Автор: . Дата создания:

Стартовал учебный год, для детей это период интенсивных нагрузок. Ведь необходимо и школьную программу усвоить, и кружки посетить. А старшеклассники еще записываются на всевозможные подготовительные курсы, чтобы в ближайшем будущем получить студенческий билет. При таком бешеном ритме трудно найти время на активный отдых и правильное питание. Как уберечь ребенка от перегрузок и почему следует контролировать соблюдение режима дня? Об этом и многом другом рассказала заведующая отделением гигиены детей и подростков Витебского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Людмила Маликова.

Важен режим дня

Родители порой не придают значения и не уделяют должного внимания распорядку дня своего чада. Занятые зарабатыванием денег, они ограничиваются проверкой домашнего задания, а маленький ученик, предоставленный сам себе, находит развлечения в компьютере, перекусывает на скорую руку из того, что есть в холодильнике, и укладывается спать за полночь. Отсюда проблемы со здоровьем, отметила Людмила Федоровна.

В понимании взрослых режим дня — четкое и строгое следование определенному расписанию. Но на самом деле это еще и грамотное распределение времени ребенка, чередование умственных и физических нагрузок, подчеркнула специалист. При этом нужно учитывать биологический ритм функционирования молодого организма.

Первый подъем работоспособности отмечается с 11 до 13 часов, второй — с 16 до 18 часов, но более низкой интенсивности и продолжительности 

Начать день лучше с утренней зарядки, которая поможет ребенку легко включиться в работу. После нее — водные процедуры.

Начало занятий в школе с 8.15 до 9.00 (в первую смену). Уроки во вторую смену заканчиваются не позднее 19.30. На отдых необходимо около 1 – 1,5 часа, конечно, без компьютерных игр и просмотра телевизора.

Спать ребенок должен ложиться до 22.00. Полноценным считается сон по продолжительности не менее 9 – 10,5 часа. Важно, чтобы он был в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. 

Внимание питанию

Кушать школьник должен 4 – 5 раз в день, т. е. через 3,5 – 4 часа, проинформировала Людмила Маликова. Домашний завтрак, обязательно горячий и довольно плотный, составляет четверть от суточной потребности ребенка. В него могут входить различные каши плюс мясо, рыба, творог, яйца, сыр.

Не следует от них отказываться от второго завтрака и обеда в школьной столовой

Второй завтрак и обед дети получат в школе. Не следует от них отказываться, ведь питание в учреждениях образования организовано на должном уровне, уточнила врач. Причем учащимся предоставляется возможность сделать предварительный заказ, а во многих школах есть и выбор блюд из нескольких вариантов.

Второй завтрак обычно составляет 10 – 15% суточной калорийности, и организуется он в основном после второго урока, обед — 35 – 40% от дневного рациона, проходит в 13 – 14 часов.  Вернувшись из школы, ребенок должен покушать, если он не сделал этого в школе.

Последний прием пищи — ужин дома и не позднее 19.30. Его калорийность — около 20 – 25% от суточной нормы. Хорошие варианты — запеканки, тушеные овощи, салаты, фрукты. За час до сна можно выпить кефир, скушать йогурт, творожный крем. Отмечено, что режим в еде помогают соблюдать семейный прием пищи и отсутствие перекусов.

Домашние задания и досуг

Первоклашкам «домашку» не задают, ученики 2-х классов на ее выполнение должны тратить не более 1,2 часа, 3 – 4-х классов — 1,5 часа,  5 – 6-х — не более 2 часов, 7 – 8-х — 2,5 часа,  9 – 11-х — не свыше 3 часов. Если школьник занимается во вторую смену, делать уроки вечером не следует — дневная нагрузка значительно снижает работоспособность, посоветовала Людмила Федоровна.

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам — чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач. Длительность последнего — не более 1,5 часа 2 — 3 раза в неделю. Но лучшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе, занятия в спортивных секциях.

В идеале ребенок должен находиться в состоянии движения от 4 до 6 часов в день

Необходимый двигательный минимум складывается из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.

Под контролем зрение и осанка

Нынешнее поколение не может представить свою жизнь без телевизора и компьютера — главных врагов детских глаз. Едва скинув ранец, многие сразу садятся за электронные игрушки, а старшеклассники с помощью гаджета выполняют домашние задания. В итоге страдают и зрение, и осанка, отметила специалист. Поэтому родителям, прежде всего, нужно ограничить время пребывания детей за компьютером.

Детям от 5 до 7 лет можно проводить перед экраном монитора около 30 минут ежедневно.

Этого времени хватит для того, чтобы посмотреть вечерние мультфильмы, послушать сказку или поиграть в развивающие игры.

Детям от 7 до 12 лет разрешается немного увеличить этот интервал — до одного часа в день, подросткам — до двух часов в сутки.

Также мамам и папам необходимо следить, чтобы через каждые 30 — 40 минут работы за компьютером ребенок делал десятиминутные перерывы. Расстояние от монитора должно быть не менее 40 см. Категорически запрещается работать в темноте.

И важно не забывать про осанку: спина должна касаться спинки стула, а его форма соответствовать естественным изгибам позвоночника.

Школьнику надо рассказать и о предназначении мобильника, так как сегодня переговорное устройство превратилось в игровое. Идя в школу, возвращаясь домой, а бывает, и на уроках ребята умудряются играть в компьютерные игры на телефоне. Это не только отвлекает от учебы, но и негативно влияет на зрение, сказала врач.

Эпилог

— Режим — понятие из взрослой жизни, и знакомить с ним детей необходимо как можно раньше, — в заключение порекомендовала Людмила Маликова. — Но первые самостоятельные шаги сына или дочери лучше контролировать.  До определенного возраста родители должны думать, все ли они сделали для ребенка сегодня и как организовать его день завтра.

Фото Антона Степанищева