Сегодня трудно представить Наталью Чернюк в другой профессии, а, как выяснилось, она не собиралась быть хореографом. Когда ее, выпускницу Ленинградского культпросветучилища, уговорили временно заменить педагога в тамбовском Доме пионеров, была убеждена, что это работа не для нее. Даже не предполагала, что, зайдя случайно в танцкласс, влюбится в это искусство навсегда. Параллельно закончила с красным дипломом Московский университет культуры и по распределению вместе с мужем приехала в Витебск.Первый коллектив молодые специалисты создали на телезаводе «Витязь» и назвали его «Антре». Балетный термин меньше всего подходил к постановкам тематических танцев про тружеников, строителей БАМа, поэтому, выезжая на различные смотры, приходилось выступать под другим именем. Кстати, название детского ансамбля «Зорька», который Наталья создала в 1981 году в ДК УБОН, она приняла не сразу.
– Когда мы объявили набор в детскую танцевальную группу, пришли 4 человека. У меня был шок, ведь в Тамбове в ансамбль трудно было попасть. Но вскоре витебский коллектив получил признание, и тогдашний директор ДК Ирина Козина решила подать документы на присвоение ему звания образцового. Но так как ансамбль существовал недолго, а нужно было не менее пяти лет, нашли документы, что с 1962 года была танцгруппа «Зорька». Вот с этим названием мы и выступали перед комиссией. Поначалу я сопротивлялась, оно у меня ассоциировалось с неуклюжими буренками, но «Зорька» прижилась и стала, можно сказать, своеобразным брендом, – говорит Наталья Чернюк.
Глядя на работы фотовыставки, представленной в областном краеведческом музее, в очередной раз убеждаешься: как часто проходишь мимо чего-то прекрасного, его не замечая.
Заслуженная артистка Беларуси Тамара Скворцова стала лауреатом XII Международного театрального форума «Золотой Витязь». «Золотой диплом» ведущий мастер сцены Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа получила за роль Бабушки в спектакле «Пахавайце мяне за плінтусам» в постановке художественного руководителя театра Валерия Анисенко.Награду артистке вручили во время торжественной церемонии закрытия V славянского форума искусств «Золотой Витязь», который длился около года и включал более 500 программ, в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве.
Монографию «История витебской окружной милиции» презентовали в северной столице в выставочном зале «Духовской круглик». Издание представила старший хранитель фондов центра культурно-воспитательной работы УВД облисполкома, архивист, краевед Инна Абрамова ( на фото слева). Такой же труд, только о витебской губернской милиции, где изложены этапы зарождения и формирования службы охраны правопорядка, под ее авторством вышел в свет около трех лет назад. Теперь желающие имеют возможность познакомиться с историей становления милиции в период с 1924-го по 1938 годы. В издании приводятся факты, версии, имена, события, подробности этого этапа жизни Витебска, в том числе и ее криминальной стороны. Материалы поданы как в справочно-документальной, так и в художественной форме. Особое внимание уделено громкому делу тех времен — убийству витебского художника Юрия Пэна. Тайна этого преступления так и осталась за завесой времени, хотя подозреваемые понесли наказание.
Издание представляет интерес не только для сотрудников правоохранительных органов, но и для простых обывателей, так как здесь раскрывается многоликая история города. Тираж книги небольшой, распространяется она на бесплатной основе. Несколько экземпляров находятся в областной библиотеке им. В. Ленина, библиотеке ВГУ им. П. Машерова, Витебском УВД. Готовится к выходу электронная версия.
Установка композиции, посвященной известной белорусской сатирической поэме, которую написал в XIX веке уроженец Городокского района Константин Вереницын, входила в план мероприятий по подготовке к областному фестивалю тружеников села «Дажынкі». Правда, никаких торжеств по поводу ее открытия в городском парке не было, слишком много других интересных событий вмещала программа праздника. Но местные жители и многочисленные гости сразу обратили внимание на веселого лесника, будто сошедшего со страниц книги. Многие фотографировались на фоне скульптуры, которая призвана была стать одной из достопримечательностей Городка. Но, увы, простояла она только два месяца. – Людям эта композиция нравилась, сожалею, что теперь ее нет, – говорит начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Наталья Гамзюк и поясняет, что «Тараса на Парнасе» забрали представители ООО «Литейный двор», – предприятия, которое изготовило скульптуру.
