Автор: . Дата создания:

Не волнуйтесь, но вам нужно срочно в больницу. Пусть понаблюдают, – после осмотра говорит врач-педиатр Елена Иванова маме трехлетнего Никиты. – Совсем плохо дело? – в панике спрашивает женщина. – Не переживайте, скорее всего, просто лимфоузлы воспалились, – спокойным голосом объясняет врач. – Но животик у ребенка болит, по глазам вижу. На всякий случай нужна консультация хирурга. 23 года Елена Александровна лечит маленьких пациентов, а заодно просвещает, успокаивает, иногда даже ругает их родителей. Почти 18 лет она трудится на одном участке – сейчас это филиал №1 областной клинической детской поликлиники ВОДКЦ. Многие родители называют ее врачом от Бога и второй мамой своих детей: Елена Иванова и не скрывает, что она трудоголик и на работе в любое время дня и ночи. Корреспондент «ВВ» узнал, как проходит рабочий день детского врача.

Медлить нельзя

Обычный рабочий день педиатра состоит из двух частей: трехчасового приема пациентов в поликлинике и посещения больных на дому по вызовам.

В день нашего визита у врача была вторая смена, а значит, сперва мы отправляемся на участок. К слову, в зоне ответственности Елены Александровны сейчас 760 детей. С самого утра она уже побывала в поликлинике, получила список вызовов и адресов, где накануне была скорая, – туда нужно обязательно зайти на следующий день.

На вооружении у врача фонендоскоп, амбулаторные карточки некоторых пациентов, бланки направлений на анализы и в больницу, а также «неотложка» – комплект медикаментов, которые могут пригодиться в срочном порядке, чтобы, например, сбить жар, облегчить дыхание при обструкции легких и так далее.

В обычные дни педиатры посещают 20 – 25 больных в день, а в период сезонных простуд – до 40. Елена Александровна помнит годы, когда свирепствовал грипп и нужно было оказать помощь 60 детям за день. Тогда врачей даже снимали с приема в поликлинике, чтобы они обслужили участок. Как только успевали?

– Бывало, целый день на ногах, уже как выжатый лимон, а к детям приходишь – и утомление как рукой снимает, – рассказывает Елена Иванова. – Помощь им нужна! Какая усталость? Улыбаешься, успокаиваешь, играешь, а заодно осматриваешь.

По твердому убеждению врача, в медицину нельзя идти ради престижа или по велению родителей. Необходимо призвание, а в педиатрии еще – большая любовь к маленьким пациентам.


«Стать врачом, работать с детьми или в роддоме я мечтала с третьего класса»


– Стать врачом, работать с детьми или в роддоме я мечтала с третьего класса, – вспоминает Елена Александровна. – Хотя в семье медиков нет. Окончила школу с золотой медалью, поступила в медуниверситет. Учиться было очень интересно, подрабатывала в больнице. Закончила вуз с одной четверкой, с полуторагодовалым сыном на руках.

Кстати, ни он, ни дочка по моим стопам не пошли. Выучились на инженера и экономиста. Наверное, слишком мало маму дома видели – всё на работе, с пациентами. А как иначе? Даже если рабочий день закончен, а звонят «мои» родители. Как не ответить, не помочь, не подсказать?


При посещениях на дому случается всякое.


К примеру, родители, вызвав врача, передумывали и не пускали в калитку, в лихие 1990-е один нетрезвый гражданин даже натравил на педиатра собаку. Один из первых самостоятельных выходов на участок Елене Александровне запомнился посещением неблагополучной семьи: пьющие родители, недосмотренные, ослабленные дети. У одного малыша молодой специалист определила пневмонию, вызвала скорую, тем самым спасла ребенка. К сожалению, впоследствии дети оказались в приюте…

Здравствуйте, доктор!

– Какая «красота»! – не без юмора изрекает, осматривая горло 10-летнего Ромы, Елена Александровна. – Хорошо по улице побегали, простудились? Что принимаете?

До этого мама звонила врачу лично, консультировалась. Елена Иванова знает Романа с рождения, бывала «в гостях» много раз.

– Сильно температурил вчера, думала, не справимся без скорой, – рассказывает мама. – Потом начали процедуры по вашему совету, и стало легче. Спасибо большое! Не зря я вас называю второй мамой Ромы.

У ребенка тонзиллит, врач выписывает рецепты, и мы отправляемся дальше.

Во дворе дома, откуда поступили вызовы, играет много детей, и почти все здороваются, издалека узнавая своего врача.


Сперва просто «тетя» или «доктор», потом уже Елена Александровна


– Это же мой участок, почти у всех побывала, – с улыбкой отмечает Елена Александровна. – Как только меня дети не называют, пока растут! Сперва просто «тетя» или «доктор», потом уже Елена Александровна. А есть у меня девочка, для которой я просто Лена.

– А сами не болеете? – интересуюсь у врача.

– В первые годы работы часто болела, подхватывала инфекцию, а потом организм адаптировался, выработал иммунитет, – объясняет врач.

Еще один вызов – к трехлетнему Никите, который уже день почти не ест, не играет, много спит.

