Все дороги ведут в Рим
Итальянцы предпочитают иную формулировку – все дороги ведут из Рима. Как бы то ни было, в историческую часть города мы попали… на метро (в старом, разрисованном граффити вагончике). На выходе из станции прямо перед нами серой громадиной с ровными рядами зубов-арок вырос Колизей. Кто-то из группы даже пошутил, мол, какие предусмотрительные были древние римляне, построив его напротив метро…
Мне кажется правильным начинать пешеходную экскурсию именно отсюда. Самый известный амфитеатр Флавиев, будучи памятником архитектуры, в свое время послужил строительным материалом для многих других достопримечательностей Рима, в том числе собора Святого Петра.
Центр города полностью входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Лавируя среди многочисленных туристов по проспекту Императорских форумов, соединяющему Колизей с площадью Венеции, мы умудрялись фотографироваться на фоне живописных древних руин, а некоторые (за определенную плату) – на фоне красавцев-гладиаторов.
Следующее яркое впечатление – Пантеон, «храм всех богов», которому уже 2000 лет. Позже он был освящен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников. Из-за почти осязаемого светового столпа, проникающего сквозь отверстие посреди купола и гуляющего по стенам и колоннам из полихромного мрамора, гробницам известных людей (в том числе Рафаэля и двух королей), внутри совершенно особенная атмосфера. Магнетизм и загадочность этого места заставляют даже в час нашествия туристов приглушать голос и слушать тишину веков.
Сделав следующую остановку на площади Навона в обрамлении церквей и дворцов в стиле барокко, мы отдохнули у Фонтана четырех рек и двинулись по узеньким терракотовым улочкам с окнами, закрытыми деревянными ставнями-жалюзи. Попутно набирали воду в бутыли – во многих малых фонтанах Рима она питьевая. И так добрались до набережной Тибра, через который в сопровождении почетного караула статуй перекинут мост к замку Святого Ангела.
Ватикан
В этой крепости Папа Климент VII укрылся, когда войска императора Карла V вторглись в Рим. По своеобразному «коридору», на котором, защищая в тот трагический момент Папу, пали 147 швейцарских гвардейцев, мы направились от замка Святого Ангела к главному объекту Ватикана – площади и собору Святого Петра, над созданием которого трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.
Кого-то в площади Святого Петра восхищает форма ключа (апостол – хранитель ключей от небесных врат), которая угадывается при виде сверху, кого-то оптический обман, который возникает, если встать в определенной точке площади (кажется, что обрамляющие ее полукруглые колоннады состоят не из четырех рядов, а всего из одного). Мне же запомнилась грамотная организация потока туристов при подходе к базилике – приходится двигаться между деревянными парапетами по лабиринту. Так удается избежать давки.
В самом соборе восхищают и богатство оформления, и невероятные размеры. Из-за соотношения пропорций даже 29-метровый балдахин над могилой апостола Петра кажется в два раза ниже! И все же лишь возле одного произведения я выпала из реальности минут на пять, а то и больше. Шедевр 23-летнего Микеланджело – мраморная «Пьета». Эта необъяснимая красота вызывает бурю эмоций. Некоторых, пожалуй, даже сводит с ума: после того как один злоумышленник в порыве чувств набросился на статую с молотком, ее защитили непробиваемым стеклом.
Выбравшись на воздух, мои попутчики решили организовать фотосессию и шопинг в сувенирной «Ватиканской лавке».
Эта путаная Венеция
После очередного ночлега в горном Кьянчано нас ждала жемчужина Италии – Венеция. Построенная на берегу одноименной лагуны на 122 островах Адриатического моря, связанных 400 мостами, она являет собой архитектурное чудо. С материка нас сюда доставил катер, услуги которого стоят 7 евро в одну сторону.
Венецию могут не любить лишь те, кто здесь никогда не бывал. «В этом городе хорошо гулять. […] Какая она путаная, эта Венеция, – искать тут какое-нибудь место куда занятнее, чем решать кроссворды», – писал о городе Эрнест Хемингуэй.
Наша прогулка началась со стеклодувной мастерской, где мы увидели, как за 2 минуты плавящееся стекло превратилось в фигурку лошади, а затем на наших глазах красивейший рубиновый бокал с золотым узором остался невредим после удара о стол. И, пожалуй, никто не ушел из лавки, не купив сувенир или украшение из знаменитого муранского стекла.
