Где пролегает граница добра и зла в использовании современных гаджетов?
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Стоит группа студентов. Поначалу кажется, что ребята активно общаются друг с другом. Но если присмотреться внимательнее, можно заметить, что каждый второй при этом «сидит» с помощью смартфона в Интернете. Как рассказал преподаватель одного из витебских вузов, такую картину у них можно наблюдать ежедневно. Молодежь зачастую не представляет своего существования без мобильников и планшетов, отслеживания электронной почты и постоянных звонков. Даже когда студентов просят на время занятий отключить звук и убрать телефоны в сумки, обязательно найдется несколько человек, для которых эта задача становится невыполнимой: они постараются положить аппарат себе на колени или оставить в руке.
А как ведут себя школьники? По мнению их педагогов, глобальной проблемы пока не видно, хотя поводы для тревоги уже заметны.
Ирина, 44 года, учитель белорусского языка и литературы:
— Я бы не сказала, что дети стали меньше общаться и играть на перерывах. По-прежнему носятся по коридорам, разговаривают со сверстниками. Другое дело, что темы бесед поменялись. Сейчас ребята часто на перемене собираются возле кого-нибудь, кто принес планшет, и обсуждают компьютерные игры, приложения и тому подобное. Многие школьники одновременно сидят в Интернете и общаются с теми, кто рядом, делают фото, а потом запускают по цепочке в соцсетях: например, надо выложить снимок, который раньше никто не видел, прикрепить к нему любимую песню и добавить фамилию друга, который должен следующим сделать то же самое.
Елена, 33 года, учитель биологии и химии:
— В нашей школе в основном учатся дети из семей со средним достатком, так что современной техникой они не особенно избалованы, далеко не у всех есть планшеты и смартфоны. Потому, думаю, ученики и общаются между собой больше, иногда даже игры затевают. Правда, есть и такие, кто находит развлечения в телефоне, а вокруг собирается кучка единомышленников. Причем ситуация что в средних классах, что в старших примерно одинаковая. Вот только отвечать школьники чем дальше, тем чаще предпочитают письменно, потому что тогда есть шанс списать из Интернета или у друзей. А если выходишь к доске устно отвечать — ты один в поле воин.
Наталья, 38 лет, учитель белорусского языка и литературы:
— Если сегодня ученики 1 – 7-х классов еще общаются и вместе играют на переменках, то 8 – 9-е классы поголовно «сидят» в телефонах. Да что далеко за примерами ходить: мой сын-подросток даже в новогоднюю ночь за столом не выпускал из рук смартфон.
ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА
Изначально гаджеты — это приспособления, предназначенные для облегчения и усовершенствования жизни человека. Однако разве всегда они делают нас и наши дни совершеннее и лучше? Мне все чаще вспоминаются слова Карела Чапека: «Многое придумано для того, чтобы не думать». Для некоторых людей технические новинки стали вредной привычкой, способом бездарно убить время. По мнению исследователей, даже такая, казалось бы, хорошо знакомая вещь, как мобильный телефон, может оказаться далеко не безобидной.
— Специалисты сейчас говорят о трех степенях мобильной зависимости, — поясняет старший преподаватель кафедры философии ВГУ им. П. Машерова, практический психолог Евгения Далимаева. — Первая, легкая, присутствует у большинства пользователей. Если они забывают дома мобильный телефон, то целый день вспоминают о нем, беспокоятся и, вернувшись домой, первым делом берут в руки аппарат и проверяют список входящих вызовов. И если за день никто не позвонил, то человек начинает чувствовать себя забытым, никому не нужным. Среднюю степень мобильной зависимости можно обнаружить примерно у 40% людей. Они, оставив случайно телефон дома, вернутся за аппаратом, даже рискуя опоздать на учебу либо работу, нажить себе определенные проблемы. Эти люди уже готовы чем-то жертвовать, лишь бы не оказаться без средств связи. И около 10% пользователей сегодня имеют симптомы высокой степени зависимости. Они не представляют своей жизни без мобильного телефона и не в состоянии спокойно выключить его по требованию. Отключение аппарата провоцирует у человека возникновение паники: оказавшись без связи, он чувствует себя абсолютно беспомощным. Такие люди вряд ли смогут избавиться от синдрома мобильной зависимости без вмешательства психолога.
ИСТОКИ - В СЕМЬЕ
Сами по себе привычные гаджеты вреда не приносят. Это лишь инструмент в наших руках, и как с ним обращаться — решать нам. Дело не в самих приспособлениях, а в культуре их использования. А ее основы закладываются в семье.
По словам Евгении Далимаевой, истоки проблемы следует искать в разобщении между поколениями.
— Сейчас наблюдается рост эгоцентризма, индивидуализма, — говорит психолог. — Люди не готовы жертвовать своим временем даже ради самых близких. Молодым мамам и папам куда удобнее посадить двухлетнего ребенка перед планшетом и включить ему мультфильм или игру, чем потратить время на то, чтобы прочитать малышу сказку, вместе полепить, порисовать, а потом убирать последствия творческой деятельности.
