Психотерапевт, психиатр, психолог — чем они отличаютсяи почему поход к этим специалистам сегодня стал востребованным? О том, кто и зачем прибегает к их помощи, узнала корреспондент «ВВ», послушав истории «клиентов»,и пообщавшись со специалистами.
Когда возникают проблемы с физическим здоровьем, мы чаще всего знаем, к какому врачу следует обратиться или какие профилактические меры принимать, чтобы не заболеть. Чего не скажешь о психическом здоровье. Часто люди забывают, что о нем тоже нужно заботиться и что существуют специалисты, которые могут в этом помочь. Однако есть и те, кто обращается за квалифицированной помощью. Некоторые из них согласились поделиться своими историями.
«У меня депрессивный невроз»
– Сейчас не могу вспомнить, какая именно проблема послужила сигналом обращения к врачу – все накапливалось постепенно, – говорит Екатерина, 22 года. – Я не могла спать: ночью снились кошмары и схватывали судороги. Также посещали навязчивые депрессивные мысли о том, что я никому не нужна, плохой работник и т. д. Часто дергала входную дверь за ручку, чтобы убедиться, что она закрыта, даже ночью вставала. Постоянно проверяла, выключен ли газ, закрыты ли форточки. Начались головные боли, дрожание и онемение рук. Поняла, что это не нормально и я не могу самостоятельно справиться.
Начала искать информацию в интернете, читать отзывы и спрашивать совета у знакомых, куда обратиться. Так пришла к частному психотерапевту, но только со второго раза нашла своего врача.
Специалист объяснила, что у меня депрессивный невроз, наблюдаться буду не меньше года, но все это лечится. По совету подруги решила обратиться еще и к психологу, чтобы разобраться в своих проблемах. Сначала было тяжело рассказывать о своих чувствах и переживаниях незнакомому человеку. Но потом пришло понимание, что тебе это действительно нужно и никто кроме себя самой тебе не поможет. Психолог всегда внимательно слушает и задает уточняющие вопросы. На ее лице нет неприятных эмоций и осуждения, и это располагает к откровенности.
Заболела я после сильных физических и эмоциональных перегрузок. Одно время приходилось много работать, закрывать долги по учебе в сжатые сроки и писать диплом. Потом нужно было быстро переехать – найти квартиру и трудоустроиться. Начала осваивать незнакомую деятельность, загружала себя работой и боялась не справиться. Еще уехали друзья в другие города, поэтому приходилось часто быть наедине со своими мыслями.
Родители не знают, что у меня депрессивный невроз, не хочу, чтобы они переживали и постоянно спрашивали о том, как я себя чувствую.
«Я грызу ногтии заедаю стресс»
– Я училась в медицинском, а сейчас работаю психиатром, поэтому диагнозы поставила себе сама, в дальнейшем психотерапевт их подтвердила, – рассказывает Дарья, 24 года. – У меня онихофагия – грызу ногти, а также страдаю компульсивным перееданием. Такие проблемы распространены у людей. Я не принимаю никаких таблеток, просто прорабатываю проблемы с помощью разных методик.
Онихофагия проявляется во время стресса или из-за того, что это просто уже вошло в привычку. А компульсивное переедание случается, когда не получается понять или выразить свои эмоции. Тогда начинаю связывать их с едой. Потому что так проще: когда ем, понимаю, мне хорошо или стыдно, то есть анализирую свои эмоции во время еды.
Сейчас ногти уже не грызу (показывает мне свой маникюр. – Прим. авт.), потому что прорабатываю свои проблемы с психотерапевтом. Рассказала обо всем врачу, так как мне это мешает жить и ухудшает социализацию. Хотелось избавиться от вредной привычки и непонятных эмоциональных всплесков.
В психиатрии есть такой специалист, как супервизор – учитель и психотерапевт для врача. Ему мы должны сообщать о работе и самочувствии, он подсказывает, где, возможно, мы допустили ошибки с пациентом, а также при помощи разных техник помогает избавиться от накопленных эмоций. Ведь когда ты работаешь с психически нездоровыми людьми, это не проходит бесследно. Мы с одногруппниками даже часто шутили, что когда у нас будет супервизор, мы сможем жаловаться на людей.
С супервизором и самостоятельно работаю над своими расстройствами, и результат не заставляет себя ждать. Хочется сказать, что не нужно бояться идти к врачу, если имеются подобные проблемы. Если с ними не работать на начальном этапе, то это может перерасти уже во что-то более серьезное.
О чем говорят психологи?
Чтобы узнать, чем отличаются специалисты, к кому и когда нужно обращаться и какие психические проблемы сегодня самые распространенные, мы обратились к частному психологу Виктории Плешковой.
– В чем отличие между психотерапевтом, психиатром и психологом?
– Основное отличие в том, что психиатр и психотерапевт – врачи. Они могут прописывать необходимые медикаменты, выставлять диагнозы, назначать необходимые обследования и лечебные процедуры. Психологи же не вправе это делать. Они используют только психодиагностические и психокоррекционные методики в зависимости от направлений, в которых они работают, и могут порекомендовать обратиться к врачу в случае необходимости.
