Автор: . Дата создания:

Интернет пестрит примерами о том, как переболевшие коронавирусной инфекцией спустя определенное время или теряют обоняние снова, или сталкиваются с трансформацией вкусов и запахов. За примерами далеко ходить не пришлось. В нашем коллективе из переболевших COVID-19 трое столкнулись с такой проблемой.

«Такой противный шампунь!» 

Алена переболела коронавирусной инфекцией полгода назад. Первый симптом, свидетельствующий о данном заболевании, – отсутствие обоняния – появился сразу. И только спустя месяц после болезни коллега снова стала различать запахи и вкусы.

– Хотя очень странное ощущение, когда ты ешь и не чувствуешь, что ешь, словно жуешь траву, – призналась она. – Немного побаивалась, что обоняние не возвратится. Но, слава Богу, обошлось. А спустя семь месяцев стала замечать другие метаморфозы, которые снова заставили меня задуматься: или со мной что-то не так, или я снова заболеваю. Явных признаков инфекции не проявлялось, вроде соблюдаю все меры предосторожности: хожу на интервью в маске, обрабатываю руки антисептиком, но вот с запахами снова возникла проблема. Это остро ощутила во время Пасхи. Все вокруг, в том числе и на работе, кушали яйца. Я и сама их ела, потому что люблю. Но как только наступал черед белка, меня начинало мутить. Этот тошнотворный, как мне кажется, ни с чем не сравнимый запах преследует и теперь, стоит только зайти в комнату приема пищи.

Алена не может описать, с чем его можно сравнить. В ее «арсенале» прежде таких запахов не было. Дальше – больше. Совсем недавно обнаружила, что ее любимый, пахнущий свежестью, шампунь отдает какой-то тухлятиной, вызывает такое же тошнотворное состояние. Пришлось его сменить. Более того, по этой же причине коллега сменила и зубную пасту, которая вдруг стала пахнуть каким-то химическим веществом.

– Такое ощущение, что для меня открылись ранее неизвестные запахи. И не могу сказать, что они приятные, – поделилась коллега.

«К шашлыкам немного охладел» 

– Если бы не последствия от COVID-19, проявившиеся в тысячекратно выраженных запахах, я бы не охладел к шашлыкам и молочным продуктам, – шутит коллега Петр.

Почти год назад он переболел коронавирусной инфекцией. С высокой температурой в больницу попал тогда, когда перестал различать запахи. В медучреждении диагностировали COVID-19. Уже на третий день лечения почувствовал вкус банана. Постепенно возвратились и другие запахи. А спустя полгода стал замечать такие же метаморфозы, как и Алена.

– Избирательно на смену одним вкусам пришли другие, объяснить и сравнить которые нельзя ни с чем, – говорит он. – Если я раньше умудрялся готовить шашлык даже в домашних условиях – так любил, то сейчас запах мяса обострился настолько, что особого желания его есть нет. То же могу сказать и о молочных продуктах. Когда-то употреблял по литру молока в день, сейчас запах молочки сравним с чем-то кисло-тухлым. Может, таким образом я убавлю свои аппетиты?

Петр подчеркнул, что ранее известные ему запахи усилились многократно, он их улавливает мгновенно. Жена не успеет разрезать лимон, как он из другой комнаты спрашивает: «Лимон режешь?» Едет в общественном транспорте в маске, рядом жует жевательную резинку пассажир, а Петру кажется, что от него разит печеным луком.

– Мы не представляем, какие последствия ждут человека после перенесенной коронавирусной инфекции. Мы все – первопроходцы. И кто знает, может, перед нами откроются новые возможности, мы научимся управлять запахами? – заключил он оптимистично.

Изменила Dolce&Gabbana 

У Виктории всегда был обостренный нюх. Духи в стиле унисекс сводили с ума. Она готова была идти хвостиком за обладателем резкого, терпкого парфюма. Не потеряла обоняния и во время болезни: запахи только притупились. Когда в палату заходила сестричка с ног сшибающим шлейфом духов, несмотря на слабость и недомогание, интересовалась: «Какие духи?» – «Молекула», – в ответ. Хоть какая-то разминка для ума, который атаковал вирус. Еще тогда, балансируя в пограничном состоянии между реальным миром и отключкой из-за приема хининсодержащих таблеток, Виктория подумала: «Надо приобрести».

И только спустя полгода после болезни в ее косметичке появилась «Молекула», хотя до этого предпочитала исключительно Dolce&Gabbana.

– Как же приятно тревожил этот запах, когда болела, – признается Виктория. – А когда стала пользоваться, не смогла оценить по достоинству «Молекулу». Она отдавала пережаренными на прогорклом масле грибами. И дело не в духах, а в моем искаженном восприятии конкретного запаха. К сожалению, многие другие ранее приятные для меня ароматы теперь не так будоражат. В разговоре с коллегами поняла: и другие переболевшие коронавирусной инфекцией столкнулись с такой проблемой – искажением, а то и неприятием прежде любимых запахов.

Комментарий  специалиста Татьяна Ризо,  участковый терапевт витебской  городской поликлиники №1: 

– Эта проблема знакома и мне. Вот уже год прошел, как переболела  COVID-19, а до сих пор полностью не восстановилось обоняние. Это странное ощущение, когда тебе все равно, ешь ты  лук или мандарин – вкус одинаков и схож с каким-то химическим неизвестным веществом. Многие переболевшие коронавирусной инфекцией в качестве первичного, а то и единственного симптома  называли потерю обоняния (аносмия). При этом у заболевшего могло не быть насморка или выделений из носа, но он переставал чувствовать запахи. Все, что связано с COVID-19, ново и неизведанно. Встречались пациенты, которые отмечали сильное выпадение волос. Есть достаточно обоснованная теория, что нарушения обоняния при COVID-19 в ряде случаев являются проявлениями поражений в центральной нервной системе, в частности, нервных рецепторов в мозге, отвечающих за обоняние, что подтверждали исследования, проводимые в России и других странах. Потом этот симптом пропадал, к переболевшим возвращалась обоняние. Но у некоторых спустя какое-то время снова возникали вопросы по этому поводу. Пациенты с искажением запахов (паросмия) обращаются и к нам. Через несколько недель и даже месяцев после перенесенного коронавируса некоторые жалуются, что кофе для них теперь пахнет помоями, а собственный пот – луком. Многие отмечают, что охарактеризовать новые ощущения сложно: они совсем не похожи на привычные, знакомые. Но в одном все страдающие от непонятных симптомов солидарны: их нельзя назвать приятными. Интенсивность дискомфорта бывает разной: кому-то просто пришлось отказаться от кофейных напитков и сменить зубную пасту, а кто-то практически не может есть. На приемах, которые я провожу, раньше не требовался алкотестер для определения наличия алкоголя в крови пациента, настолько нюх был отличным, а теперь из-за снижения обоняния приходится им пользоваться. 

Безусловно, люди волнуются, приходят в поликлинику за консультацией. Таких пациентов направляем к оториноларингологу, который после визуального обследования назначает внутриназальные препараты, рекомендует для тренировки обоняния вдыхать по 10 – 15 минут сильные концентрированные вещества – лук, чеснок, кофе. При необходимости назначает гормональные противовоспалительные препараты, физиотерапевтические процедуры. Словом, предлагается комплексный подход в лечении паросмии.

Фото из открытых источников.