Автор: . Дата создания:

Это теперь расхожее выражение «изобретать велосипед» употребляется при характеристике ненужной работы. А ведь еще 200 лет назад лучшие умы думали о том, каким механическим транспортным средством можно заменить лошадь в разрастающихся городах. В итоге на изобретение велосипеда было затрачено более полувека. С тех пор двухколесный транспорт благодаря своей компактности и функциональности, стал широко популярен у миллионов людей по всему миру.

Он: "Только не закрывай глаза"

О велосипеде с малых лет мечтают все, или почти все. Как правило, начинаем с трехколесного и с завистью смотрим на сверстников, научившихся держать равновесие и освоивших двухколесные.

В свое время у меня было два велосипеда. «Взрослик» темно-изумрудного цвета для езды в деревне во время летних каникул купила бабушка, когда я учился в пятом классе. На нем вместе с ровесниками гонял из конца в конец по немногочисленным улицам, иногда путешествуя в соседние населенные пункты. Через год «взрослик» производства Минского мотовелозавода благодаря легкомысленности наездника получил серьезное повреждение. Пытаясь показать свою лихость перед собравшейся на волейбольной площадке компании сверстников, я разогнался и от недостатка ума на несколько секунд закрыл глаза. Все было бы хорошо. Но накануне по улицам прошел грейдер, срезав часть тропинки и образовав на моем пути выступ сантиметров 25. Когда открыл глаза и заметил препятствие, тормозить было поздно. Перелетев через руль, я лежал спиной на тропинке и боялся шевельнуться. Однако обошлось без травм. В отличие от двухколесного товарища, у которого возле передней вилки была согнута рама.

Позже в городе у меня был подаренный родителями складной велосипед. Подобная новинка тогда считалась шиком и по статусу мало чем уступала нынешнему двухколесному транспорту с переключающимися передачами. В восьмом классе после учебного года я решил совершить на нем путешествие в деревню за 90 км, чтобы остаться там на каникулах. Для начала провел предварительный заезд по Старооршанской трассе. Проехав около восьми километров по достаточно гористой дороге, постепенно понимал, что крутить педали в таких условиях не для меня и нужно возвращаться. К тому же, раздражали большегрузные автомобили, обдающие сильным воздушным потоком. Наконец мой эксперимент прервал встречный «МАЗ». С кузова машины ветер сдул волну песка, который запорошил глаза. Пришлось экстренно тормозить и идти юзом в кювет.

Увлечение ездой на велосипеде у представителей моего поколения заканчивалось к 15-16 годам с появлением других интересов. Поэтому, когда лет десять назад среди горожан всех возрастов возникла мода на велосипеды, удивлялся тому, что многие ровесники и люди постарше выбрали такой способ здорового образа жизни. В принципе, против ничего не имею. Но:

Как автомобилиста велосипедисты часто меня напрягают своей легкомысленностью. Например, однажды на пешеходном переходе на Черняховского впередиидущая машина резко затормозила из-за внезапно выскочившего на большой скорости велосипедиста. Ему невдомек, что пересекая дорогу по пешеходному переходу правила дорожного движения обязывают его спешиться и вести велосипед рядом с собой. Кстати, в случае столкновения в подобной ситуации автомобилисту без свидетелей будет сложной доказать, что велосипедист ехал, а не шел, и вся ответственность за ДТП будет возложена на водителя.

Как пешеходу мне тоже не всегда комфортно. В отличие от России (да и многих других стран) велосипедистам у нас разрешено движение по тротуару. Правда, с оговоркой: не создавая препятствий для безопасного движения пешеходов. Но часто стиль езды и скорость велосипедистов вызывает тревогу. Особенно за идущих с родителями маленьких детей и мам с колясками. Ведь велосипед это все-таки транспортное средство и столкновение с ним может привести к тяжелым последствиям. Когда вижу едущего по тротуару на приличной скорости встречного велосипедиста, вспоминается собственный опыт: кувырок через руль и волна песка с машины. А вдруг нечто подобное в данный момент может случиться и с ним _ потерял внимательность, в глаз попала песчинка или, в конце концов, человеку просто стало плохо. Поэтому каждому велосипедисту хочется пожелать четкого и яркого взгляда.

