Автор: . Дата создания:

О привлечении молодежи в отечественную легкую промышленность, востребованности кожевенников и дессинаторов, реализации творческого потенциала шла речь на встрече председателя концерна «Беллегпром» Татьяны Лугиной со студентами и преподавателями Витебского государственного технологического университета – единственного вуза в республике, готовящего специалистов для данной отрасли.

Перспективные направления 

Легкая промышленность, где сегодня трудятся преимущественно женщины, – традиционная отрасль для экономики нашей страны. Пользующиеся спросом в ближнем и дальнем зарубежье льняные и трикотажные изделия, модная и стильная обувь – те товары, по которым во всем мире узнают белорусских производителей и за качество которых потребитель голосует рублем. Сегодня в этой важной для республики сфере идут значительные преобразования: меняются подходы к развитию, консолидируются силы производителей и учреждений, ответственных за подготовку кадрового состава.

Наиболее перспективными профессиями в легпроме сегодня считаются дессинаторы, кожевенники, обувщики. Например, дессинаторов (художников по тканям, обладающих навыками работы с электронным вязальным или вышивальным оборудованием) как отдельную специальность в вузах Беларуси пока никто не готовит. А между тем их востребованность и на белорусском, и на зарубежном рынках труда высока.

Кожевенники легко находят вакантные должности: средняя зарплата на кожевенном заводе – 1200 рублей. А обувщики, столицей которых в Беларуси считается Витебск, кроме работы на таких заводах-гигантах, как «Белвест» и «Марко», способны самостоятельно разрабатывать собственные бренды и строить прибыльный бизнес.

Именно поэтому, считает глава «Беллегпрома», важно видеть эти перспективы, сориентировать молодежь и поднять престиж профессий, востребованных в легкой промышленности.

 

Кадровый голод 

Белорусский легпром испытывает острый недостаток кадров, подчеркнула Татьяна Лугина, и вопрос подготовки грамотных специалистов как никогда актуален. Тесное взаимодействие предприятий «Беллегпрома» с учреждениями высшего и среднего специального образования, их слаженная работа в вопросах обучения, мотивации и стимулирования будущих швей, обувщиков, кожевенников, текстильщиков – приоритетные направления совместной деятельности.

Средний возраст работников легкой промышленности растет год от года, отрасль почти не пополняется молодыми сотрудниками.

Новоиспеченные специалисты неохотно идут на предприятия этой сферы. Проблема возникает уже при наборе абитуриентов в вузы. Например, в ВГТУ, где еще лет 10 назад был конкурс на обувщиков и текстильщиков, сегодня их выпускается лишь 28 и 20 соответственно. Причем не все из получивших диплом останутся на выбранной стезе после обязательной отработки.

Главным стимулом для закрепления молодежи на местах председатель «Беллегпрома» видит, прежде всего, высокие зарплаты. К тому же на стадии прохождения учебной практики руководители предприятий должны заинтересовывать будущих работников, поощрять авансом, чтобы студенты стремились вернуться в коллектив, где в них нуждаются. Кроме того, что во время обучения молодые люди будут знакомиться со спецификой конкретного предприятия, тонкостями будущего ремесла, они смогут проявить себя и претендовать на рабочее место.

 

Самомотивация во главе угла 

Конечно, поднять престиж профессии легпромовца одним финансовым поощрением невозможно. Как показывает опыт последних лет, молодежь стремится не только заработать лишний рубль, но и реализовать свой творческий потенциал.

Татьяна Лугина выдвинула идею создания в школах классов легкой промышленности по аналогии с агроклассами, практика которых уже зарекомендовала себя на Витебщине.

Это позволит проводить более глубокую профориентационную работу, подробнее рассказывать будущим абитуриентам о профессиях швей, текстильщиков, дизайнеров по трикотажным полотнам и других. Также по возможности следует организовывать дни информирования, ярмарки-выставки и различные конкурсы для пробуждения творческой активности школьников и обмена опытом с уже состоявшимися профессионалами.

При этом не обязательно нацеливать юношей и девушек на поступление в вузы, ведь и ссузы дают сильную практическую базу, позволяют овладеть профессией раньше. А желающие всегда смогут повысить квалификацию без отрыва от производства.

Консолидация ведет к успеху 

Кроме обсуждения кадровой политики и насущных проблем отрасли, участвовавшие в открытом диалоге стороны нашли и точки взаимных интересов. Так, преподаватели ВГТУ высказали пожелание участвовать в художественно-технических советах концерна, узнавать о новинках зарубежных производителей от специалистов «Беллегпрома», которые нередко бывают в странах Европы и Азии, знакомятся с мировыми достижениями в сфере легкой промышленности.

– Это дельное предложение, – согласилась Татьяна Лугина. – Следует распространять отечественный и зарубежный опыт не только на предприятия, входящие в наш концерн, но и на учреждения образования, ведь завтра студентам работать на этих заводах и фабриках, они должны быть подкованными, идти в ногу со временем.

Татьяна Алексеевна акцентировала внимание на том, что «Беллегпром» все теснее сотрудничает с Евросоюзом, получает гранты на обучение узких специалистов за рубежом. Это также дает шанс молодежи перенять передовой опыт и стать первоклассным мастером своего дела.

– Многие, приходя в эту отрасль, не в полной мере понимают, что их ждет, – отметила выпускница ВГТУ, а ныне глава государственного концерна. – Легкую промышленность надо любить, здесь широкое поле для творчества и самореализации, нужно лишь нащупать тот интерес, который будет вести вас вперед. Дерзайте, у вас все получится, а мы со своей стороны будем вас поддерживать в стремлении развиваться.

Доля легкой промышленности в ВВП Республики Беларусь – 1,3%, и этот показатель растет. В отрасли – более 2000 предприятий, на которых занято порядка 64 тыс. человек.

Фото Алеси Пушняковой.