Из-за наплыва туристов мы не смогли попасть в собор Святого Марка, а также сфотографироваться с голубями на одноименной площади – их вытеснили люди! Зато больше времени осталось на прогулку вдоль Дворца дожей, библиотеки, церквей и прочих сооружений зодчества, например, символичных колонн Святого Марка и Святого Теодора Амассийского, образующих своеобразные врата к собору. А затем было любование романтическими балкончиками (среди них и балкон Казановы), причудливой витиеватостью каналов, которые время от времени рассекали гондолы с пассажирами. Кстати, такая прогулка стоит 120 евро (если 6 пассажиров, то по 20 с каждого). То есть аренда гондолы – это все равно что у нас аренда лимузина. И венецианцы, перефразируя крылатую фразу из комедии Гайдая, в булочную на гондоле не ездят.
Еще один штрих – мосты Венеции. Существует традиция: когда влюбленная пара проплывает под Мостом Вздохов, они должны поцеловаться. Но происхождение названия куда менее романтичное: этот мост соединял здание суда с тюрьмой, и, проходя по нему, осужденные бросали последний взгляд на мир и вздыхали.
Мост Риальто, самый большой в Венеции, соединяет берега Гранд-канала, по которому можно наблюдать такой трафик, что диву даешься, как все эти плавучие средства, ловко лавируя, умудряются не сталкиваться друг с другом.
В кафе неподалеку мне предстояло сделать еще одно удивительное открытие – попробовать настоящую итальянскую лазанью. Кажется, даже точно следуя рецепту, повторить такое в домашних условиях вряд ли получится.
После вкусного перерыва и небольшого шопинга часть группы воспользовалась уникальной для экскурсионных поездок возможностью – искупаться в Адриатическом море. Катер доставил желающих на остров Лидо. Два часа соленых волн, горячего песка, пения отдыхающих рядом компаний итальянцев (удивительно музыкальная нация!) и просто полной релаксации, а после… Обдуваемые теплым ветром с пенными брызгами от катера, мы плыли обратно по сверкающей темной воде с рассеянной лентой лунной дорожки. Звезды и фонари, освещая контуры башенок, крыш и барельефов на берегах, спорили, кто из них ярче. Такой навсегда останется в моем сердце Венеция.
«Когда трубач над Краковом возносится с трубою…»
Казалось бы, на этом путешествие завершилось – остался лишь долгий и утомительный путь домой. Но экскурсионная программа неожиданно получила продолжение на второй день транзитного переезда. Спустя сутки в автобусе и ночлега в знакомой уже Катовице следующий утренний моцион мы совершали по Вавельскому холму в столице польских королей – Кракове. Всего один телефонный звонок нашей сопровождающей Тамары, 15 евро за услуги гида – и мы окунулись в эпоху королей и рыцарей, героев и ученых мужей, романтики и трагических переплетений судеб.
Один лишь Кафедральный собор в Вавеле уже являет собой воплощение вышеперечисленного. Здесь покоятся польские монархи (в том числе королева Ядвига, Стефан Баторий, Ян Собеский, Август Сильный), поэты (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий), политические деятели (Тадеуш Костюшко, Юзеф Пилсудский, Юзеф Понятовский, Владислав Сикорский). А в 2010 году в Вавельском замке был похоронен президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария, трагически погибшие 10 апреля 2010 года в авиакатастрофе под Смоленском.
Особой гордостью поляков является то, что епископом вавельской кафедры в свое время был КарольВойтыла – впоследствии Папа Римский Иоанн Павел II.
Вообще, Краков – город для неспешных прогулок под стук конских копыт и колясок по мостовой, шелест листвы деревьев и кустарников, бархатной оборкой украшающих лабиринты улиц, играющих в театр теней на фасадах старых зданий, костелов и церквей. Место для ностальгии по студенческим временам где-нибудь во внутреннем дворе Краковского университета и в целом для культурного просвещения в любом из музеев.
Неспешно обойдя площадь с пугающей скульптурой головы в человеческий рост под названием «Связанный Эрос», мы дождались трубача на башне Мариацкого костела. Его хейнал (сигнал точного времени) звучит ежечасно на четыре стороны. Туристам любят рассказывать легенду: однажды трубач, увидев приближающуюся вражескую конницу, стал трубить тревогу, но пал, сраженный татарской стрелой, вонзившейся ему в горло. Вовремя предупрежденные горожане сумели не только отбить атаку, но и за-хватили богатые трофеи, а хейнал с тех пор заканчивается на той самой ноте, на которой оборвалась жизнь воина-героя.
На этой же ноте закончилась и наша экскурсия, а также мой рассказ о незабываемом семидневном путешествии. Возможно, кого-то он вдохновит собрать чемодан или рюкзак и тоже отправиться куда-нибудь за новыми впечатлениями. Ведь, как писал Марк Твен, в конце жизни мы жалеем только о двух вещах: о том, что мало любили и мало путешествовали.