Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Экология

Исследователь фауны Витебщины Сергей Дорофеев: «Изучая окружающий мир, становишься духовно богаче»

Более 300 пернатых семейства воробьиных было отловлено и окольцовано во время нынешней весенней миграции на пункте кольцевания птиц «Городище» в Городокском районе, включенном в европейскую международную программу SEEN. Об этом корреспонденту «ВВ» сообщил заведующий кафедрой зоологии ВГУ им. П. Машерова, кандидат биологических наук, доцент Сергей Дорофеев.

В 1998 году Сергей Дорофеев защитил кандидатскую диссертацию по дятловым птицам Белорусского Поозерья. В последние 20 лет сферой научных интересов являются закономерности сезонных миграций мелких воробьиных птиц (зябликов, зарянок, славок, мухоловок и др.), их поведение и адаптация под влиянием изменения климата.

Невозможно, по мнению ученого, изучать птиц и других животных, обитающих в наших лесах, не наблюдая за их поведением в естественных условиях. Поэтому традиционные полевые работы, которые проходят весной и осенью с целью наблюдения за миграцией пернатых, не были отменены даже в условиях дистанционной формы обучения, на которую переведены студенты в связи с пандемией COVID-19. Вместе с магистрантами Сергей Анатольевич в апреле три недели провел на пункте кольцевания и изучения миграций птиц «Городище».

Редкие гости 

– Сергей Анатольевич, каковы особенности нынешней весенней миграции пернатых? – интересуюсь я.

– Неустойчивая погода с волно­образным потеплением и похолоданием, сильным ветром, градом и снегом оказывала влияние на ход естественных биологических ритмов в природе. Это отражалось на поведении воробьиных, спровоцировав их высокую подвижность: процесс миграции то активизировался, то замедлялся. Одни виды прилетали раньше установленных сроков, другие позже. Несмотря на специфику нынешней весны, удалось окольцевать большое количество пернатых. Однако сложно провести какую-то закономерность, характерную для миграции этого года.

Популяции воробьиных имеют свои естественные тенденции к колебанию численности особей: через каждые 5 – 6 лет она то уменьшается, то возрастает, демонстрируя волнообразную динамику.

Как происходит отлов птиц и для чего кольцуются, отдельный разговор. В окрестностях деревни Ложани Городокского района на окраине лесного массива в своеобразные коридоры были расставлены 22 паутинные сети, в которые попадали пролетающие птицы. Каждый час, начиная с семи утра и до девяти вечера, делали обход и изымали пойманных пернатых, проводили кольцевание и снимали жизненные показатели, регистрируя в журнале по 10 – 12 параметров: вид, пол, возраст, жирность, вес и т. д.

– В этом году было поймано много самых маленьких из наших птиц – желтоголовых корольков, представителей таежного вида, мигрирующего в Ленинградскую область и Карелию, – подчеркнул Сергей Дорофеев. – Одним из самых интересных моментов была поимка воробьиного сыча – самой маленькой в наших широтах совы, вес которой не превышает 80 г. Это краснокнижный редкий вид, обитающий в хвойных спелых лесах. Места гнездования сычика есть в Россонском, Верхнедвинском, Полоцком, Городокском районах.

Цель подобных полевых работ – собрать как можно больше информации о пернатых, научить студентов бережно относиться к биоресурсам и уметь их рационально использовать.

Приспособиться и выжить! 

Были годы, когда из-за сокращения весенней и осенней поры (один из признаков потепления климата) сроки размножения многих птиц смещались. Иногда на весеннем пролете массово регистрировались северные гостьи – морская чайка, или, как ее еще называют, клуша, и сибирская гага с американским кольцом на лапе. Вполне возможно, что глобальное потепление влияет на поведение северных птиц, которые отклоняются от своих исторически сложившихся миграционных маршрутов.

– Именно это обстоятельство поспособствовало тому, что у нас прекрасно прижились представители степной фауны – серая куропатка, хохлатый жаворонок, обыкновенная пустельга и другие, – отметил Сергей Анатольевич. – Правда, не только климат влияет на поведение и расселение представителей фауны, но и человеческая деятельность заставляет пернатых и животных приспосабливаться к новым условиям, изменяет их привычки и поведение. Как пример – обитание соловьев в городской черте Витебска. В свое время был уничтожен их естественный биоценоз – кустарниковая растительность, где обитали и гнездовались птицы. Многие орнитологи, в том числе и я, думали, что соловьи исчезнут совсем. Но, слава Богу, этого не произошло: певчие пернатые приспособились к новым условиям и по-прежнему здесь заливисто поют в майскую пору, о чем констатирую с большой для себя и других радостью. Та же ситуация повторилась и в пойме реки Витьба, когда при расчистке русла и благоустройстве была уничтожена вся кустарниковая растительность. И здесь не перестали гнездоваться певчие птицы, которые отвоевали место под солнцем! Даже в оврагах в центре Витебска можно слушать их заливистый свист.

В черте Витебска сейчас обитают не менее 100 – 120 пар соловьев, и эта цифра с годами только увеличивается.

Даже мало-мальское вмешательство отражается на естественных природных ландшафтах, растительном и животном мире. Например, к чему приводят вырубки и как восстанавливается исходный тип леса и биоразнообразие в нем – вот что больше всего волнует меня как ученого.

О личном 

– Сергей Анатольевич, интерес к природе вам прививали с детства? Или это произошло в более зрелом возрасте?

– Мне исполнилось десять лет, когда умерла мама. Лидия Федоровна, как и отец, преподавала в университете на биологическом факультете. Потеря матери стала для меня большим потрясением, но благодаря отцу и бабушке с дедушкой, к которым я ездил на Городокщину, я отвлекался, наблюдал за птицами, бегал на речку ловить рыбу. Только потом понял, как непросто было отцу. После тяжелой утраты он везде и всюду брал меня с собой – в командировки, экспедиции, на лекции. Я, в прямом смысле слова, вырос на биологическом факультете.

– Анатолий Максимович был хорошим отцом?

– Исключительно, преданным и деликатным. Он всегда выглядел безупречно, даже в экспедициях не позволял себе расслабляться, показывая пример опрятности студентам. За все эти жизненные уроки и природный такт безмерно ему благодарен.

– Смею заметить, что как любящий сын вы часто оглядываетесь на отца: а что бы он сказал, что бы подумал?

– Это естественно. Авторитет отца был и остается для меня непререкаемым. Анатолий Максимович был в первую очередь честным, добрым и открытым человеком, и это главное для меня. Что касается профессиональной деятельности, то я многим ему обязан. Он привил любовь к пернатым, организовывал первые уроки на природе. Я должен был определить по внешнему виду и пению ту или иную птицу. С годами осознал: чем больше знаешь об окружающем мире и понимаешь его, тем эрудированней и богаче духовно становишься. Горжусь, что являюсь представителем семейной династии и продолжаю исследования отца по животному миру севера Беларуси. В свое время отец написал много научно-популярных книг и монографий по экологии, зоологии, охране природы. Он обладал энциклопедическими знаниями, был инициатором создания Красной книги Беларуси, получившей в свое время серебряную медаль ВДНХ.

– В одном интервью вы признались, что мечтаете разобрать и систематизировать оставленное отцом наследство – 150 томов дневников и написать серьезную книгу о птицах Белорусского Поозерья, включив в нее свои собственные многолетние наблюдения. Удалось реализовать задуманное?

– Наследство такое весомое, что мне достаточно работы еще не на один год, а то и десятилетие. Хватило бы сил.

– Успехов вам.

– Спасибо.

Фото Дмитрия Осипова.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