Автор: . Дата создания:

Показательные суды, где на скамье оказывались за распространение наркотиков молодые люди, приговоренные к долгим годам лишения свободы. Смерти из-за передозировки или суициды под действием дурмана. А сколько юношей и девушек поплатились здоровьем ради короткой эйфории, сколько стали инвалидами, не способными себя обслуживать?..

Как сообщил заместитель главврача областного центра психиатрии и наркологии Игорь Свиркунов, заболеваемость наркоманией в регионе с того критического подъема в 2014 году, когда молодежь захлестнула волна синтетических наркотиков, благодаря межведомственному взаимодействию пошла на спад как среди взрослых, так и среди несовершеннолетних. Отмечается лишь рост числа пациентов, попавших в поле зрения с эпизодическим потреблением наркотических веществ, что говорит о раннем выявлении, когда еще не успела сформироваться зависимость. В нынешнем году таких около 100 человек, в прошлом – 67.

Всего в настоящее время под наблюдением медиков находится более тысячи жителей области, потребляющих наркотические вещества, из них половина состоят на диспансерном учете.

Однако самоуспокоения быть не должно, о чем недавно говорил Президент Александр Лукашенко на совещании по вопросам противодействия распространению наркотиков и профилактики наркомании. В проблеме разберемся на примере нашей области.

Любители острых ощущений

Среди тех, кто впервые попал в поле зрения наркологов, – в основном учащаяся молодежь. Наркологическая зависимость формируется чаще всего в 20-30 лет – мужчины такого возраста составляют большую часть учетных пациентов.

«Лидируют» в регионе каннабиноиды. Синтетические наркотики составляют 17%, но они самые опасные и непредсказуемые, имеют максимальный риск передозировки со смертельным исходом, агрессивно действуют на мозг.

– Были случаи, когда скорая привозила пациентов с тяжелыми психозами: у молодых людей отмечались неадекватное поведение, психомоторное возбуждение, дезориентация, галлюцинации, бредовые идеи. Выход из такого состояния тоже может быть тяжелый, вплоть до энцефалопатии, слабоумия даже в молодом возрасте. Чем более юный возраст, тем быстрее разовьется зависимость и вероятнее всего будет носить злокачественное течение, – поясняет Игорь Свиркунов.

Что толкает молодых людей к наркотикам? Как показывает практика наркологов, поиск эйфории, острых ощущений. Современная молодежь пробует психоактивные вещества в ночных клубах, на вечеринках на съемных квартирах. Бездумный кураж приводит к необратимым последствиям – серьезным нарушениям функций внутренних органов, нервной системы, повреждается головной мозг. Гепатит, ВИЧ имеют большинство инъекционных наркоманов.

– Пациентами с алкогольной зависимостью в некотором смысле проще заниматься: их можно уговорить, закодировать, и если они полностью не деградировали, то есть шанс вернуть к нормальной жизни в обществе. Наркоманы же не имеют интереса ни к чему. Они общаются только между собой, более 70% учетных потребителей нигде не работают, не имеют семьи, у многих судимость, а то и несколько, – подчеркивает Игорь Васильевич.

Желтый: предупреждающий

Глава государства потребовал усилить профилактические меры против наркомании. И надо сказать, витебской областной наркологической службе есть что предложить на это.

Северный регион разработал и первым в республике внедрил курс факультативных занятий для школьников «Мы сами», на которых детей учат не поддаваться негативному воздействию, в том числе устойчивости перед наркотиками. 

С этого года в Витебске функционирует кабинет профилактики наркомании на базе подросткового наркологического отделения. Планируется проводить разъяснительную работу с родителями. На что обращать внимание в семье, в которой растет школьник-подросток или студент, чтобы не упустить момент, когда юное создание сделает шаг к пропасти, откуда мало кто возвращается?

– Раньше, когда главной проблемой были инъекционные наркотики, мы говорили родителям: замечайте жженые ложки, фольгу. Теперь же нельзя игнорировать буквально любую новую вещь или изменение в поведении. В частности, психостимуляторы дают повышенное настроение, психомоторное возбуждение, скачки идей и мыслей, двигательную активность. Когда эйфория уходит, появляются сонливость, раздражительность, отказ от еды. Каждый наркотик оказывает свое действие, но есть общие признаки, среди них – любые изменения в поведении и образе жизни. Например, меняется привычный круг общения ребенка, он начал приходить домой в непонятном состоянии, отказываться от еды, возникает необъяснимая сонливость днем и нарушение сна ночью, – отмечает нарколог.

Если такие эпизоды имели место, каждый родитель может анонимно обратиться к наркологу, в том числе бесплатно исследовать биосреды своего отпрыска на наличие наркотических веществ. Или же проконсультироваться у подросткового психолога, который поможет обнаружить причины перемен и смоделировать правильное поведение.

