Проблемы, с которыми может столкнуться первоклассник, несут риски для здоровья и успеваемости в последующем. Что советуют специалисты?
Поступление в школу – важный и ответственный этап для самого ребенка и для родителей. В первом учебном году школьнику предстоит непростой период адаптации к своей новой роли, новой обстановке и окружению. Специалисты утверждают: для привыкания первокласснику может понадобиться от месяца до полугода.
Что важно учитывать взрослым, чтобы адаптация прошла наиболее безболезненно для их чада? На какие тревожные сигналы надо обращать внимание, если вдруг что-то пошло не так? Да и в целом как поддержать здоровье школьника? Об этом мы поговорили со специалистами Витебского областного детского клинического центра.
В 6 или 7 лет?
Этим вопросом задаются многие родители. И неспроста. Ведь от степени готовности ребенка к школе во многом зависит его последующая адаптация.
– Готовность к школе – это интегральная характеристика развития ребенка, включающая прежде всего определенный уровень состояния здоровья, физического, личностного, интеллектуального и речевого развития. Чаще всего неготовыми к систематическому обучению оказываются дети с недостаточным уровнем развития речи, выраженными дефектами звукопроизношения, несамостоятельные, робкие, имеющие заторможенность, повышенную утомляемость, – говорит заведующий педиатрическим дошкольно-школьным отделением областной детской поликлиники ВОДКЦ Людмила Яцко.
В то же время, если ребенок хорошо освоил алфавит и счет и даже умеет писать, это еще не значит, что он готов к учебе, как нередко ошибочно полагают некоторые взрослые.
– Механическая память у детей в таком возрасте очень хорошая, но для поступления в школу должно быть сформировано словесно-логическое мышление, – добавляет психолог Центра здоровья молодежи ВОДКЦ Инна Титова. – Кроме того, крайне важна психическая зрелость. Она включает познавательную активность (должен быть интерес узнать что-то новое), мотивацию к учебе (формируется в семье) и произвольную регуляцию деятельности – когда ребенок способен концентрировать свое внимание не только на том, что интересно, но и на том, что важно, может оттормаживать спонтанные реакции, не идти на поводу у сиюминутных желаний.
Кстати, именно на последней составляющей психолог делает особый акцент. Произвольная регуляция формируется в ходе игровой деятельности дошкольника. Проще говоря, играючи, он примеряет на себя различные роли, что затем ему пригодится в дальнейшем, когда он будет выполнять роль ученика. Именно игра является ведущей деятельностью в развитии всех психических функций в дошкольном возрасте.
Специалист настаивает: ребенку надо предоставить возможность наиграться, причем нельзя ограничиваться только детским садом, дополнительными кружками и секциями. И приводит аргументы из своей практики:
– Многие дети сейчас ненаигравшиеся. Они потом видны в подростковом возрасте, когда школьники учатся на отлично, познавательная сфера у них хорошо развита, а эмоциональная – недостаточно, что в дальнейшем может повлечь за собой нарушения психического здоровья.
Из практических наблюдений психолога, не стоит спешить отдавать ребенка в школу. Тому подтверждение и статистика: около 80% детей готовы к школе к семи годам и только 20% – по достижении шести лет. Кроме того, только к семи годам созревают лобные доли головного мозга, отвечающие за речь, память, концентрацию внимания и прочие важные повседневные функции.
Не всегда на пользу ребенку амбиции родителей, которые во что бы то ни стало стремятся отдать своего отпрыска в гимназию, переоценивая его реальные возможности и способности.
Первый звонок — тревожный
– От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависят здоровье, успеваемость ребенка в последующие годы, – подчеркивает важность проблемы Людмила Яцко. – Трудности данного периода проявляются чаще всего в ухудшении наиболее чувствительных параметров сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем и особенно нервно-психической сферы.
Среди первых признаков школьной дезадаптации педиатр называет нарушения в поведении, снижение речевой активности, неустойчивое эмоциональное состояние, незначительное ухудшение аппетита, изменение качества сна. Если все это проходит в течение 2 – 3 недель, значит, адаптация прошла достаточно легко. Если же нарушения становятся более выраженными и длительными, плюс к этому появляются боли в животе, частое мочеиспускание, изменения температуры тела, усиленное потоотделение, сыпь, то стоит говорить об адаптации средней тяжести, которая уже снижает общую сопротивляемость организма. В результате это приводит к снижению массы тела, нарастанию астеноневротических реакций (возникают апатия, быстрая утомляемость, головокружения, тошнота), снижению гемоглобина в крови, ухудшению нервно-психического здоровья, падению общего мышечного тонуса, частым и длительным простудным заболеваниям.
Психолог советует обратить внимание, не грызет ли ребенок ногти, ручку, не кусает ли губы – это может быть признаком развивающегося невроза. Тревожность, беспокойный сон, потеря аппетита, попытка пропустить занятия под надуманным предлогом болей головы, живота и т. п. – также возможные сигналы, что в школе пошло что-то не так. Специалист отмечает, что в последнее время на приеме все больше появляется детей с проблемами адаптации.