– Наверное, животик болит. Скорую вызывали, но сказали, что это не отравление и живот мягкий, – жалуется мама. Сам-то ребенок еще не может рассказать.

– Если будет больно, ты глазками моргай, – просит Никиту Елена Александровна, прощупывая живот.

– Давайте не будем рисковать, – произносит врач. – Надо съездить в больницу, к хирургу. Пишу направление. Скорее всего, это просто лимфоузлы воспалились, но все же (Впоследствии, к счастью, так и оказалось. – Прим. авт.).

Уже выйдя из квартиры, Елена Александровна объяснила свою тревогу: многие заболевания у детей, особенно совсем маленьких, развиваются очень быстро, и медлить нельзя. Еще одна проблема – невнимательность родителей. Бывает, малыши незаметно проглатывают мелкие предметы или даже таблетки и гаснут на глазах. Попробуй разберись, в чем дело.

– Помню, вызвали меня на дом к трехлетнему ребенку, у которого уже несколько дней были понос и рвота, – вспоминает Елена Александровна. – Мама думала само пройдет. А у ребенка развилось сильнейшее обезвоживание. Счет шел на минуты. Я передала малыша скорой, его едва спасли в реанимации.

Еще один вызов, на котором побывал я, – к 16-летнему Жене. Температура, боль в горле. Типичные признаки ОРВИ.

– Придется тебе, дружочек, дома посидеть, – говорит, выписывая лекарства, врач.

На что жалуетесь?

В кабинете поликлиники, где идет прием, светло и уютно. Есть компьютер, весы, ростомер, игрушки для совсем маленьких пациентов и огромный стеллаж с амбулаторными карточками.

С Еленой Ивановой на приеме ее правая рука – медсестра Людмила Рябоконь. Они работают вместе не один год и понимают друг друга порой без слов.

Порог переступает полуторагодовалая Алина с мамой. Пришли на комплексную прививку, которую нельзя делать без полного осмотра врача. Сперва малышка боится людей в белых халатах, но потом любопытство берет верх, тем более у Елены Александровны в руках игрушка.

– Держи игрушку и садись ближе, – начинает осмотр врач.

Трехчасовой прием рассчитан не менее чем на 15 больных, но поскольку в коридоре собирается живая очередь, их обычно больше. В сезон простуд приходит до 40 – 50 малышей и подростков.

Следующий пациент – четырехлетняя Полина, которую привел папа. Насморк, температура, горло болит.

Девочка давно знакома с Еленой Александровной и легко общается с ней.

– Пока обойдемся без антибиотиков, попробуйте вот эти лекарства, – говорит папе врач, записывая все рекомендации на листке.

– Спасибо, доктор, – прощается он.

– До свидания, тетя Лена! – добавляет Полина.

Замечаю, что Елена Иванова заполняет не только бумажные рецепты, но и электронные – на компьютере.

– Это последнее новшество, – рассказывает она. – Выдаем пациентам электронные карточки, по которым в аптеках РУП «Фармация» они могут купить лекарства без бумажного рецепта.

Ох уж эти родители…

По мнению Елены Ивановой, самое сложное в работе педиатра – не столько определить болезнь у ребенка, который зачастую не говорит или с трудом может объяснить свои ощущения, сколько достучаться до родителей, завоевать у них авторитет.


Условно мам и пап можно разделить на две категории


Условно мам и пап можно разделить на две категории: обращающиеся по любому чиху и те, кто тянет с посещением врача до последнего. Доставляют хлопот детским врачам и чрезмерно «продвинутые» взрослые, начитавшиеся статей в интернете, а также сторонники «здорового образа жизни», отрицающие любые медикаменты и прививки.

– Беседуем с такими, объясняем, но, к сожалению, не всегда получается, – сетует Елена Александровна. – У меня на участке большинство родителей ответственные, доверяют врачу. Медики работают по специально разработанным для каждого заболевания протоколам лечения, хотя, конечно, определенный выбор у врача имеется. Но никто не будет рисковать здоровьем ребенка. Благодаря прививкам, например, сегодня нет эпидемий тяжелейших заболеваний. Нельзя отрицать и эффективность антибиотиков, хотя, признаюсь, я не тороплюсь их назначать: в идеале организм ребенка должен познакомиться с ними как можно позже.

Еще один неприятный момент в общении с некоторыми родителями – это, мягко выражаясь, эгоизм и грубость.

– Есть эмоционально несдержанные люди, – говорит врач. – Берешь без очереди малыша с высокой температурой – возмущаются, ругаются. Я порой говорю таким: «Здесь же ваши дети! Какой пример вы им подаете?» К счастью, такие случаи у нас очень редки.

– Это, наверное, очень трудно – каждый день быть с больными детьми? – интересуюсь у Елены Александровны.

– Просто я люблю детей и свою работу, – отвечает она. – Спасибо наставникам, врачам от Бога – Светлане Леонтьевне Брестской и Людмиле Георгиевне Аксёновой, которые еще в интернатуре многому научили меня.

От автора. Хочу поздравить Елену Иванову и ее коллег с приближающимся Днем медицинских работников! Добра вашим семьям, благополучия и благодарных пациентов!

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.