с книжкой на кровати или диване. Родители дома должны соблюдать ортопедический режим, контролировать осанку ребенка, особенно в период ее формирования, – советует специалист.
***
Казалось бы, все эти рекомендации медиков достаточно просты, однако родители в силу занятости, забот или недооценки последствий могут забывать об их выполнении. А ведь во время учебы в школе, гимназии, важно не только контролировать выполнение домашнего задания, следить за успеваемостью своего чада, а с таким же постоянством заботиться о его здоровье.
Фото из архива "ВВ".