Автор: . Дата создания:

Рождение ребенка для каждой семьи — одно из самых главных и счастливых событий в жизни. Так было и с семьей витебчан Кавнис. Супруги ждали своего малыша в радостном предвкушении. Ирина родилась здоровенькой. По началу все было хорошо и ничто не предвещало беды. В семье подрастала девочка, посещала детский сад. Правда, болела часто. С каждым разом все сильнее. Пришло время и Ира стала первоклашкой. Однако болезни не утихали, постоянные бронхиты привели к астме. На семейном совете было решено, что девочка переходит на надомное обучение. Успеваемость от этого не пострадала, Ирина хорошо усваивала учебный материал. Очередная болезнь уже 13-тилетней девчонки поставила семью Кавнис под удар. Их привычный мир и уклад развернулись на 180 градусов.

Людмила Ивановна (мама Ирины) рассказала о том дне, когда жизнь разделилась на «до» и «после». Вернулись домой после очередной выписки из больницы, девочка почувствовала себя плохо. Сердце матери не подвело, сразу стало понятно, медлить нельзя. Поехали в приемный покой детской больницы, ребенок к тому времени уже стал задыхаться. Собеседнице тяжело подбирать слова, ком подступает к ее горлу. Женщина плачет, но находит в себе силы продолжить.

— Дальше все происходило как в тумане, — вспоминает Людмила Ивановна. — Врачи, уколы, реанимация, аппараты, трубки…  По мере того, как реанимационные процедуры не приносили результата, становилось ясно, что нам уже ничем нельзя помочь, но я верила в лучшее. И как обухом по голове фраза врача: внезапная остановка сердца... Словами не передать, что я почувствовала в тот момент. На счастье, рядом оказались квалифицированные специалисты, которые боролись за жизнь нашего ребенка до последнего. Дочку реанимировали, но в общей сложности Ира пробыла в состоянии клинической смерти приблизительно 20 минут.

Первое время убитая горем мать не замечала никого вокруг. Слова знакомых о том, что от дочери-инвалида, которая прикована к кровати, нужно отказаться, до сих пор болью отдаются в материнском сердце. Грела лишь мысль, что Ирина жива, пусть и стала особенной. Была одна цель — находиться рядом с больным ребенком, пытаться всеми силами выходить его. Девочка заново училась ходить, есть, говорить. Сегодня ей уже 42 года, она инвалид II группы. Это значит, что теоретически может сама о себе позаботиться. Однако, по словам ее мамы, Ирина никогда не сможет жить самостоятельно, ориентироваться в городе и зарабатывать деньги.

Людмила Ивановна признается, что пропустила много важных событий в жизни других детей. По ее мнению, это трудности, с которыми сталкивается каждая семья, где есть особенный ребенок. Только спустя годы пришло осознание, что порой здоровые дети нуждаются в материнском и отцовском внимании даже больше, чем их особенные братики и сестрички. Но она героически пыталась сделать так, чтобы все ее дети не чувствовали себя обделенными маминой любовью.

— Я очень благодарна своей семье за то, что мы смогли пройти этот непростой путь, горе нас сплотило и сделало чуточку сильнее,  — говорит Людмила Ивановна. — Достаточно важный этап в нашей жизни — социализация Ирины в обществе. Много проблем от того, что окружающие не понимают и не принимают инвалидов. Я считаю, что сегодня нужно больше говорить на тему людей с ограниченными возможностями. Говорить с детьми в школе, в семьях. Объяснять. Делать все, чтобы общество не отторгало их.

Сама Ирина производит впечатление очень оптимистичной женщины. Занимается квилингом, пишет стихи, любит петь и рисовать. Сжимая карандаш, она выводит тонкие линии. С помощью красок и бумаги она частенько придумывает разные образы, рисует пейзажи. Ирина по-своему счастлива, без ограничений. Поверьте, с ее диагнозами это большой успех!

Много сил для получения таких результатов приложили и работники отделения дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН Октябрьского района Витебска. Его заведующая Олеся Серёгина рассказала, что Ирина посещает отделение уже более 10 лет. За это время ей удалось многому научиться.

Специалист убеждена, что люди с диагнозом, не позволяющим им вести обычную жизнь, больше других нуждаются в физической и умственной активности, общении. И как только человек перестает чувствовать себя нужным, перестает общаться, работать руками и головой — пиши пропало. Многие люди с ограниченными возможностями — безгранично талантливые. Именно к их числу можно смело отнести и Ирину, которая под присмотром руководителя кружка Людмилы Фёдоровой скрупулезно занимается делом, пока не достигнет желаемого результата.

— Своих воспитанников мы называем детьми, хотя речь идет о тех, кому за 18, а некоторым и вовсе за 30, — отметила Олеся Юрьевна. — Когда ребенок неизлечимо болен, поддержка других людей просто необходима. Здесь на помощь как раз и приходит отделение дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН. Родители, которые 24/7 годами находились неотступно возле больного ребенка, получили возможность для социальной передышки, оставляя своих детей под присмотром, спокойно могут заняться своими делами. Да и у ребят в прямом смысле слова заканчивается затворническая жизнь. У нас любой может найти себе занятие по душе: от компьютерной грамотности до кружков рукоделия. Плюс ко всему происходит социальная адаптация, появляется возможность пообщаться, познакомиться.

Фото Екатерины ЛЯХОВСКОЙ.