20 апреля 1986 года в Витебске на коласовской сцене состоялась премьера спектакля «Дзед і Жораў». Этот дебют витебской труппы кукольников и стал днем рождения заслуженного коллектива Республики Беларусь — Белорусского театра «Лялька», который в эти дни отмечает свое 35-летие.
Праздничные мероприятия начнутся в четверг и продолжатся до воскресенья. «Лялька» покажет свои лучшие постановки и пригласит на театральный капустник, на котором с шутками и прибаутками вспомнит, как появилась на свет, как делала первые шаги и как доросла до признания не только в родном городе, но и далеко за его пределами. Об этом же, только в серьезном тоне, наш закулисный разговор с художественным руководителем театра Виктором Климчуком (на фото).
– Виктор Игнатьевич, вы помните, как прошел тот первый спектакль театра кукол?
– Очень хорошо помню. Зрители его встретили с восторгом. Все хвалили актеров. Была атмосфера эйфории. Хотя сегодня понимаю, что сцена не совсем подходила для постановки. Декорация громоздкая, детали (что очень важно для кукольного спектакля) не просматривались. Потом мы переделали спектакль под свою сцену, использовали марионеток. Но тогда это было для города событие. Через пару месяцев повезли «Дзеда і Жорава» на фестиваль в Гродно, и он был признан лучшим спектаклем.
– А кому пришла идея создать в Витебске театр кукол?
– Не самостоятельный театр, а кукольную труппу при Национальном театре имени Якуба Коласа. Это была идея тогдашних директора Геральда Асветинского и главного режиссера Валерия Мазынского, которые таким образом хотели приучить детей с малого возраста к театру и литературному белорусскому языку. Я в то время из Волгоградского театра переезжал в Украину, в Ровенский, но очень хотел вернуться на родину в Беларусь. От кого-то узнал, что собираются набирать кукольную труппу в Витебске и написал письмо в театр. Меня пригласили. Город мне понравился, показался открытым, дружелюбным, вдохновляющим на творчество. Но прежде надо было создать труппу. На то время в Коласовский театр была приглашена только одна профессиональная актриса-кукольница – выпускница минского театрального вуза Ольга Корзун. Затем в Белгородском театре кукол нашли актера из Витебска Юрия Семенченко. Остальных набирали в Витебском культпросветучилище. Никто из них не работал с куклами. Кроме того, нужны были механик-конструктор, портниха. Такие специалисты отыскались в Могилеве. Я ощущал, что все вокруг хотели помочь. Пошел к руководству города и сказал, что нужно жилье, и нам выделили восемь двухкомнатных квартир. Все было как в сказке. Мы первое время замечательно уживались с драмтеатром под одной крышей, а потом начались проблемы. Репетировать на сцене нам приходилось ночью после вечерних спектаклей коласовцев. Начинали в 22 – 23 часа и заканчивали ранним утром. Сначала было даже интересно, всем нравилось, но я понимал, что постоянно так продолжаться не может. И спустя три года сказал, что нужно отделяться в самостоятельный театр.
– Видимо, коласовцы не хотели вас отпускать на вольные хлеба? Драмтеатру было хорошо иметь в качестве спутника детский театр.
– Конечно, не хотели. Дирекция театра даже предлагала построить нам отдельный зал. Возможно, в таком случае мы бы и не ушли, и неизвестно, как сложилась бы судьба «Лялькі». Но дальше обещаний о собственной сцене дело не сдвинулось, и я стал добиваться отделения от Коласовского театра. Параллельно труппа занималась самообразованием, актеры учились водить кукол, работать с разными системами, пели, танцевали. Все трудились на большом энтузиазме. А спустя некоторое время счастливо для нас сложились обстоятельства – освобождалось здание бывшего горкома партии, и нам предложили его занять. Это я сейчас так легко говорю «предложили», но тогда пришлось походить по кабинетам, подключились и горожане, которые успели полюбить театр кукол. И в 1990 году нам передали этот особняк на улице Пушкина, который сегодня всем известен как дом «Лялькі». Не скрою, многие говорили, что на вольных хлебах, без опеки драмы, мы не выживем, театр развалится. Одно дело – заниматься чистым творчеством, другое – взять бремя хозяйственных забот, а их было немало. Надо учесть, что это были трудные 1990-е годы, когда многое разваливалось, а мы создавали новый театр.
– Но «Лялька» не только выстояла, но и вскоре заявила о себе и в Беларуси, и далеко за ее пределами.
– Когда еще шел ремонт здания на улице Пушкина, мы решили, что в репертуаре нужен спектакль для взрослых. И тогда приглашенный режиссер Олег Жюгжда поставил «Загубленую душу, або Пакаранне грэшнiка» по произведению Яна Барщевского. Мы повезли его на международный фестиваль и получили Гран-при, а также награды во всех номинациях. Начало самостоятельной жизни было счастливым. Театр приглашали во многие страны. Мы побывали во Франции, Германии, Тунисе, Польше, Иране, Турции, Сербии. Спектакль «Брэменскiя музыкi» произвел фурор в Хорватии и Черногории. Если был конкурс – привозили главные призы. Нас и в Америку звали, но не случилось. На поездки как-то находились средства. Часть оплачивала принимающая сторона, часть – Министерство культуры, часть – сам театр. Творческому коллективу нужно гастролировать, выступать, чтобы определить свое место в культурном контексте, оценить себя со стороны. К сожалению, в последнее время театр стал меньше выезжать. Причина банальная – все стали считать деньги, удается вырваться в Россию – в Москву, Казань, Чебоксары. Это менее затратно. А недавно вмешалась и пандемия.
