Экономия ресурсов, рациональная оптимизация бюджетных расходов являются важнейшими задачами для местных властей Витебщины в условиях дефицита финансовых средств, который на конец года составит, по оценке специалистов, около 100 млн рублей. Данные вопросы необходимо решать как для успешного завершения 2017-го, так и при планировании деятельности регионов на будущий год.
Об этом шла речь в ходе недавнего заседания президиума областного Совета депутатов, где анализировалась работа регионов по привлечению доходов и повышению эффективности расходования бюджетных средств. Как сообщил начальник главного финансового управления обл-исполкома Геннадий Гребнев, годовой план поступления собственных доходов бюджета области по данным на 1 ноября выполнен на 77% (почти 1 млрд руб.), по этому показателю Витебщина среди отстающих в стране.
Вместе с тем эффективность и качество наполнения бюджета напрямую зависят от работы реального сектора экономики, своевременного выполнения налоговых обязательств.
Это – зона ответственности местных властей. Например, если ликвидировать задолженность по платежам в бюджет, обеспечить рентабельную работу предприятий (в том числе запустить организации, которые зарегистрированы, но не осуществляют деятельность), наращивать уровень заработной платы, то можно получить дополнительный доход около 50 млн рублей за год, отметил начальник инспекции МНС по Витебской области Валерий Лобацевич.
Для поддержания бюджетной устойчивости определяющее значение имеет укрепление собственной доходной базы казны. И здесь необходимо работать по нескольким направлениям.
Нарастить ресурсную базу
По словам Геннадия Гребнева, одним из главных параметров развития региона является рост заработной платы на основе опережающего прироста производительности труда. Здесь Витебщина не дотягивает до прогнозных показателей. Кроме того, актуальным вопросом остается создание новых предприятий и рабочих мест. Есть регионы, где годовое задание уже выполнено. Однако важно не только зарегистрировать субъект хозяйствования и набрать персонал, но и обеспечить его эффективную работу.
– В этом аспекте обращаю внимание на пакет документов, направленных на улучшение бизнес-климата и повышение деловой активности в стране, ключевым из которых является Декрет №7, кардинально меняющий механизм взаимодействия госорганов и бизнеса, – отметил Геннадий Иванович. – Он направлен на мобилизацию внутренних ресурсов для роста экономики, максимального вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность. Чтобы не упустить предоставленные возможности, предлагаю председателям местных Советов выступить координаторами работы по разъяснению и популяризации норм этих документов.
Председатели местных Советов депутатов должны выступить координаторами работы по разъяснению и популяризации Декрета №7 «О развитии предпринимательства» и нормативных актов, направленных на улучшение бизнес-климата и повышение деловой активности в стране.
Местным властям также надо повысить качество организации работы по привлечению неналоговых доходов, в частности, лучше собирать плату за аренду коммунального имущества, в том числе рыболовных и охотничьих угодий. Годовое задание по продаже земли под жилье выполнено всего на 26%, при этом в ряде районов не реализовано ни одного участка. Геннадий Гребнев потребовал вывести деятельность по этому направлению на качественно новый уровень, не просто объявлять аукционы, а продвигать информацию о привлекательных возможностях территорий с использованием доступных маркетинговых инструментов.
ПОВЫСИТЬ ФИНАНСОВУЮ ДИСЦИПЛИНУ
Как сообщил Валерий Лобацевич, в мероприятиях по бюджетной консолидации не менее важно уделить внимание решению проблем убыточности и ликвидации задолженности предприятий по налогам.
Только плательщики Лепельского и Дубровенского районов не допустили задолженности по подоходному налогу.
По данным ИМНС, около 900 субъектов хозяйствования сработали с отрицательным финансовым результатом. Учитывая, что снижение прибыли и убыточность не всегда объективны, налоговые органы проводят работу по каждому плательщику, допустившему сокращение уплаты налогов.
В результате контрольных мероприятий у каждой третьей такой организации выведена прибыль или уменьшена сумма убытков, всего с начала года доначислено около 200 тыс. руб. налогов.
При этом нередки случаи, когда убытки декларируются в небольших размерах, что свидетельствует о нежелании уплачивать налоги либо о низкой компетенции бухгалтерских служб, которые не используют законодательные возможности для исключения отрицательного финансового результата.
Около трети доходов местного бюджета формирует подоходный налог. При этом четвертая часть плательщиков снизила платежи по этому доходному источнику, еще более 80 предприятий задолжали казне 2,7 млн руб. В результате по итогам года бюджет может недосчитаться более 40 млн руб подоходного налога.
Основной причиной снижения его поступлений является отсутствие задекларированного роста заработной платы. Более того, в текущем году налоговики выявили около 500 организаций, которые деятельность осуществляли, а зарплату работникам не начисляли. Такие субъекты должны быть на профилактическом учете местных властей, считает Валерий Лобацевич.
Значительную роль в формировании бюджета играют предприятия малого и среднего бизнеса. Сегодня на Витебщине зарегистрировано почти 30 тыс. таких субъектов. По сравнению с прошлым годом их количество сократилось примерно на 1,4 тыс., а объем поступлений в бюджет составил 20 млн руб. и снизился в 1,4 раза, причем снижение произошло в 12 районах, в том числе в наиболее значительных суммах – от плательщиков Оршанского района и Новополоцка.
– Если бы удалось восстановить «выпавшие» 1,4 тыс. субъектов предпринимательства, то не так остро стояли бы вопросы с местными бюджетами, так как именно эта категория практически все платежи осуществляет в местную казну, – подчеркнул Валерий Лобацевич.
В сложившихся условиях государственные ресурсы должны расходоваться рационально, с максимальной эффективностью в пределах плановых ассигнований. Для успешного завершения финансового года необходимо провести балансировку местных бюджетов по доходам и расходам, а всем участникам бюджетного процесса – ответственно относиться к ресурсам и соблюдать строгую финансовую дисциплину.
Фото из архива «ВВ»