За 56 лет существования витебского телевидения рекорд экранного долгожительства – 52 года! – побил журналист Валерий Зельвинский. Не так давно Валерий Семенович ушел на заслуженный отдых.
…В далеком 1964-м выпускнику журфака БГУ Валерию Зельвинскому на распределении единственному из группы было предложено место в молодежной редакции Белорусского телевидения, но он попросился в любимый Витебск, где жила мама, где проходил практику на местном ТВ. Первое задание – подготовить киносюжет о субботнике по вывозке органики на поля. Морозным и темным февральским утром с оператором Святославом Рыжковичем отправились в колхоз. Именно тогда начинающий журналист с недавно открытой студии понял, что одна из первейших задач телевидения – освещать серую прозу жизни.
На областном ТВ в 1960-1970-х преобладали разговорные передачи с использованием фотографий и минутных кинофрагментов. О видеозаписи, спецэффектах и не помышляли. Вещание шло в прямом эфире, а значит, многое зависело от мастерства ведущих. И по мере появления передвижных телестанций, видео и компьютерных технологий, коренным образом изменивших телевизионное творчество, Валерий Зельвинский успевал за прогрессом и держал высокую планку. А героями его репортажей, очерков, интервью во все годы были самые разные люди – от простых тружеников до знаменитостей.
– На улице Кирова в Витебске жил участник Парада Победы Алексей Уткин. Поводом для нашей встречи стало 50-летие Победы, совпавшее с золотой свадьбой супругов Уткиных. Алексей Михайлович сказал мне тогда удивительную вещь: «Жизнь сложилась счастливо, выросли хорошие дети, но годы уже солидные, и вот что беспокоит: если жена уйдет первой, то для меня это будет невыносимое горе, если я умру – страшная потеря для нее…». Этот замечательный человек меня очень впечатлил, – вспоминает Валерий Зельвинский.
Он умеет настраиваться на одну волну со своими собеседниками. Незабываемыми для журналиста остались встречи с Героем Социалистического Труда Михаилом Кацем, главным режиссером Коласовского театра Семеном Казимировским, прославленным композитором Марком Фрадкиным и другими незаурядными личностями. Из интересных собеседников в новейшей истории областного телевидения коллега называет заместителя председателя облисполкома Олега Мацкевича, председателя Витебского горисполкома Виктора Николайкина.
Для Валерия Зельвинского прямой эфир всегда был предпочтительнее надежной видеозаписи, потому что при выходе вживую, не застрахованном от непредсказуемости и требующем готовности к любой ситуации, присутствовала вдохновляющая частичка азарта. Соседи не верили, что Семенович работает именно так, пока однажды во время его передачи со стола не упал блокнот. Пришлось извиниться, нагнуться и поднять. Из видеозаписи такой эпизод бы точно вырезали.
Зельвинский был противником искусственного «оживляжа». Накануне передачи не проговаривал с участниками предполагаемый текст, и нередко собеседники в эфире серьезно задумывались над его вопросами. Такая естественность подкупает зрителя, он доверяет происходящему на телеэкране.
Конечно же, происходили и стрессовые, и забавные ситуации. Для ведущего это всегда внезапный экзамен по умению, как сказал классик, «властвовать собою».
– Очень телегеничным человеком был первый секретарь Витебского обкома КПСС Владимир Григорьев. Однажды он опоздал к началу передачи и присоединился к ее участникам во время прямого эфира, сев на свободный стул-вертушку. Речь шла о заполнении водой речки Витьбы. Увлеченно рассказывая, Владимир Викторович поворачивался на стуле из стороны в сторону. Штырь под сиденьем перекрутился – и оно рухнуло вниз. Доля секунды, я от ужаса ахнуть не успел. Но Владимиру Викторовичу этого мгновения хватило, чтобы удержаться в кадре, опершись на стол. Так, полусидя на корточках, как ни в чем не бывало, он отвечал на вопросы до конца передачи, – продолжает рассказ ветеран телевидения.
Во время одного из интервью с первым секретарем Витебского горкома партии Валентином Михельсоном в студии над их головами лопается осветительная лампа – ба-бах! Валентин Васильевич делает защитное движение ладонями, а невозмутимому ведущему раскаленные стекла падают на макушку. Знакомые говорили: ну ты даешь, Зельвинский, даже глазом не моргнул.
Как-то из-за болезни его фирменный 20-минутный «Центр внимания» должен был вести диктор. Тот уже на 15-й минуте поблагодарил гостей за беседу. А для Валерия Семеновича было важным уложиться в расписание. Всегда имел про запас факт или вопрос по теме, чтобы органично и вовремя завершить разговор.
Валерия Зельвинского приглашали перебраться на республиканское ТВ, нередко показывавшее его передачи. Он первым в истории витебской телестудии вышел в эфир информационной программы «Время» на Центральном телевидении СССР. С репортажем о студенте, который будучи на картошке в Сенненском районе подорвался на старой мине, спасая от гибели товарищей. Передачу «Открой в себе искателя», подготовленную для ЦТ с режиссером Серафимой Островлянской, даже повторяли в эфире. Герои – директор одного из оршанских совхозов Анна Горнак, композитор Борис Носовский, другие талантливые люди Витебщины.
Не обходилось и без досадных ситуаций и разочарований. По заказу ЦТ надо было подготовить большое киноинтервью со знаменитым рабочим станкозавода им. Кирова Викентием Крицким. Участник Великой Отечественной войны, он, очутившись на гражданке в чине майора и в возрасте за сорок, пошел учеником расточника и стал одним из лучших в профессии. Поскольку витебское ТВ тогда имело дело с черно-белой пленкой, материал, отснятый оператором в цвете, на проявку самолетом повезли в Останкино.
– После проявки по выражению лица московской коллеги я понял: что-то не так. Оказывается, вставленный в камеру новый объектив не был съюстирован (есть такой термин у операторов), изображение оказалось размытым, в эфир не дашь, – огорчается, как будто это случилось вчера, Валерий Семенович.
В 1980 году витебский журналист, кандидат в мастера спорта по боксу Валерий Зельвинский был приглашен комментировать соревнования на Олимпийских играх в Москве. И съемочные группы ЦТ, не раз еще готовившие серии телематериалов на Витебщине, ставку делали именно на него.
Из череды руководителей телевидения, под началом которых выпало работать, Валерий Семенович тепло отзывается о Николае Дорофеенко и его заместителе Юрии Новикове. А профессиональные примеры для него – московский ас Владимир Познер и бывший сотрудник областной газеты «Віцебскі рабочы» Леон Макаренко: «Очень порядочным и основательным мужиком был Леня, как журналист ни в одном слове никогда не приврал и ничего не приукрасил».
О Валерии Зельвинском говорят, что он рожден для экрана, его любят микрофоны, теле-, кино- и видеокамеры, и ни с кем невозможно спутать. Творчество журналиста отмечено двумя медалями ВДНХ СССР, знаком «Отличник телевидения и радио СССР», двумя знаками “Выдатнік тэлебачання і радыё”, областной премией “Человек года Витебщины”. Громадный опыт Валерия Семеновича, без преувеличения, учебник по истории и практике отечественного телевидения.
Он и на заслуженном отдыхе не порывает связей с коллективом, которому посвятил более полувека. Валерий Зельвинский – председатель ветеранской организации облтелерадиокомпании. И узнаваемый голос журналиста, исколесившего Витебщину вдоль и поперек, все еще звучит в записи на троллейбусных маршрутах областного центра.
Фото Дмитрия Осипова.