Мы связались по телефону с его директором Николаем Столяром, который отметил, что этот случай беспрецедентный для «Литейного двора». Предприятие выполняло работу согласно договору с Городокским УКС. Представители районной власти инспектировали изготовление скульптуры на всех этапах, принимали сначала ее в мягком материале, затем перед отправкой в Городок.
Показ пройдет с 4 по 7 декабря в витебском кинотеатре «Мир». Для тех, кто изучает французский язык, это уникальная возможность проверить свои знания. Ведь фильмы будут демонстрироваться на иностранном языке с субтитрами на русском. Торжественное открытие с участием представителей Посольства Франции в Республике Беларусь намечено на 4 декабря. В этот день также состоится показ анимационного фильма совместного производства Франции, Бельгии и Люксембурга «Давай, рассказывай». Борясь за первенство в конкурсе, папы сочиняют истории о гномах, принцессах, динозаврах и инопланетянах. Кто победит? Ответ узнает тот, кто побывает на киносеансе.Директор кинотеатра «Мир» Татьяна Екомасова отметила, что проведение Дней франкофонного кино стало доброй традицией. Это ежегодное мероприятие пользуется большим успехом не только у учащихся, изучающих французский, но и у тех, кто интересуется культурой этой страны. Татьяна Петровна надеется, что нынешний кинопоказ также соберет много зрителей. Ведь представленные Посольством Франции в Республике Беларусь фильмы заслуживают внимания: психологическая драма «Анжель и Тони», драма «Преследование», кинолента «Рина», комедия «Вместе – это слишком».
Традиционные звоны 24 православных храмов западных регионов Беларуси, четыре из которых находятся на Витебщине, предложено включить в список нематериального наследия ЮНЕСКО.Это совместная инициатива Союза музыкальных деятелей, Института культуры Беларуси и Белорусской православной церкви. На протяжении многих лет историей и традицией колокольных звонов занимается кандидат искусствоведения, преподаватель Белгосакадемии музыки Елена Шатько. Она посетила 247 церквей, паспортизировала и систематизировала 1747 колоколов XVI – XX веков. Ее изыскания легли в основу монографии по кампанологии «Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность», изданной к 1025-летию Крещения Руси. Недавно эту книгу автор презентовала в Витебске. – В издании предпринята первая попытка в белорусской кампанологии рассмотреть колокол как материальный и духовный объект православной церкви. В книгу вошли исторические сведения о звонарях Беларуси, рассказы о практике обучения звонарскому делу. Здесь помещены архивные документы о колокольных наборах белорусских церквей, формы, фотографии колоколов и сельских звонарей, нотации звонов.
– По каким признакам были отобраны раритеты, претендующие на статус нематериального историко-культурного наследия ЮНЕСКО?
Увертюрой праздника станет органный концерт известного американского музыканта Рональда Эбрехта. Его сольные выступления проходили в различных городах США, Франции, Италии, Германии, России, Китая и других стран. Кроме того он работает в составе различных камерных ансамблей, записал множество компакт-дисков.
Першыя экзэмпляры адноўленага гістарычнага кніжнага помніка нашай краіны ў дар бібліятэкам, музеям і навучальным установам Віцебшчыны перадаў намеснік дырэктара па навуковай рабоце і выдавецкай дзейнасці Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі Аляксандр Суша.
– Тураўскае Евангелле – гэта ўнікальны, не толькі беларускі, але і адзін з самых старажытных усходнеславянскіх рукапісаў, які датуецца сярэ-дзінай XI ст. Ён сведчыць пра раннія карані духоўнасці, пісьмовай і інтэлектуальнай культуры на нашых землях. Арыгінал зараз знаходзіцца ў Літве, але дзякуючы факсіміле ў беларусаў з’явілася магчымасць дакрануцца да гэтай гістарычнай спадчыны.
«Австрийская скрипичная осень» – под таким названием в областной филармонии 28 ноября пройдет концерт камерной музыки в исполнении скрипача Владислава Миценко.
