Львиная доля из них, конечно, далеко не алкоголики или наркоманы. Однажды они просто «побаловались» пивом или «сигареткой» и попались в руки милиции. Но, по словам специалистов, ситуация все равно тревожная. Во-первых, официальная статистика – лишь верхушка айсберга, и цифру можно смело умножать в десятки раз. Во-вторых, недавно появилась новая угроза – курительные смеси (спайсы), которые невероятно быстро подрывают здоровье молодежи.
О том, как бороться с подростковым пьянством и наркозависимостью, рассказал заведующий детско-подростковым наркологическим отделением областного центра психиатрии и наркологии Александр Герасимовский (на фото).
– Как вы в целом оцениваете ситуацию с подростковым алкоголизмом и наркоманией на Витебщине?
– Эта проблема тесно связана с общей алкоголизацией населения Беларуси. Не секрет, что среднее потребление чистого спирта на душу населения в год у нас давно превышает 13 литров. При этом Всемирная организация здравоохранения считает, что 7 литров – уже опасность для генофонда нации. Дети просто берут пример с взрослых, прежде всего родителей.
В основном у нас на учете подростки 14-18 лет, но был и шестилетний ребенок. Родители взяли его на пикник, где малыш любопытства ради отхлебнул из стакана изрядное количество водки. Спасли в реанимации, а потом, чтобы избавиться от последствий алкогольной комы, еще пришлось полтора года заниматься с наркологом и психологом.
С началом переходного возраста 13-14-летние дети начинают активно подражать взрослым, пробуют пиво, вино. И что печально, как правило, это происходит с молчаливого согласия родственников. Недавно мы проанкетировали около 500 молодых людей со всей Витебщины в возрасте 16-21 лет, и выяснилось, что 85% из них впервые попробовали спиртное именно в семье.
Новая беда – курительные смеси, последствия употребления которых вообще непредсказуемы. При этом в силу специфики веществ, входящих в спайсы, выявлять факт их употребления крайне сложно.
Как показывает практика, со спиртным и наркотиками сегодня экспериментируют не только трудные подростки из неблагополучных семей, но и вполне обеспеченные ребята. Есть у нас на учете и отличники, и «золотые» медалисты, и даже кандидаты в мастера спорта.
– В то же время в последние годы количество подростков, наблюдающихся у вас, сокращается. Почему?
– Это действительно так. Например, в 2005 году на учете у наркологов по области состояли до 5 тысяч человек, не достигших 18 лет. А когда я дежурил во время «Славянского базара» в инспекции по делам несовершеннолетних, за ночь с улиц привозили по 25-30 подростков в алкогольной коме. Сейчас, к счастью, такого нет. Благодаря слаженным действиям медиков, милиции и работников образования ситуацию удалось переломить. Сегодня акцент делается на раннее выявление неблагополучия в семье. Как правило, у нас оказываются несовершеннолетние, которые только попробовали алкоголь или наркотические вещества, у них еще не сформировалась болезненная зависимость. Из 1778 подростков, наблюдающихся в центре психиатрии и наркологии, лишь 33 эпизодически употребляют наркотические вещества, два 17-летних парня имеют хроническую наркотическую зависимость. Остальные в основном попались на однократном употреблении алкоголя. Считаю, что очень правильно в свое время запретили продажу пива в уличных ларьках. Поддерживают медики и инициативу запрета реализации спиртного лицам, не достигшим 21 года. Расслабляться не стоит. Официальная статистика – лишь вершина айсберга, особенно если говорить о пивной зависимости и употреблении спайсов.
– Как ребята оказываются на приеме у нарколога?
– С учетом последних изменений в Законе Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сейчас это происходит очень просто. После составления административного протокола в отношении подростка, например, за употребление спиртного, его в обязательном порядке ставят на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, а соответствующие материалы направляются в областной центр психиатрии и наркологии. Далее в одной связке работают милиционеры и медики. Ребята, попавшиеся один-два раза, оказываются в так называемой контрольной группе наблюдения и обязательно посещают врача-нарколога не реже 1-2 раз в полгода. С ними беседует нарколог или психолог, есть в нашем отделении в Витебске дневной стационар, где оказывается психиатрическая помощь, проводятся групповые занятия. Сегодня подобные детско-подростковые кабинеты и специалисты имеются в каждом районе области.
– Многие родители опасаются наблюдения у нарколога, не хотят афишировать свои семейные проблемы. Как вы относитесь к такой позиции?