– Самое главное не отталкивать ребенка, не угрожать ему, не выгонять из дома, чтобы не создать барьер и отчуждение, которые только усугубят проблему, – советует Игорь Васильевич.

В вечной борьбе с собой

Существует статистика, что с момента первой дозы жить наркоману остается только 10-15 лет. Свой 30-й день рождения встретит не каждый из них. Но на учете у витебских наркологов есть и подопечные 30-40 лет, даже 50-летний пациент. Снизилась в регионе и смертность из-за передозировки. Многие с помощью медиков пытаются продлить свой век, систематически лечатся, некоторые переходят на метадоновую заместительную терапию, не упустят возможность прийти к наркологу за снотворными, обезболивающими и прочими препаратами, помогающим улучшить качество жизни. На одном из таких приемов удалось поприсутствовать и корреспонденту «ВВ».

Возле кабинета нарколога сидели в основном мужчины (хотя среди учетных наркоманов есть и женщины, их меньше). Зашел первый пациент. Заторможенные речь и движения выдавали человека с изрядно подорванным здоровьем. Мужчине 42 года, на игле с 32-х, уже несколько лет имеет II группу инвалидности: черепно-мозговая травма спровоцировала эпилепсию. Да и наркомания сделала свое дело – человек в расцвете лет превратился в развалину.

– Колоться начал, чтобы выйти из запоя, думал, так будет лучше для моей поджелудочной, – признается Кирилл (имя изменено).

Проблемы с алкоголем имелись, когда еще были работа (трудился обвальщиком мяса) и семья. С рождением дочери на некоторое время удалось завязать со спиртным. Но потом слабость все же одолела, приведя Кирилла к еще более фатальной зависимости – наркотической, и полностью разрушив его жизнь. Спрашиваю, предпринимал ли попытки что-то исправить?

– Пытался. Однажды даже дошел до четвертинки трамадола, но это был скорее эффект плацебо. Понимаю, что все самообман. Чтобы изменить жизнь, нужна серьезная альтернатива, какое-то занятие, смена места жительства. Хотя… Эта зараза везде найдет, до конца жизни борьба с ней и самим собой, – отвечает собеседник, потупив взгляд.

В настоящее время он проходит уже второй курс метадоновой терапии.   

Я – зависимый

Василий (имя изменено) хоть и ровесник Кирилла, но стаж наркомана у него в разы больше. Попробовал марихуану в 12 лет. «Все курили во дворе, ну и я тоже», – объясняет, что толкнуло его на кривую дорожку.

Еще в юности перепробовал практически все виды наркотиков, которые можно было достать. В 19 лет впервые попал в тюрьму, куда потом возвращался еще несколько раз. Срок получал то за кражи, то за наркотики. На свободе работал где придется, как правило, это был неквалифицированный труд. Швейную профессию Василий получил за решеткой, сейчас пытается применить полученные навыки. Уверял, что купил в рассрочку швейную машинку, ремонтирует одежду себе и знакомым, кто-то расплачивается сигаретами, а кто-то и копейку подкинет. Живет в квартире с матерью, получает пенсию по III группе инвалидности.  

Интересуюсь, разве ни разу не хотелось иметь постоянную работу, семью?..

– Стабильность и все такое?... Да, надо бы когда-нибудь... А вообще в юности мечтал выступать с собственной группой, играл на нескольких музыкальных инструментах, стихи писал, даже собрал небольшой коллектив. Пытался матери показать свое творчество – даже маломальского одобрения с ее стороны не видел, обламывает все на корню. Ко мне претензии постоянно, даже сейчас, – рассказывает Василий, не переставая нервно шаркать ногами под стулом. – Неправильно, конечно, искать виновных, но так получается. Хотя, может, и самому где-то мозгов не хватило.  

– Есть планы на будущее?

– Глобальных нет, так, по мелочи. Ну, вылечиться сначала надо (Помимо туберкулеза имеет гепатит. – Прим. автора), рассчитаться по кредиту. Да и отсрочка исполнения наказания висит.

– Как думаешь, мог бы полностью отказаться от наркотиков и изменить свою жизнь?

– В тюрьме не потреблял наркотики, но выходил – и снова за старое. Чтобы никому не дурить голову, не усложнять жизнь себе и другим, надо признаться, и самому себе в первую очередь: эта болезнь неизлечима. Как сложилась жизнь, так и сложилась. Единственная мечта осталась – книгу своих стихотворений издать, до сих пор сочиняю.

– Что-нибудь почитаешь?

– Да запросто…

Глупец ничтожный мне глядит в глаза,

Он предо мной в зеркальном отражении.

Его мне хочется жестоко наказать

За испытанье моего терпения.

Ох, как мне жаль, что мне чего-то жаль.

Глумятся страсти, бунт подняв презренный.

И зарождается греховная печаль,

Смертельный яд закачивая в вены.

Фото из открытых источников.