Владислав – выпускник музыкальных училищ им. Гнесиных (Москва) и витебского им. И. Соллертинского, лауреат международного конкурса имени Н. Лысенко, солист-инструменталист филармонии.
Договор о сотрудничестве подписали Витебский центр современного искусства и культурный центр «Дусятская художественная галерея» Зарасайского района Литвы.
Зарасай связывает с Витебском имя известного художника Юрия Пэна, который родился в этом литовском городке. В нынешнем году там экспонировались картины из фондов нашего областного музея, витебские художники принимали участие в пленэре «Зарасай – край озерный», приуроченном к 160-летию со дня рождения Пэна.
Многие хореографы, с кем довелось поговорить за пять фестивальных дней, отмечали, что ехали в Витебск за идеями. IFMC вдохновляет, дает почву для размышлений, позволяет оценить собственное творчество. Очень важно, как считает нынешний председатель жюри, художественный руководитель театра «Киев модерн-балет» Раду Поклитару, что на одной сцене выступают опытные и начинающие коллективы, и у тех, и у других есть желание найти свой путь в искусстве. «Я сам как хореограф родом из Витебска, именно здесь в 1996 году состоялся мой дебют», – сказал признанный сегодня в мире танца модерн мастер.
Кстати, тогда Раду Поклитару не получил никакой награды. Оценивать авторскую хореографию – дело непростое, тем более, когда у членов жюри о ней разное представление. Например, профессору высшей школы театра и танца в Нойсе Клаусу Рихтеру (Германия) интересны построение произведения, история, которую хочет поведать артист. Для хореографа из Италии Эммануэле Соави, виртуозно исполнившего на вечере одноактных балетов Фавна, контемпорари данс – выражение через пластику душевного состояния. «Я порой сам не могу объяснить, что делаю, но точно знаю, что чувствую», – поясняет Эммануэле. Художественный руководитель челябинского театра Ольга Пона считает, что тело танцора должно передавать мысль, идею, критерием для нее является оригинальная лексика. Но, несмотря на разность подходов к оценке конкурсных произведений, все члены жюри сходились в главном: самое важное – яркая индивидуальность, харизма и талант. Именно это находит отклик у зрителей, о чем постановщики не должны забывать. Танец, к какому бы направлению он ни относился (классике, модерну, контемпорари, свободной пластике), если его показывают на сцене, – это прежде всего зрелище.
XXVII Международный фестиваль современной хореографии собрал в городе на Двине представителей передовых танцевальных школ более чем из 20 стран мира.
Графический символ фестиваля – меандр – очень точно отражает главную линию IFMC: вечное движение, течение, круговорот. Именно поэтому интерес к происходящему на витебской сцене не стихает вот уже 27 лет, и каждый год город на Двине на несколько дней превращается в столицу танца модерн.– Витебск всегда стоял в авангарде современного искусства. Эта традиция, заложенная художниками в двадцатые годы прошлого века, продолжается сегодня в хореографии. IFMC обрел свое лицо, стал площадкой для новаций в области танца модерн, – сказал в приветственном слове на открытии фестиваля министр культуры Беларуси Борис Светлов.
Чайная церемония – неотъемлемая часть японской культуры, которая зародилась 800 лет назад. В 1191 году буддийский монах привез из Китая чай и рассказал об обычае употребления напитка. Прежде сушеные листки необычного растения использовались в качестве лекарства. За столетия сложился свой ритуал чаепития, сформировались школы, одну из которых – Урасэнкэ – презентовала в Витебске представитель старинного рода чайных мастеров Юко Кацура. Эта демонстрация, как отметил Посол Японии в Республике Беларусь Сигэхиро Мимори, проходит в рамках фестиваля «Японская осень в Беларуси». Он сам с удовольствием еще раз приехал в Витебск и взял с собой супругу, которая очень хотела посетить город, где родился Марк Шагал. Лоретта – большая поклонница творчества этого художника.– Всем моим соотечественникам, которые гостят в Беларуси, я бы посоветовал обязательно побывать в Витебске, городе с богатейшей культурой, столице Международного фестиваля искусств «Славянский базар». Контакты между нашими странами укрепляются и в области преодоления последствий ядерной катастрофы, которую мы пережили, и в экономике, и в культуре, – подчеркнул господин посол.