– К нам часто обращаются родители с просьбой помочь выявить употребление их детьми наркотиков, прежде всего спайсов, на условиях анонимности. А «детишкам» по 17 лет. И где гарантия того, что они действительно бросят вредную привычку и через год, получив, например, права, не сядут за руль и не натворят бед? Объясняем это родителям, и многие соглашаются, что понаблюдаться у нарколога официально имеет смысл. Намного проще оказать помощь на начальном этапе, чем спустя годы бороться с хронической зависимостью. Не стоит думать, что наблюдение в центре психиатрии и наркологии – это приговор и впоследствии все дороги в жизни будут закрыты. У каждого есть право на ошибку. Большинство наших «учетников», например, однократно попавшихся на употреблении пива, через полгода перестают наблюдаться у нарколога. Но профилактический эффект от этого, поверьте, огромный.
– Почему спайсы столь опасны?
– Очень трудно диагностировать их употребление. Для других наркотиков есть тест-полоски, и результат известен уже через пару минут. В ситуации со спайсами нужна судебно-медицинская экспертиза, исследование на хроматографе, который один на всю область. Поэтому они обычно делаются лишь в рамках следственных действий. В этом плане мы не можем помочь обеспокоенным родителям, которые часто звонят в наше отделение. В таких случаях я советую обращаться в пункт круглосуточного освидетельствования в витебской больнице скорой медицинской помощи, где на платной основе можно определить содержание в крови ряда наркотических веществ. Кроме спайсов.
Вообще курительные смеси тем и опасны, что их состав – синтетическая химия в чистом виде. Действие мгновенно, привыкание уже после трех-четырех употреблений. Страшен непредсказуемый эффект. Недавно поставили на учет 13-летнюю девочку из хорошей семьи. Вышла во двор погулять, подруга предложила затянуться «сигареткой» из курительной смеси. Один вдох, потеря сознания, реанимация, провал в памяти. Кому-то достаточно единственной затяжки, чтобы впасть в наркотическую кому, а другому попадется сильно разбавленная доза, и он выкурит целую сигарету без особого эффекта. В следующий раз состав окажется другой, и человека можно не спасти, остановится сердце.
– Откуда берутся курительные смеси?
– Это крупный бизнес. Спайсы долгое время были легальны, поначалу в основе они действительно содержали натуральные травы, обладающие некоторым эффектом эйфории. Затем в погоне за прибылью в дело включилась синтетическая химия, и курительные смеси превратились в опаснейший наркотик, в Беларуси их запретили. Но не в России, откуда к нам он в основном и поставляется. А в соседнюю страну приходит из Китая, где, кстати, за это грозит смертная казнь. Распространяют смеси через Интернет.
Бороться со спайсами крайне сложно. Химики почти каждую неделю синтезируют новые соединения. Это делается для того, чтобы база запрещенных смесей не успевала обновляться. Но эффект от новых веществ непредсказуем, чаще всего он еще сильнее. «Курильщики», состоящие у нас на учете, рассказывают, что сейчас распространяются спайсы, от которых эйфории как таковой нет. Затягиваешься – и лежишь два часа без сознания. Последствия печальны: приобретенное слабоумие или шизофрения.
– Как вовремя заметить употребление наркотиков детьми?
– Обычно выдают глаза – расширенные зрачки, краснота белков. Замедляется речь, тревожность в поведении, могут быть смех или слезы без видимой причины. Со временем изменяется форма поведения, круг общения, даже стиль одежды, появляются новые друзья, часты стрессовые состояния, перепады настроения. Может возникнуть зверский аппетит или, наоборот, отвращение к пище, бессонница. Вообще все индивидуально, но родителям нужно быть внимательными к своим детям, не пропустить ни малейшего изменения в их образе жизни, состоянии здоровья. В ситуации с наркотиками это крайне важно, ведь привыкание наступает очень быстро.
– Что бы вы посоветовали родителям, которые столкнулись с этой бедой?
– Ни в коем случае нельзя рубить сплеча, устраивать домашние аресты или избиения. Психика наркомана, особенно в юном возрасте, очень неустойчива, может произойти непоправимое. Лучше всего доверительно поговорить, спокойно все выяснить. Затем, если факт употребления наркотиков замечен недавно, можно пройти анонимное освидетельствование, выяснить, что принималось. Неплохо обратиться и к нам, при необходимости мы готовы работать даже анонимно. Как показывает практика, для некоторых юных «экспериментаторов» достаточно нескольких бесед со специалистом, чтобы разрешить проблему.
Телефон детско-подросткового наркологического отделения областного центра психиатрии и наркологии (8 0212) 47 6428.