Автор: . Дата создания:

Минувшим летом молодожены из Витебска оказались в неприятной ситуации: незадолго до свадьбы им отказали в проведении банкета в заранее выбранном заведении. В авральном порядке пришлось искать новое место для торжества, к тому же расторгнуть договор с декораторами зала, оплатив неустойку. После долгих выяснений отношений виновные были наказаны, но настроение, как говорится, было подпорчено, да и потерянные время и деньги никто не компенсирует. Что нужно знать, чтобы подобного не произошло, выяснил корреспондент «ВВ».

Потерянные время и деньги

Иван и Светлана (имена изменены) подошли к главному событию своей жизни обстоятельно. Подготовку к свадьбе, которая была намечена на август, начали примерно за полгода. Выбрав понравившуюся дату, записались в журнале предварительной регистрации в загсе, подыскали заведение, где должен был состояться банкет. Выбор пал на столовую №2 филиала «Военсервис» в Витебске (кафе «Катюша»). Жених и невеста еще в начале февраля побывали там, поговорили с заведующей, обсудив примерную стоимость заказа и количество гостей, внесли в кассу заведения предо-плату в размере 500 тысяч рублей. Затем столовую несколько раз посещали оформители, с которыми молодые заключили договор об украшении зала. Они также получили предоплату – 1 млн рублей.

И все бы хорошо, но в конце мая, примерно за два месяца до торжества, жениху позвонила заведующая столовой, сообщив, что заведение не сможет их обслужить, так как после проверки санитарной службы закрывается на ремонт. Она, конечно, предложила забрать задаток и попыталась подсказать другие возможные места проведения торжества. Жениху и невесте пришлось нарушить все свои планы и в авральном порядке искать свободные помещения общепита, многие из которых на нужный день уже были заказаны, или обслуживание там им было не по карману. К счастью, кафе нашлось, но декорирование зала там – обязательное приложение к банкету. А индивидуальный предприниматель, с которым был заключен договор на оформление зала в кафе «Катюша», вернул лишь половину суммы задатка. И понять его можно: из-за чужого форс-мажора он не только потерял заказ, но и от других клиентов отказался.

После случившегося жених и невеста не поленились и стали искать справедливости, начав переписку с заинтересованными ведомствами.

В поисках виновных

Ответ директора филиала «Военсервис» Ларисы Ширяковой был лаконичным: чек на 500 тысяч рублей, выданный в столовой, к организации обслуживания торжества не обязывал, так как в нем отсутствуют какие-либо сведения о проведении мероприятия.

– Для организации обслуживания необходимо заключать договор на оказание услуг, где должны быть оговорены все обстоятельства между сторонами, – пояснила в письме директор. Правда, она забыла уточнить, почему в столовой №2 ни о каком договоре молодым не сообщили, а непонятный чек по кассе провели.

Более обстоятельный ответ был получен из столичного РУП «Торгово-производственное управление при Министерстве обороны», которому подчиняется витебский «Военсервис».

Генеральный директор предприятия Михаил Сакович принес молодым извинения за неудобства, а также сообщил, что в результате служебного расследования выяснилось: в сложившейся ситуации виновата заведующая столовой №2. Она оформила заказ в журнале предварительной записи неправильно, нарушив требования Постановления Министерства торговли от 29 февраля 2008 года №7 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления предварительных заказов на обслуживание, оказание услуг в торговых объектах общественного питания». За это ее лишили премиальных за месяц, но вот потраченные женихом и невестой деньги на декораторов пропали.

Но наиболее полно разобрались в ситуации в управлении торговли и услуг Витебского горисполкома, куда молодые также обратились.

Во-первых, выяснилось, что заказ отменили вовсе не из-за проверки санстанции, а из-за банальной путаницы в документах. Спустя месяц после героев этой истории в столовую №2 пришли очередные потенциальные молодожены, и заведующая производством (руководителя кафе не было) записала проведение их банкета как раз на занятую дату. Недоразумение выяснилось лишь в конце мая, и по неизвестным причинам руководство столовой №2 отдало предпочтение паре, пришедшей позже первых клиентов.

Во-вторых, заведующая действительно нарушила правила оформления заказа, за что и была наказана.

В-третьих, как требует Инструкция Министерства торговли Беларуси, заведующая столовой вовремя сообщила о форс-мажоре и предложила другие заведения для проведения банкета. Вот что говорится об этом в данном документе: «Если продавец по не зависящим от него причинам не может организовать обслуживание, оказание услуги в обусловленное время, он обязан уведомить заказчика об этом не позднее, чем за 7 дней до оговоренного дня и с его согласия обеспечить проведение обслуживания, оказание услуги у другого продавца».

И все же неприятный осадок у молодоженов остался. Определение форс-мажора в вышеназванной инструкции уж слишком неопределенно («по не зависящим от продавца причинам»), а значит, при плохом раскладе фактически любое торжество может быть сорвано. И семидневный запас времени, в ситуации, например, со свадьбой может стать критическим – найти другое свободное заведение попросту не удастся. Без правильно оформленного договора предварительного заказа вряд ли получится найти правду и в суде. Что же стоит знать, чтобы не попасть впросак?

Перестрахуйтесь с помощью документов

В ИМНС Октябрьского района Витебска, куда я обратился за комментариями, подчеркивают, что при заключении любых договоров и внесении предоплаты все субъекты хозяйствования должны принимать деньги с предоставлением кассового чека или других документов строгой отчетности. Это может уберечь вас от мошенничества и лишний раз подтвердит серьезность намерений поставщика услуги. К слову, согласно КоАП Республики Беларусь за неисполнение этого пункта еще грозит и денежный штраф до 50 базовых величин.

В управлении торговли и услуг гор-исполкома рассказали, что любой предварительный заказ должен регистрироваться в книге учета заказов и подкрепляться документом, содержащим следующие сведения: наименование продавца, сведения о заказчике, вид мероприятия или услуги, число участников, условия оплаты, номер расчетного счета и гарантия оплаты для юридического лица, дата приема и исполнения заказа, подпись лица, принявшего заказ, и так далее. Также стоит не полениться и в произвольной форме составить договор с заведением, где были бы четко прописаны ответственность заказчика и исполнителя в случае ненадлежащего исполнения обязанностей одной из сторон. При возникновении форс-мажора эти документы могут стать основанием для обращения в суд.

Кроме того, все изменения в окончательном меню-заказе могут оформляться только при согласовании с заказчиком и не позднее, чем за день до начала обслуживания. То есть уже во время застолья никто не может вас поставить перед фактом, например, что стоимость блюд поменялась.

Что касается услуг тамады, декораторов, фотографов, то и с ними в обязательном порядке должен заключаться договор о предоставлении услуг, где четко прописываются все обстоятельства заказа, а предоплата вносится только с использованием кассового чека или иного документа.

В заключение можно посоветовать нашим читателям быть внимательными и учиться на чужих ошибках.