Начинается обычно с малого. К примеру, маме позвонили по делу, а сын требует внимания, капризничает. Чтобы на 10 минут чем-то отвлечь чадо, ему дают в руки мобильник или планшет. А еще занимают ребенка таким образом в машине, чтобы он не мешал водителю. Казалось бы, ничего страшного. Вот только многие родители не замечают, как начинают использовать этот «спасательный круг» все чаще, по все менее значимым поводам. Сама недавно наблюдала подобную картину в гостях у приятельницы: как только десятимесячная дочка начинала хныкать, ей сразу вручали мамин или папин телефон. Не погремушку в руки брали, не пирамидку складывали, а «откупались» мобильником.
Взрослые подсовывают детям гаджеты, чтобы самим спокойно посмотреть фильм, поболтать с друзьями, посидеть в социальных сетях. Все это не является жизненно необходимым для родителей, но ведь хочется… И почему бы не доставить себе удовольствие, если при этом есть легкий способ успокоить ребенка?
А в результате может вырасти поколение со стойкой зависимостью от технических средств. И если на Витебщине ситуация пока относительно благополучная, то в мегаполисах специалисты уже начинают говорить о катастрофе. В качестве яркого примера Евгения Далимаева привела эксперимент петербургского детского психолога Екатерины Мурашовой. Та попросила 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет на 8 часов выключить телефоны, компьютеры, плееры, ТВ и ни с кем не общаться. Дети согласились на это добровольно, у каждого был первоначальный план занятий, ведь разрешалось читать книги, готовить, играть на музыкальных инструментах, вышивать и так далее. В итоге указанное время без гаджетов выдержали только трое школьников. «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», — позже говорили остальные о своем состоянии. Более того, они жаловались на жар или озноб, головокружение, тошноту, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ; у трех человек возникли суицидальные мысли.
Из тех ребят, которые все-таки смогли 8 часов пробыть наедине с собой, один мальчик клеил модель парусника, а в перерыве ходил на прогулку с собакой. Другой разбирал свои коллекции и пересаживал цветы. Никаких страданий они не испытывали. Третья — девочка — писала дневник. Правда, в нем она описывала свои мучения из-за отсутствия гаджетов.
«Я и подумать не могла, что для подростков одиночество окажется настолько травматичным, а встреча с собой настолько пугающей…» — призналась в итоге Екатерина Мурашова.
Причина таких результатов исследования, по мнению психолога, кроется в том, что современных детей слишком много развлекают, не оставляют им времени для размышлений и самостоятельной деятельности, и потому они не умеют себя занять, не готовы встретиться с собой, своим «Я».
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Чтобы минимизировать неприятные последствия раннего знакомства подрастающего поколения с техникой, важно знать и соблюдать некоторые правила. Психологи рекомендуют до трех лет вообще не подпускать ребенка к телефонам, телевизорам, планшетам, компьютерам. Ведь в первые годыжизни человека формируются мышление, память, воображение. Большинство мультфильмов практически не развивает эти функции. Ребенок выступает в качестве пассивной стороны, он просто чистая доска, на которую записывается готовая информация.
К сожалению, родители зачастую думают лишь о том, как сделать свое чадо «удобным в эксплуатации» и получить «мальчика с рекламной картинки» — послушного, чистенького, спокойного. Однако в реальности дети капризничают, болеют, дерутся, пачкаются, разбивают локти и носы. А если сын или дочь сидит тихо за компьютером или телевизором, то всего этого как бы можно избежать, возникает иллюзия безопасности. Но оберегая ребенка от физических травм, взрослые создают в итоге для него такую среду, в которой личность практически не развивается.
Кстати, даже не приучая малыша к технике, нужно обратить внимание еще на один вопрос: выбор игрушек. Ведь сейчас многие из них тоже превращают детей в пассивных созерцателей. Куклы сами говорят, машинки сами едут — достаточно нажать кнопку. Домики для Барби тоже продаются уже готовые. Сегодня ребенок строит жилье для куклы, в лучшем случае водя пальцем по экрану планшета. Постарайтесь этого избежать. Покупайте конструкторы, пирамидки — те изделия, которые делают малыша активным участником игрового процесса.
А если вы все-таки используете технические средства, чтобы на время занять ребенка, старайтесь выбирать такие игры, в которых есть хоть какой-то образовательный посыл, где приходится отвечать на вопросы, выполнять задания на логику, запоминать новые слова. Найти подобные развлечения не так уж и сложно. Я сама когда-то, задавшись целью, приобрела замечательные диски, которые помогли моей дочке не только развлечься, но и закрепить знания по английскому языку и математике.
Множество вопросов в использовании гаджетов связано и с социальными сетями.
— Сегодня страничку в соцсети ребенок нередко заводит раньше, чем дневник в школе, — отмечает Евгения Далимаева. — При этом возникает проблема контроля контента. Родители не могут отфильтровать то, что слышат и читают их дети. А в итоге у подростков на подражательном уровне создаются специфические ценности. «В жизни надо попробовать все», — утверждает Интернет, причем речь идет о далеко не безобидных вещах. И многие следуют данному совету.
По сути, единственный доступный способ этого избежать — как можно позже выпустить ребенка в виртуальное пространство.
Еще один важный момент техники безопасности, о котором мы нередко забываем, связан с тем, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Если вы вечерами сидите в примитивных стрелялках, не ждите, что ваше чадо станет нобелевским лауреатом или посадит зонд на комету. Дети точно так же, как и вы, будут идти по пути наименьшего сопротивления. Поэтому начните изменения с себя.
Фото Елены Алимовой