Психологи – это специалисты, которые работают в основном со здоровыми людьми. Они помогают принимать реальность и существовать в ней так, чтобы это не было болезненно и губительно.
– С какими проблемами к вам чаще обращаются?
– Приходят с тревогой разной степени выраженности, в том числе той, которая уже дотягивает до болезненного состояния. Также распространены депрессия и кризисные переживания, связанные с возможными изменениями, которые будут происходить в жизни человека.
– Люди какого возраста к вам приходят?
– Психологи специализируются в работе по возрастам – одни только с детьми, другие – со взрослыми, есть те, кто преимущественно работает с пожилыми (геронтопсихолог) и др. Мои клиенты – начиная с подросткового возраста и где-то до 55 лет. Лично ко мне чаще приходят люди 30 – 40 лет.
– Сегодня к психологу обращаются чаще, чем раньше?
– Да, сегодня обращаются чаще, чем несколько лет назад. Я работаю с 2003 года. Раньше многие путали специалистов: психолога и врача-психиатра. Слова, в составе которых есть корень «псих», пугали. Думали, что если идешь к психологу, значит, ты ненормальный. Сейчас люди понимают, что у каждого есть внутренняя жизнь и то, как мы чувствуем себя эмоционально, влияет на общение, работу и качество жизни. Когда прорабатываешь внутренние проблемы, то улучшаются отношения, самочувствие и даже внешний вид человека.
– А связаны ли частые визиты с тем, что нынче люди больше общаются в интернете, чем в жизни? Или, возможно, есть подражание зарубежной «моде» на поход к психологу?
– На мой взгляд, обращаться стали чаще скорее потому, что уровень образования людей повышается, информация становится более доступной. Можно найти в интернете истории людей о том, как им помогли, и это дает надежду другим.
Не думаю, что ко мне ходят из-за того, что это «модно». Да, несколько человек заинтересованы в личностном росте, то есть они здоровы, но им интересно разбираться в себе.
– Как понять, что нужно идти к психологу?
– Давайте начнем от обратного, кому не следует обращаться. Психически здоровый человек – это не тот, кто ничем не болен. Это прежде всего человек, находящийся в состоянии благополучия, при котором он может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, развиваться. Он является активным участником социума, то есть полезен обществу. Если это про вас, значит, вам не нужно к психологу.
А кто-то часто сталкивается с одними и теми же проблемами, у него возникают постоянно одни и те же конфликты или ситуации, он будто ходит по замкнутому кругу. Это означает, что есть какая-то проблема и с ней нужно разбираться. Возникновение чувства эмоционального неблагополучия, неадаптированности к жизни, повышенной раздражительности, упадок сил – все это тоже говорит о том, что нужно набраться смелости и обратиться за помощью к психологу.
О чем говорят психиатры?
В чем отличие между психотерапевтом и психиатром? С таким вопросом мы обратились к психиатру Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Анастасии Кузнецовой.
– Психиатр работает с заболеваниями с психотическими проявлениями, то есть когда человек слышит какие-то голоса, видит галлюцинации, зависим от алкоголя, у него нарушена социализация и так далее, – говорит врач. – Психиатр лечит медикаментозно, он купирует все эти проявления, может также подключать психотерапию, если имеет соответствующую подготовку.
Психотерапевт больше делает упор на лечение словом: беседы, упражнения, задания, чтобы проработать проблемы пациента. Выписывать лекарства он тоже может, но все же чаще использует терапевтические методики.
Основное отличие в тяжести заболевания.
– С какими проблемами к вам приходят люди?
– Обращаются с шизофренией, галлюцинациями, голосами, бредом, суицидальным поведением, деменцией, тревогой, нарушением сна и алкоголизмом.
Кто-то приходит сам, кого-то привозят. Например, если человек часто пишет жалобы, а когда приезжает милиция, говорит несвязные вещи и неадекватно себя ведет. Привозят и тех, кто не может выйти из запоя.
– Что может послужить причиной таких заболеваний?
– Всегда по-разному, бывает, у людей есть предрасположенность к определенному заболеванию. Очень часто влияет сильный стресс, когда умирает близкий человек или не получается устроиться на работу. Стресс может перерасти в расстройство адаптации, вызвать суицидальные мысли или спровоцировать запой.
– Как понять, что нужно обращаться к врачу?
– Когда появляются суицидальные мысли, чтобы они не перешли в действие, галлюцинации и голоса в голове. Если человек не может прекратить употреблять алкоголь. Когда постоянно выполняет какие-то ритуалы, например, произносит какие-то слова или заклинания 10 раз, и пока он их не скажет, то на работу не выйдет. Обращаться надо, когда что-то мешает полноценно жить и работать.
– Были ли случаи, когда вы направляли пациентов к другому врачу?
– Было наоборот, девушка хотела посещать психотерапевта, но она была в тяжелом психическом состоянии, и ее перенаправили ко мне.
– Какой совет как врач вы бы дали людям?
– Не бояться обращаться за помощью к врачам, если чувствуете, что с вами что-то не так. Мы не ставим каждого обратившегося на учет и не отправляем бумаги на работу. Чем раньше человек осознает, что не здоров, тем больше шансов, что его нарушения не перерастут в более серьезный диагноз.
Иллюстрация из открытых источников.