– Взрослые нередко дожидаются крайней черты, когда ребенок встает утром и начинает просто рыдать. Нежелание идти в школу зачастую воспринимают за обычные детские капризы, не замечая признаков стресса. А ребенок потом на приеме у психолога, как только родители выходят за дверь кабинета, признается: «Если меня еще раз отведут в школу, я себя просто убью», – приводит пример Инна Владимировна. – Дезадаптация в начальной школе чаще всего связана не с учебным процессом, а с несложившейся социальной ролью – например, не нашел контакт с одноклассниками или нет понимания с учителем. В большинстве случаев это идет от заниженной или, наоборот, завышенной самооценки, которую, к слову, формируют родители, близкое окружение. После нескольких неудачных попыток социализироваться в школьной среде ребенок замыкается в себе, накапливает обиду, в конечном итоге это может вылиться в невротическое расстройство. Также дезадаптация возникает из-за того, что ребенок оказался попросту неготовым к школе.
Не знаниями одними
Чтобы первый год учебы для школьника прошел легко, важно участие родителей, причем речь не о жестком контроле выполнения домашних заданий и гиперопеке с беганием к учителям по поводу и без, чтобы узнать, как чадо справляется на уроках.
– Первые три месяца и без того для ребенка стрессовые, он привыкает к новой обстановке, учится общаться в коллективе, главное на данном этапе – установить хорошие взаимоотношения с учителем и одноклассниками. Учебная мотивация сформируется в процессе учебы, и со стороны родителей в первый год важно не отбить желание ходить в школу. Нужно находить любую мелочь, чтобы похвалить первоклассника (например, за хорошо сложенный портфель), интересоваться, с кем в классе познакомился, что нового узнал, – советует Инна Титова.
Как укрепить здоровье школьника
За годы учебы школьник может приобрести не только полезные знания, навыки и умения, но и, к сожалению, некоторые заболевания или усугубить уже имеющиеся. Педиатр приводит следующую статистику: каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушения осанки (асимметрию плеч, лопаток, сутулость и т. д.), возникающие в результате ослабления тонуса мышц спины. Также некоторые дети приходят в школу уже с гастритом или предрасположенностью к нему. Более половины первоклассников еще до начала занятий имеют те или иные функциональные нарушения.
– В структуре заболеваемости в начальной школе преобладают болезни органов дыхания, кожи. К середине школьного периода возрастает доля патологий опорно-двигательного аппарата (в частности, нарушение осанки) и органов зрения (преобладает миопия). К концу обучения лидируют болезни органов зрения и опорно-двигательного аппарата. В этой связи уже с первого класса следует обратить особое внимание на состояние осанки и зрения у малыша, – говорит Людмила Яцко.
Учитывая нагрузку на глаза во время занятий, медик рекомендует дома ограничить для ребенка время пребывания за компьютером, планшетом или смартфоном.
Возвращаясь к проблемам с осанкой, Людмила Яцко напомнила о важности правильного выбора портфеля и его ношении. В 1 – 2-м классах вес ранца не должен превышать полутора килограммов, в 3 – 4-м – не тяжелее 2 кг, в 5 – 6-м классе – не более 2,5 кг, 7 – 8-м – до 3 кг, у старшеклассников ноша может доходить до 3,5 кг.
Отдельно врач остановилась на питании – важном звене в цепочке формирования и поддержания здоровья школьника.
– Питание определяет темпы роста, гармоничность развития, способность к обучению, адекватность иммунных реакций и устойчивость к инфекциям, – поясняет педиатр.
Меню школьника должно обязательно включать мясо (птицу, говядину, кролика), рыбу, крупы (гречка, рис, овсянка), кисломолочные продукты (преимущественно с бифидобактериями), яйца, фрукты и овощи, причем лучше сезонные и произрастающие в данной местности. Из сладостей стоит предпочесть зефир, пастилу, мармелад, в качестве ссобойки – яблоко, банан. Интервал между приемами пищи не должен превышать 3,5 – 4 часов.
При формировании домашнего рациона специалист советует родителям ориентироваться на школьное меню, чтобы не повторяться и тем самым поддерживать сбалансированное по жирам, белкам, углеводам питание, которое поможет ребенку набраться сил и усваивать учебный материал.
– Чтобы учеба была на благо, а не во вред, родителям необходимо строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, тщательно следить за состоянием ребенка, его весом, ростом, нервно-психическим развитием, обеспечивать оздоровление, правильный режим дня, близкий к принятому в школе, рациональное питание, закаливание, частые прогулки на свежем воздухе, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Это актуально для всех школьников, независимо от возраста, – в заключение говорит педиатр.
Фото Дмитрия ОСИПОВА