– Коронавирус внес коррективы в работу театра и в родном городе?
– Пандемия дала о себе знать. Но мы много репетировали. Поставили уличные спектакли и играли в оздоровительных лагерях, во дворах школ. А потом смогли открыть и зал, где соблюдали все санитарные нормы по дистанцированию зрителей. Пришлось отказаться от полюбившихся в городе вечеров для взрослых, на которых зрители участвуют в старинных играх, разучивают бальные танцы и т. д.
– Если вернуться к теме фестивалей, то «Лялька» сама проводит его во время «Славянского базара». «Кукольный квартал» стал неотъемлемой частью программы международного форума искусств.
– Я вспоминаю, как ко мне подошел Родион Басс, работавший в то время директором фестиваля, и предложил реализовать кукольный проект на базе нашего театра. Я согласился и под это даже выбил два кондиционера. И на фестиваль стали приезжать труппы из США, Польши, Сербии, других стран. В этом году пригласили Украину и Россию. У «Лялькі» за 35 лет появилось много настоящих друзей. Особо теплые отношения у нас с театрами из Мытищ, Белгорода, Казани, Пензы, Махачкалы. Есть преданные зрители из Витебска, Полоцка, Новополоцка, Орши, которые приходят на все премьеры. Это очень приятно!
– В прежние времена, чтобы попасть на спектакль «Лялька», люди занимали огромные очереди. С одной стороны, это показатель популярности театра кукол, с другой, возникал вопрос о расширении, необходимости открыть еще один зал. Сейчас об этот не идет речь?
– Сегодня многие покупают билеты в интернете, поэтому таких очередей, как раньше, не наблюдается. Не говорю уже о пандемии, которая пугает людей, и, видимо, правильно. А по поводу расширения рассматривались разные варианты. Построить еще один зал за зданием театра. Ведь проблема не только в маленьком зрительном зале, а в отсутствии складских помещений. Я сам с трудом понимаю, как сегодня удается уместить на небольшой площади декорации и куклы к 47 спектаклям?! Потом предложили другое здание – бывшего клуба металлистов на улице Энгельса, 2. Более того, нам его передали и даже был сделан проект, но не нашлось средств его реализовать. В конце концов, то здание продали на аукционе, а проблема новой сцены и подсобных помещений для театра осталась.
– Сколько сейчас в репертуаре «Лялькі» спектаклей?
– Более тридцати. Каждый год выпускаем по две премьеры. Не очень хочется говорить о грустном накануне дня рождения, но приходится. И это касается пополнения труппы. Мы хотели бы пригласить выпускников академии с актерским образованием, но не можем предоставить жилье. А зарплаты у артистов не такие большие, чтобы снимать квартиры за свой счет. Поэтому присматриваемся к учащимся Витебского колледжа культуры и искусств, но и там много иногородних.
– Я понимаю, что все театральные постановки для вас родные, но есть самые любимые?
– К ним могу отнести «Мастак. Вяртанне ў Віцебск». Я очень долго подступался к спектаклю о Марке Шагале. Но не мог найти ход, а потом понял – он в самой автобиографической книге живописца «Моя жизнь». Концепцию подсказывали и картины Шагала. Удалось привлечь к работе талантливую художницу из Мурманска Софью Шахновскую, которая создала кукол, сценографию. Этот спектакль о любви художника к Витебску. Постановка стала лауреатом фестиваля «Золотой Витязь». Особо выделяю все спектакли, поставленные по произведениям Владимира Короткевича. Это «Ладдзя роспачы», «Скрыпка дрыгвы й верасовых пустэчаў», «Забыты скарб». Мне очень нравятся «Загубленая душа…», «Брэменскiя музыкi», «Хлопчык-зорка», «Чорная курыца».
– Какие задумки вынашиваете? Чем порадует повзрослевшая на год «Лялька»?
– Хочу поставить спектакль о сегодняшнем дне. Нашел хороший материал – произведение российской писательницы Людмилы Шевцовой «Наследник». Такой тематики на нашей сцене не поднималось.
– День рождения театра празднуете каждый год?
– Да. Мы называем его фестивалем одного театра. Стараемся приглашать на праздник труппы из других городов и стран. В нынешнем году, по понятным причинам, гостей не будет, но, думаю, это переживем, а в будущем вернемся к устоявшейся традиции.
– Что хотели бы пожелать театру в день рождения?
– Удачных постановок, любви маленьких и взрослых зрителей, интересных гастролей, по которым мы соскучились.
В 1985 году при Национальном драмтеатре имени Якуба Коласа создана труппа актеров-кукольников.
В 1990-м труппа отделиласьи был основан самостоятельный театр.
В 2000 году Белорусский театр «Лялька» получил почетное звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь».
Фото Вячеслава Шайнурова.