Он принял участие в чайной церемонии в качестве почетного гостя и надел по такому случаю кимоно. Конечно, холл Дома кино, где проходило действо, мало походил на тясицу – чайный домик, который японцы называют маленькой вселенной. Вход в него очень низкий и неудобный, но это, как говорит Юко Кацура, символизирует границу в мир, удаленный от суеты. Пришедшие на мероприятие могли это увидеть на экране. В остальном же мастер постаралась создать атмосферу присутствия на настоящем ритуале.
Верить в свою звезду, упорно работать над собой и не останавливаться на достигнутом – именно так определяет формулу жизненного успеха талантливая могилевчанка Анна Трубецкая, победительница Республиканского конкурса юных исполнителей эстрадной песни «Хали-Хало-2014». Яркий праздник детского творчества собрал в Новополоцке 45 ребят в возрасте от 8 до 17 лет из разных регионов Беларуси и стал для них отличной школой мастерства, очередной ступенькой творческого роста.— Здесь потрясающая атмосфера, великолепная организация, искренние, доброжелательные зрители, — не скрывала эмоций Анна Трубецкая.
Девушка не может жить без музыки, мечтает стать знаменитой артисткой и с семи лет неустанно занимается любимым делом под руководством педагога Елены Левченко. В Новополоцке Анна спела две песни о маме, которой особенно благодарна за поддержку, и покорила зал искренностью. Выбор жюри был единогласным.
В Витебске прошли Дни культуры соседней страны, приуроченные к национальному празднику – 96-й годовщине провозглашения Латвийской Республики. Традиция представлять в городе на Двине, которая соединяет два дружественных народа, искусство своих соседей, зародилась давно. Бывало, Дни Латвии растягивались почти на неделю. В последние годы проходят скромнее, но всегда с некой изюминкой. На этот раз акцент сделан на танцевальной культуре ближайшего к нам региона – Латгалии.
Жители и гости областного центра имели возможность познакомиться с двумя уникальными коллективами: «Сайме» и «Лайсменя», которые выступили на сцене Концертного зала «Витебск». Каждый ансамбль оригинально и многопланово представляет национальный танец, не ограничиваясь традиционным прочтением. «Сайме», участники которого – люди среднего возраста, выступал на престижных сценах Словакии, Франции, Турции, Италии и других стран. В «Лайсменя» молодежный состав, наряду со старинными танцами, классическими образцами народной латышской хореографии он исполняет и яркие, зажигательные современные композиции.
У абласным цэнтры ўшанавалі памяць беларускага жывапісца, мастацтвазнаўцы і педагога Паўла Масленікава. На будынку па вуліцы Суворава, 3, дзе прайшлі студэнцкія гады знакамітага майстра эпічнага пейзажа, з’явілася мемарыяльная дошка ў яго гонар.
Віцебск выхаваў не адно пакаленне мастакоў. Хтосьці з іх нарадзіўся, хтосьці жыў і вучыўся ў горадзе, дзе сама атмасфера натхняе на творчасць. Сярод славутых асоб, лёс якіх звязаны з нашым абласным цэнтрам, і народны мастак Беларусі, лаўрэат Дзяржаўнай прэміі Павел Масленікаў, 100-годдзе з дня нараджэння якога адзначалася сёлета. Павел Васільевіч з’явіўся на свет 14 лютага 1914 года ў вёсцы Нізкая Вуліца на Магілёўшчыне. Уся студэнцкая, творчая і педагагічна-грамадская дзейнасць прайшла у Віцебску і Мінску і была накіравана на развіццё беларускага выяўленчага мастацтва, падрыхтоўку высокакваліфікаваных кадраў. З 1934 па 1938 гады ён вучыўся ў Віцебскім мастацкім вучылішчы. Затым скончыў Інстытут жывапісу, скульптуры і архітэктуры імя Рэпіна ў Ленінградзе, аспірантуру Інстытута мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору акадэміі навук БССР. З 1938-га працаваў тэатральным мастаком у Дзяржаўным тэатры оперы і балета. Удзельнік Вялікай Айчыннай вайны, узнагароджаны ордэнамі і медалямі. Пасля вайны ён быў загадчыкам кафедры мастацкага афармлення тканін і вырабу, а потым рэктарам Беларускага тэатральна-мастацкага інстытута. Кіраваў мастэрняй тэатральных мастакоў. Займаўся афармленнем спектакляў у Нацыянальным акадэмічным тэатры імя Я. Купалы, навуковай дзейнасцю. Але ў першую чаргу гэта выдатны мастак, аўтар шматлікіх прац, якія раскрываюць і перадаюць непаўторную прыгажосць роднай зямлі.
