Автор: . Дата создания:

Помните сказку братьев Гримм о бедных мальчике Гензеле и девочке Гретель? Когда ее в детстве читала наша героиня, мечтала, как они, найти под рождественской елкой пряничный домик с леденцами в окне. А когда выросла, стала искусной мастерицей и сама превратила сказку в быль.

 

От вытинанки…

Имя Алеси Талерчик знакомо всем, кто интересуется народным творчеством. Ее работы в технике вытинанки всегда выделялись на областных и республиканских выставках. После первых экспозиций ее без раздумий приняли в Белорусский союз мастеров. Традиционным искусством вырезания из бумаги Алеся увлекала сначала мальчишек и девчонок, с которыми занималась во Дворце детей и молодежи, а затем и взрослых, когда вела курсы, работая в областном методическом центре народного творчества. И в том, что белорусская вытинанка получила статус историко-культурной ценности как элемент нематериального культурного наследия, немалая заслуга Алеси Талерчик.

Творческая жилка, рассказывает мастер, ей передалась по наследству от бабушек, знатных вышивальщиц. По отцовской линии Алеся литовских кровей, по маминой – белорусских. Папа – инженер-конструктор, хорошо рисовал. Родители поддержали решение дочери связать свое будущее с народным искусством.

– О вытинанке я узнала на третьем курсе худграфа Витебского пединститута (ныне госуниверситета). И она меня так увлекла, что решила посвятить этому виду народного творчества дипломную работу. Собирая материал, открыла для себя настоящие сокровища. Меня пускали в закрома музейных коллекций, которые мне не снились. Папа ездил со мной на свою родину, помогал переводить с литовского языка. Литовцам нравилось, что девушка из Беларуси пишет диплом об их карпиниай, а я-то исследовала белорусскую вытинанку, которую можно было найти в музеях Литвы, Польши, – рассказывает Алеся.

О вытинанке она может говорить часами. О том, что традиции передавались в семьях из поколения в поколение. Умение вырезать узоры из бумаги служило своеобразным экзаменом для девушки-невесты. Вытинанки были связаны с жизнью народа, его верованиями, представлениями о мире и являлись наиболее доступными формами художественного творчества белорусов. Ажурными вырезками из белой, черной или цветной бумаги украшали стены, полочки для посуды, двери. Они играли ту же декоративную роль, что и домотканые покрывала, рушники, расписные сундуки, соломенные пауки.

Одно время вытинанка как вид народного искусства была забыта. Ее возрождение началось в 1990-е годы в разных регионах Беларуси, на Витебщине возвращение к давней традиции связано, в частности, с именем Алеси Талерчик. Сегодня вытинанка не только заняла почетное место в историко-культурном наследии Беларуси, но и стала частью современных интерьеров, рукотворных подарков и атрибутом рождественских дней.

…к пряничному домику

Еще один признак Рождества – вкус имбирных пряников. Это тоже народная традиция, ею в совершенстве овладела Алеся Талерчик. Ее мучные изделия – настоящие произведения искусства, в которых просматриваются черты вытинанки, ткачества, вышивки.

– В детстве мне так и не удалось получить свой пряничный домик, поэтому решила, что он обязательно будет у моего сына. Первый испекла, когда он был еще маленьким. Домик, как мне показалось, получился слишком большим и не очень красивым, но вкусным, – вспоминает Алеся.

У рождественских пряников тоже своя давняя история. Началась она со времен крестовых походов. С тех самых пор европейские праздничные ярмарки назывались «имбирными», а выпечка с имбирем обязательно присутствовала на рождественском столе.

– В России есть архангельские козули, тульские пряники. В Беларуси тоже были свои традиции. На Рождество выпекали колядки, пироги и пряники, которыми угощали колядующих. Сначала моими пряниками угостились родные, потом испекла для своих и родственников мужа. Пряничный домик можно принести в качестве подарка, – рассказывает Алеся, которую теперь можно назвать и мастером кулинарного искусства.

Пряники она печет по собственному рецепту, хранит его в тайне и собирается передать по наследству. Немного раскрывает секрет – обязательно использует мед, имбирь, корицу и другие специи, особый замес теста. В одно добавляет кардамон для вкуса, в другое – душистый перец, чтобы согревал в холодные зимние дни. Но главная изю­минка – в узорах, орнаментах, которыми Алеся украшает свои изделия. Нет ни одного одинакового рисунка. Такие пряники даже жалко есть.

– Где начинается копирование, заканчивается творчество. К любому делу надо подходить с душой и любовью. А авторское пряничное искусство заключается не только во внешнем виде изделия, но и его вкусе. Так что надо их кушать. А я новые напеку, – обещает Алеся Талерчик.

Но кому все же жалко сразу съесть такую красоту, можно ею любоваться некоторое время. Имбирные пряники хранятся до полугода. А если засохнут, можно положить их в контейнер рядом с кусочком сочного фрукта, и они опять станут мягкими, советует Алеся, которая желает всем верить в рождественскую сказку и прилагать старания, чтобы мечты осуществились.

Фото Александры Ходюковой и из личного архива Алеси Талерчик.