Автор: . Дата создания:

Утро. У кабинета врача-невролога детской поликлиники Полоцкой центральной городской больницы Елены Степанец (на фото) один за другим появляются родители с детьми разных возрастов. Смена в поликлинике — 6 часов, потом начинается работа в центре раннего вмешательства (ЦРВ), расположенном здесь же. Его возглавляет этот опытный доктор с более чем 40-летним стажем.

Главный лозунг — начать рано 

ЦРВ без натяжки можно назвать центром притяжения. Сюда обращаются родители детей в возрасте до 3 лет с задержками речевого развития и другими нарушениями.

— Мамы и папы приходят с самыми разными вопросами. Например, почему ребенок самостоятельно не садится, не ползает, хотя уже пришло время; почему плохо спит... Бывает, родители опасаются, например, не аутизм ли это. Мы проводим диагностику для того, чтобы либо подтвердить опасения, либо посоветовать, что нужно сделать для того, чтобы ребенок полноценно развивался дальше, — поясняет Елена Степанец. — Сегодня есть множество способов и возможностей помочь малышам. Например, тесты, с помощью которых выявляются  нарушения развития у ребенка. Их результаты позволяют педагогам, дефектологам выбрать наиболее оптимальную методику реабилитации. В центре функционирует кабинет ЛФК, где инструкторы проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми. Консультации не прекращались и во время пандемии COVID-19. Родители присылали видеоматериалы о своем малыше, мы их просматривали, обсуждали, давали рекомендации. 

Самый главный лозунг ЦРВ, поясняет специалист, — начать рано, то есть как можно скорей установить диагноз и приступить к лечению. В раннем возрасте у ребенка самый мощный реабилитационный потенциал.

— Считаю, что первичная диагностика лежит на детской поликлинике, — говорит Елена Степанец. — Мы обслуживаем Полоцк, Полоцкий район и деток в возрасте до трех лет из Глубокского, Россонского, Поставского, Ушачского и Верхнедвинского районов.

Кстати, специалисты, отвечающие за здоровье детей, рады, что деятельность центра волнует не только чиновников сферы здравоохранения. Кабинеты для него были отремонтированы с помощью ОАО «Полоцк-Стекловолокно», игрушки и яркую мебель предоставил Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), недавно помощь оказали члены БРСМ, которые приобрели утяжелители для работы с гиперактивными детьми.  

— Все наши запросы удовлетворяются, — говорит руководитель центра. —  Мы должны понимать ценность каждого ребенка, ведь он имеет право на жизнь, развитие, лечение, образование и самое главное — право на любовь.

Три кита 

Интересуюсь у Елены Степанец, от каких самых распространенных ошибок она предостерегает родителей.

— Во-первых, всегда убеждаю мам, что надо кормить ребенка грудью. Это теперь технологии вскармливания достигли небывалых высот. А что было бы с человечеством, если бы женщины не кормили грудью 100, 200, тысячу лет назад? «Не думайте  о том, сколько у вас молока, просто кормите. Для развития ребенка это очень важно», — советую я им.

Во-вторых, стремлюсь донести до каждого, что есть три кита, на которых держится благополучие ребенка: безопасность, полноценное питание и солнечный свет (витамин D). Безопасность на первом месте. Ведь что она значит? Это мамины руки, вовремя покормленный ребенок, соблюдение правила вытянутой руки, когда нельзя оставлять малыша дальше этого расстояния. Это обеспечение необходимой среды, когда дитя начинает ползать и нужно убирать всё, до чего он может дотянуться. «Как спит, как кушает, правильно ли его ношу, нужно ли подходить к ребенку, когда он плачет?» — эти и многие другие вопросы задают мамы младенцев. После годика родителей интересует, как малыш говорит, общается. Но ведь речевое развитие можно проследить у ребенка и до года. Есть определенные этапы, о которых я также расспрашиваю у родителей. Как гулит, как лепечет? Кстати, это делают даже глухие дети. А дальше уже возникают вопросы из плоскости общения, ведь после шести месяцев ребенок начинает «говорить» на родном языке. А гулят и лепечут дети всего мира одинаково.

В-третьих, вопрос семейной ориентированности. Неправильно всё зацикливать только на женщине. Кроме нее, на прием мы приглашаем и папу или предлагаем с бабушкой прийти, или со старшими сестричкой или братиком. Они приходят, помогают, рассказывают, как общаются с малышом. Это воспитывает причастность, родство.

О прививках 

Есть категория родителей, которые отказываются прививать своих детей. Какова точка зрения на этот вопрос у опытного доктора?

— Я сторонник прививок, — убежденно говорит Елена Степанец. —  И вся моя семья делает их регулярно. Я оканчивала медицинский вуз в 1982 году. Мы еще видели, как детки умирают от кори, через какие страдания проходят болеющие дифтерией. И мне не хочется, чтобы это повторялось. Несколько лет назад в Москве были зафиксированы случаи тяжелейшего заболевания — полиомиелита. А ведь у нас с этим городом прямая связь, каждый день туда ходят поезда и другой транспорт. Если идут какие-то конфликты у соседей, если нарушается прививочный цикл, сразу возникают очаги заболевания. Мы делаем прививки детям от тех болезней, которые не лечатся. Те, кто по каким-то соображениям от этого отказывается, чаще полагаются на непроверенную информацию из интернета. Важно знать, что такие  «теоретики-советчики» никогда не видели умирающих детей, которых своевременно не привили. Эти «знатоки» не стояли у постели и не смотрели в глаза детей, в которых угасает жизнь. Что касается  осложнений от прививки, то они могут быть от любого лекарства, в том числе от аспирина. В целом считаю, что прививки — это одно из достижений цивилизации, и главный показатель их эффективности то, что наши детки живы, что у нас низкая детская смертность.

Елена Степанец — победитель республиканского конкурса «Врач года» в номинации «Врач-педиатр» — добивается хороших результатов у детей с тяжелыми нарушениями развития. В ее семье медицине служит уже четвертое поколение.  Елена Степанец одна из немногих удостоилась чести получить  персональное поздравление с новогодними и рождественскими праздниками от Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.

Фото Натальи КОНОХОВОЙ.