В музее-усадьбе «Здравнёво» состоялась презентация репринтного издания книги М. Неведомского и И. Репина «Куинджи». Издание широкой публике представили члены белорусской диаспоры Харькова (Украина) – меценаты Леонид и Людмила Рубаненко, а также директор художественной школы им. Репина в Харькове Елена Шевцова. Книга выпущена по заказу Почетного консула Республики Беларусь в Харькове Дмитрия Бугаса при активном участии консалтинговой корпорации «Рубаненко и партнеры».
Руководитель главного ведомства культуры страны Борис Светлов отметил, что прошедший XXIII Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» имел свои особенности. Ведь организаторам предстояло выполнить главную задачу, поставленную главой государства Александром Лукашенко, – сменить формат ежегодного творческого форума. И то новое, что приобрел традиционный праздник, – заслуга людей, которые находились за кулисами, но без участия которых фестиваль вряд ли был возможен. Их вклад и достижения не остались незамеченными.
Екатерина Судникова из Орши стала победительницей VI корпоративного фестиваля самодеятельных творческих коллективов и исполнителей дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» «Факел». Юная артистка признана лучшей в номинации «Эстрадно-цирковой и оригинальный жанр». В этом году фестиваль проходил в российском Белгороде. Помимо Кати, в нем принял участие еще один коллектив из Орши – образцовый ансамбль танца «Ви-За-Ви», который получил диплом лауреата III степени в номинации «Хореография». Всего же исполнители и творческие коллективы из Республики Беларусь удостоены десяти наград. Две из них завоевали представители Витебщины.
Артисты из России, Украины, Великобритании, Швеции, Испании, США, Израиля и других стран примут участие в XXVII Международном фестивале современной хореографии (IFMC), который пройдет в Витебске 19 — 23 ноября.
Пять незабываемых вечеров подарят любителям танца модерн признанные мастера этого вида искусства, давние друзья IFMC и новые для нас хореографические коллективы, которым рукоплескали самые престижные залы мира. В этом году организатор витебского фестиваля, заместитель генерального директора по специальным проектам Центра культуры «Витебск» Марина Романовская и бессменный ведущий концертов Эдуард Чернивчан побывали на танцевальной ярмарке в Дюссельдорфе и познакомились там с коллективами, которые обязательно должен увидеть Витебск. Один из них – «Jan Martens сie» из Бельгии, покажет на сцене Коласовского театра (в этом году фестиваль пройдет на двух площадках: театральной и в Концертном зале «Витебск») спектакль «Сладкая девочка сладкая». Есть также договоренность с танцорами из Южной Кореи, которые обратились к своему правительству о выделении гранта для участия в IFMC в 2015-м.
Танцевальный коллектив «Ви-За-Ви» и юная цирковая акробатка Екатерина Судникова из Орши представляют Витебщину и Беларусь на зональном туре VI корпоративного фестиваля самодеятельного творчества дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» «Факел». Всего же на конкурс в российский Белгород приехали 10 коллективов и исполнителей из нашей страны, которые победили на предварительных турах. Кстати, один из них проходил нынешней весной в Орше, а в 2013-м фестиваль принимал Витебск и тогда же в нем впервые участвовали творческие коллективы ОАО «Газпром трансгаз Беларусь».