Сергей Ляшук

Она: И на велосипеде леди

Велосипед сильно меняет восприятие пространства и времени. Это первое, что я ощутила, когда почти три года назад купила в Минске тогда еще новую модель «LTD» «MissCherry» немецкого. И по-новому взглянула на окружающий мир, который, в свою очередь, взглянул на меня, но не очень дружелюбно.

Ярым фанатом велодвижения меня вряд ли можно назвать. Иногда с друзьями выбираюсь на велопрогулки, но мне больше нравится ощущение свободы, когда есть только я, моя «MissCherry» и любые дороги, какие только захочу. Ты не зависишь от расписания общественного транспорта и его маршрутов. Составляешь свой собственный - и экономишь уйму времени. На работу, на встречу, в магазин, на почту и так далее - целый список дел можно переделать за день благодаря велосипеду.

Нисколько не умаляю тех же преимуществ автомобиля. В том числе главного его плюса _ машина вместительна и подходит для езды в любую погоду. Но, с другой стороны, велосипед более мобилен и, само собой, экологичен. И вообще, для здоровья это куда полезнее. Хотя бы пару раз в неделю поездить на нем на работу и с работы - вполне эквивалентная замена пробежкам, особенно если на полноценные занятия спортом нет времени.

Иногда дресс-код становится ограничением для поездки: все-таки не всякая юбка удобна, чтобы крутить в ней педали. А вот строгие брюки или даже юбка-клеш снимают проблему. Но в нашем обществе слишком развиты стереотипы, что велосипед и деловой стиль одежды несочетаемы. Когда я начала в таком виде приезжать на работу, многих это удивляло. Зато в целом, по моим наблюдениям, к девушке на велосипеде отношение несколько лучше, чем к девушке за рулем авто…

Между тем, в мире крутить педали до работы - нормальная практика. Например, в азиатских странах, особенно в Японии. Впрочем, в Европе тоже. Там вообще для велосипедистов созданы все условия: велодорожки, парковки с навесами, специальные дорожные знаки и сеть аренды двухколесных транспортных средств.

Даже при отсутствии инфраструктуры с каждым годом количество велосипедистов в Витебске растет. И все бы хорошо было в велодвижении, если бы его любители не оказались меж двух огней - пешеходов и автомобилистов. Одним они помеха на дороге, другим - на тротуарах.

Сама езжу по тротуарам из соображений безопасности: нервировать автомобилистов - себе дороже. Но и от пешеходов тоже, бывает, натерпишься. Так и мизантропом стать недолго, когда слышишь недовольство, мол, разъездились тут. Но ведь это общий тротуар, не только для пешеходов. Более того, им самим стоило бы, как говорится, разуть глаза. Идут, уткнувшись в телефоны или глядя себе под ноги, на сигналы звонка не реагируют - в ушах гремит музыка из наушников. Компании растянутся на всю ширину дорожки - ни объехать, ни обойти. Отдельные личности умудряются в одиночку и с какими-нибудь пакетами наперевес загородить проезд. Не говоря уже о выпивших гражданах и некоторых родителях, которые совершенно не следят за своими детьми. Видя на пути такие непредсказуемые препятствия, лично я и, знаю, многие другие велосипедисты предпочитают снизить скорость до минимума или вовсе остановиться, пока опасность не обойдет тебя стороной. И все равно найдутся недовольные, которые обругают просто за одно твое появление на их пути. В общем, приходится терпеть, демонстрировать чудеса маневрирования и развивать скорость реакции.

Так что если когда-нибудь в нашей стране появится инициатива Правил пешеходного движения, буду одной из первых, кто ее поддержит.

Екатерина Василькова, г.Витебск.