Автор: . Дата создания:

Недавно мой знакомый, протискиваясь между узкими стеллажами продуктового магазина, задел стеклянную банку с горошком, которая упала и разбилась. Не желая конфликтовать с работниками торговой точки, мужчина оплатил стоимость случайно испорченного им продовольствия. А выйдя из магазина, задумался: обязан ли покупатель компенсировать  непреднамеренную порчу товара? Мы попытались разобраться в этом вопросе.

Как отметил начальник отдела прокуратуры Витебской области Дмитрий Кудрявцев, согласно действующему законодательству, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также – имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его. В тоже время человек, причинивший вред, освобождается от возмещения, если докажет, что это случилось не по его вине.  Проще говоря, все зависит от конкретной ситуации

Когда к порче товара привели игнорирование правил поведения в обществе или неразумные действия, платить однозначно придется.

– В супермаркете  вы взяли в руки сразу несколько упаковок с яйцами, одна из них выскользнула, часть яиц разбилась, налицо небрежное обращение с товаром, – приводит пример Дмитрий Кудрявцев. – Или, допустим, затеяли потасовку (драку) в торговом зале, в ходе которой разбились банки с продуктами. Еще один пример – пришли в магазин в состоянии алкогольного опьянения. В такой ситуации у человека обычно нарушена координация движений, снижен самоконтроль. А значит, гораздо выше вероятность случайно задеть и испортить товар. 

Не придется платить за непреднамеренную порчу, когда она частично вызвана действиями сотрудников торговой точки.

– Например, покупатель поставил аккуратно товар на ленту кассового оборудования, кассир слишком сильно дернул эту ленту, товар разбивается, – продолжает Дмитрий Кудрявцев. –  Вины покупателя нет. То же самое можно сказать, если допустим, в магазине выронишь товар, поскользнувшись на мокром полу, который плохо вытерли после мытья. Еще один пример повреждения не по вине покупателя – ненадлежащее закрепление полок или узость проходов в торговом зале. Покупатель берет товар, незначительно касаясь стеллажа, вдруг он обрушивается, продукция падает. К слову, узкое расположение стеллажей обычно практикуется в так называемых магазинах низких цен, где в торговом зале нагромождение упаковок.

Когда сотрудники магазина настаивают, что необходимо заплатить за непреднамеренную порчу товара, а вы отказываетесь, они могут попросить посмотреть ваши документы или спросить анкетные данные. Это необходимо для последующего взыскания ущерба в судебном порядке.

Но как быть, если вы понимаете, что не виноваты в случайном повреждении товара, а работники магазина требуют заплатить за него? Спор опять же решит суд, а к нему надо подготовиться.

– Желательно зафиксировать обстоятельства случившегося на видео мобильного телефона (узость проходов, мокрый пол), – советует начальник отдела прокуратуры. – Можно сделать соответствующую запись в Книге замечаний и предложений торговой точки, указав, как было дело. Надо требовать составления акта о порче товара, где также покупатель может внести замечания относительно произошедшего. При наличии видеокамер в торговом зале, суд изучит видеозапись.

Как добавил собеседник, обычно крупные торговые сети из-за случайно испорченного товара небольшой стоимости не обращаются в суд, иная ситуация с дорогостоящей продукцией.

– Видите себя осторожно в магазине, соблюдайте правила поведения в обществе, и знайте свои права, – рекомендует начальник отдела прокуратуры. – Если случайно разбили товар, не стоит идти на конфликт, надо всегда решать вопросы цивилизованным путем.

Фото носит иллюстративный характер.