Поиски мотивации
Что делает тот или иной школьный предмет интересным для ребенка?
Многое из того, что приходится изучать, на первый взгляд может показаться довольно скучным. Но если повезло с преподавателем — произойдет чудо, и скучные буквы и цифры из учебника превратятся в нечто увлекательное и заслуживающее внимания. Детям бывает сложно разделить понятия «предмет» и «учитель, преподающий предмет». Если не понравится педагог, то, скорее всего, не будет нравиться и предмет. И наоборот.
Крайне трудно найти школу, в которой все преподаватели были бы креативными. Но зато можно помочь своему ребенку понять, что же интересно конкретно ему, и подобрать учебное заведение с учетом данных потребностей.
Как помочь сыну или дочери определить свои интересы? На самом деле это не так сложно: нужно просто слушать и слышать ребенка с раннего детства. Например, если вы видите, что ваше чадо рисует на обоях – не спешите ругать. Отведите его в кружок рисования, где можно будет заниматься любимым делом, не портя при этом ваше имущество. Не может и минуту посидеть спокойно, постоянно бегает-прыгает? Значит, вам пора отправляться в спортивную секцию. Каждая такая возможность «попробовать себя» повышает шансы найти то занятие, которое ребенка по-настоящему заинтересует. А если момент упущен и школьник уже почти взрослый, можно обратиться к психологу и разобраться в этом вопросе с его помощью.
Теперь предположим, что вам удалось помочь ребенку определиться с его интересами. Отныне у него есть представления о том, чем ему хотелось бы заниматься, а соответственно, есть конкретная цель и мотив учиться. В итоге на первый план выйдет ряд предметов, которым нужно уделять внимания больше, чем остальным. Ради них можно и школу поменять.
Что делать с остальными предметами, спросите вы. Учить ради оценки и собственного развития. Аттестат, так или иначе, важен при поступлении.
Однако усердная учеба ради оценок самих по себе, но не ради знаний, себя не оправдывает. И происходит так из-за отсутствия истинной цели – применения будущих занятий в жизни, раскрытия творческого и интеллектуального потенциала ребенка. Вместо этого школьник (и/или его родители) придумывают ложную цель: «учиться на десятки», к примеру. Что происходит с такими детьми по окончании школы? У них есть аттестат с хорошими оценками, но нет понимания, чего они хотят. Они не знают, куда им податься и чем заниматься, так как учеба была для них самоцелью.
Опасная проекция
Пожалуй, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая, — проецирование своих ожиданий на дочку или сына. Папы и мамы верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них самих в детстве. Некоторые не допускают даже мысли о том, что у ребенка могут оказаться совсем другие предпочтения. Давление родителей бывает тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.
Приведем пример — опять про рисование. Женщина в детстве мечтала стать художницей, но у нее не было возможности учиться рисовать. Когда подрос ее сын, дама отдала его в художественную школу, и более того — была убеждена в его исключительных способностях. На деле же никакого таланта у мальчика не было, как и желания заниматься рисованием. Ребенок промучился несколько лет, неся на своих плечах груз нереализованных желаний мамы, прежде чем все-таки бросил художественную школу.
Возможна и обратная ситуация: родитель добился успеха в какой-то сфере, например, в спорте, и, зная отрицательные стороны такого увлечения, старается оградить своего ребенка от него. Казалось бы – что в этом плохого? Родитель просто оберегает свое чадо от ошибок. Но подумайте — от каких ошибок? От своих, тех, которые он сам совершил когда-то… А имеют ли они отношение к ребенку? И вправе ли мы лишать детей возможности хотя бы попробовать?
На данные вопросы каждый взрослый, несомненно, должен ответить сам. И взять за это ответственность, так как от наших ответов, скорее всего, будет зависеть вся дальнейшая судьба сына или дочери.
Родители, помните, что ваш ребенок — это личность, ничего не должная вам, но до какого-то момента зависящая от вас и нуждающаяся в вашей поддержке и в вашем признании ее как самодостаточной.