На предварительном отборе Катя Судникова поразила конкурсную комиссию акробатическим номером «Змея», «Ви-За-Ви» также выступил убедительно. Теперь они показывают себя в финальном туре, оценить который должно жюри во главе с народной артисткой России, руководителем Государственного академического русского народного хора имени М. Пятницкого Александрой Пермяковой. Имена победителей в основных взрослых и детских номинациях – вокал, хореография, вокально-инструментальные и инструментальные ансамбли, эстрадно-цирковой и оригинальный жанр, фольклор – будут объявлены 17 октября на гала-концерте в Белгородской филармонии.
В областном методическом центре народного творчества открылась выставка-конкурс «Лазовы кош-2014». Лоза издревле использовалась белорусами для создания утилитарных и художественных вещей. Из нее плели корзины, мебель, ажурные вазы, диковинных жар-птиц. Неслучайно лозу называли красным, то есть красивым, деревом. Считалось, если до него дотронешься, приобретешь силу. В экспозиции представлены уникальные работы мастеров из всех регионов Витебщины, сохраняющих старые традиции и развивающих этот вид ремесла. Здесь можно увидеть санки из лозы, велосипед, кота, столы, табуретки, панно и много других изделий, выполненных в разных техниках.
Конкурсной комиссии нелегко было определить самых искусных мастеров лозоплетения, все изделия достойны высокой оценки. Тем не менее лучшими признаны работы Валерия Давыдова из Браслава, Михаила Гильнича из Новополоцка и Василия Симанковича из Городка. Они получили дипломы 1-й степени в разных номинациях: «Современные формы и технологии», «Декоративные изделия, пластика, мебель» и «Традиционные формы и технологии».
Репродукции работ витебского художника Александра Досужева представлены в Париже в рамках арт-проекта «Zabor». Помимо нашего земляка, ушедшего, к сожалению, в этом году из жизни, в нем участвуют шесть авторов из нашей страны: Сергей Каваль, Виктор Альшевский, Влади-слав Стальмахов, Виталий Денисенко, Руслан Вашкевич и Сергей Гриневич. Их произведения можно было увидеть на презентации проекта в Витебске, они экспонировались на заборе ботанического сада.
Теперь с творчеством этих художников знакомятся парижане, прогуливаясь по тихой улочке Анри Мартина. Именно здесь на ограде мэрии 16-го округа открылась выставка. Ее организаторами выступили инвестиционная компания «Зубр Капитал», посольство Беларуси во Франции и хозяева парижского забора.
Стали известны результаты мирового зрительского голосования за лучший фильм и лучшего исполнителя главной роли XVII Манхэттенского фестиваля короткометражного кино. В этом году за Гран-при боролись киноленты из США, Великобритании, Австралии, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Франции и Германии. Судьбу фильмов-финалистов определили кинолюбители из 300 городов мира, 26 государств, пяти континентов, в их числе и 430 витеблян, которые посетили фестивальные показы в кинотеатре «Мир».
Следует отметить, что в этом году мировое зрительское жюри было как никогда единодушным. Гран-при фестиваля присуждено немецкому фильму «Носорог на полной скорости». За него проголосовало 16 648 человек по всему миру! Витебляне также отдали предпочтение этой картине.
Отечественное кино 17 декабря отмечает 90-летие. Витебские киноманы не останутся в стороне от юбилейного события. Как сообщила директор кинотеатра «Мир» Татьяна Екомасова, ретроспективный показ лент киностудии «Беларусьфильм» начнется уже в этом месяце. К примеру, «Белые Росы. Возвращение» стартует 16 октября. Желающие смогут познакомиться или пересмотреть вновь картины «Анастасия Слуцкая», «Щит Отечества», «Днепровский рубеж», «Новогодние приключения в июле», «Рыжик в Зазеркалье», «Следы апостолов», «Украсть Бельмондо», «Киндер-Вилейское привидение» и другие. Кстати, цена билетов на них порадует посетителей. Возможно, состоятся и встречи с актерами.
А 4 декабря в «Мире» начнется неделя франкофонного кино. Фильмы «Давай рассказывай», «Вместе — это слишком», «Анжель и Тони», «Преследование», «Свадьба в Бессарабии» предоставлены французским посольством.