Оршанский район перезагрузка
75 освобождения Беларуси
год малой родины

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Славянский базар в Витебске

«Мы эпатируем по-своему, царапаем человеческие души». Московский театр покорил витебчан с первого спектакля



«Театр на Юго-Западе» одним из первых присоединился к «Театральным встречам», когда этот проект еще только зарождался на «Славянском базаре». Можно с уверенностью сказать – это была любовь с первого спектакля. Взаимная симпатия московского театра и витебского зрителя не остыла до сих пор. В нынешнем году коллектив приехал в фестивальную столицу уже 11-й раз и, как всегда, собрал полный зал.

 

Более того, спектакль «Ромео и Джульетта», добавивший пять лет назад новых красок в репертуар Национального академического драматического театра им. Якуба Коласа, поставлен  Валерием Беляковичем – основателем «Театра на Юго-Западе» и талантливым режиссером.

Нынешний художественный руководитель, сменивший мэтра, заслуженный артист России Олег Леушин и ведущие актеры труппы стали героями «Звездного часа» на «Славянском базаре-2019».

Посвящение мастеру 

Помимо полюбившейся витебчанам «Бабы Шанель», а также уже «откатанной» комедии «Даешь Шекспира!» москвичи привезли новую драму – «Кабалу святош» по одноименной пьесе Булгакова, которая имеет для театра особое значение.

– Для нас эта пьеса очень символична. В свое время Валерий Романович ставил по ней спектакль «Мольер» в память о своем учителе. Теперь мы решили таким же образом отблагодарить своего мастера, основателя и идейного вдохновителя театра. Это абсолютно новый спектакль, с другой сценографией и режиссерским решением. В качестве лейтмотива оставили только музыку, которая указывает на связь спектаклей и времен, – рассказывает нынешний худрук театра.

Витебск – Авиньон 

Такую параллель привел Олег Леушин. Сходство северной столицы Беларуси с французским Авиньоном нашел в том, что оба города имеют свой фестиваль – визитную карточку. У витебчан это «Славянский базар», у авиньонцев – ежегодный театральный форум. В то же время Олег Николаевич отметил уникальность нашего фэста и его атмосферу. 

– Мне есть с чем сравнивать – 10 лет гастролируем по разным фестивалям. С каждым годом «Славянский базар» становится богаче проектами. Гуляешь по городу и видишь: тут поют, там стихи читают, в другом месте танцуют или проводят мастер-классы. На концертных площадках, больших и малых, в день проходит по несколько мероприятий. Богатейшая программа, где каждый человек, с любыми потребностями, желаниями и возможностями, может найти свое. Недаром мне вспомнился авиньонский фестиваль. «Славянский базар» – это своего рода витебский Авиньон.

– Что еще посмотрели в Витебске?

– Посетил музей истории Витебского народного художественного училища. Он поразил разнообразием залов, всеобъемлющей информацией и духовной наполненностью. Видно, что здесь работают увлеченные и знающие люди. Стилистика супрематизма близка нашему театру, с его минимализмом, графичностью декораций, света и структурой спектакля. В дальнейшем хочу глубже изучить творчество Марка Шагала и все, что с ним связано.

Курьезы на сцене и в жизни 

Наверняка с комедией положений актеры театра встречаются не только на сцене, но и в реальной жизни. Поэтому журналисты не смогли не полюбопытствовать о курьезных ситуациях, в которые попадали артисты. Одна из последних, которая произошла с Олегом Леушином, связана как раз с недавно отгремевшим «Славянским базаром» – когда ему вручали специальный диплом Постоянного комитета Союзного государства «За творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России». От имени всех лауреатов ему поручили произнести ответное слово.

 

– Речь готова, прямой эфир, назвали мою фамилию, с первым шагом на сцену начинается дикий мандраж, забываются все слова и начинаю говорить: «Нас с Беларусью многое связывает. Хочется сказать про Валерия Беляковича (имеет белорусские корни. – Прим. авт.). Все, что здесь происходит, его заслуга». Упустил важное уточнение – все, что происходит со мной и нашим коллективом, – смеясь, вспоминает Олег Леушин.

Другой забавный случай произошел уже в повседневной жизни. По дороге домой со спектакля «Калигула», в котором Олег Николаевич играл главную роль, машину остановил сотрудник ГАИ.   

Актер, не успевший выйти из роли, с императорской манерностью вручил инспектору вместо водительских прав букет цветов, подаренных зрителями, чем немало шокировал представителя правопорядка. Все величие мгновенно улетучилось, стоило гаишнику снова потребовать документы.     

Иногда до курьезов доводит следование актерским приметам и традициям, которым театралы верны при любых обстоятельствах. Одна из самых распространенных гласит: если текст с ролью упал, то необходимо обязательно на него присесть. Так, Фариду Тагиеву из «юго-западников» однажды пришлось усесться на сценарий прямо на многолюдной платформе станции метро, что вызвало определенное удивление и непонимание у толпы. Только и оставалось сказать: «Извините. Актер…».

Эпатаж каждый день 

После просмотра некоторых постановок, складывается впечатление, что  помимо профессиональной игры актеров, цепляющего сюжета и грамотно дополняющей его сценографии «Театр на Юго-Западе» делает ставку и на эпатаж, чтобы привлечь современного зрителя. Соответственно, напросился вопрос худруку: как часто приходится эпатировать?

 

– Да каждый вечер! Причем у нас не тот эпатаж, о котором часто слышим, а духовный. Мы эпатируем по-своему, царапаем человеческие души. Зрители выходят из театра просветленные, одухотворенные, взбудораженные. По-моему, это самый верный способ эпатажа.

Считалось, что театр – искусство грешное…

– Театр грешен тем, что это искусство коллективное. Это самая большая его проблема, но и самая большая его движущая сила.

В театральной среде существуют так называемые «зеленые спектакли», на которых артисты могут позволить себе вольности, дать волю фантазии и актерскому чутью. А есть ли место импровизации на сцене «Театра на Юго-Западе»?

– Наш театр – это сплошная импровизация. Да и спектакли рождаются как импровизация. Так нас учил Белякович. Ставил музыку, выгонял на сцену и говорил: «Делайте что-нибудь под эту музыку!». Постепенно наши импровизации, перемолотые с мыслью и духом режиссера, выливались в нечто завершенное и лаконичное.

Опять же, мы не играем по шаблону. В репертуаре 46 постановок, и каждая для нас словно премьера. Хотя и приходится играть по несколько спектаклей в день, некоторые могут идти раз в два месяца – попробуй вспомни, как именно ты играл два месяца назад. Благодаря импровизации «Театр на Юго-Западе» и его спектакли имеют длинную жизнь.

Фото Натальи Рыжковой и Александры Ходюковой.


При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