Оршанский район перезагрузка
75 лет Великой Победы
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - 2020

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Культура

Как на Витебщине сохраняют, возрождают и передают из поколения в поколение старинные обычаи, обряды и ремесла?



Как на Витебщине сохраняют, возрождают и передают из поколения в поколение старинные обычаи, обряды, ремесла? Какие духовные ценности находятся под особой защитой государства, и какое культурное наследие мы оставим потомкам? Об этом мы рассуждаем с директором областного методического центра народного творчества Екатериной Лабуко.

Понятие нематериального культурного наследия (НКН) появилось сравнительно недавно – не более двух десятков лет назад. Кстати, Беларусь одной из первых в 2004 году подписала принятую годом ранее Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия. В Конституции Республики Беларусь закреплена обязанность каждого гражданина беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Согласно главному закону страны «государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия».

Что же относится к нематериальному культурному наследию? Проще говоря, это то, что невозможно потрогать, измерить, законсервировать как музейный предмет или памятник архитектуры, то есть – живое наследие, которое постоянно изменяется, передается из поколения в поколение и признается важной ценностью.

В государственный список историко-культурных ценностей на сегодняшний день внесено 12 элементов нематериального наследия  Витебщины, существующих и практикующихся в Браславском, Городокском, Глубокском, Дубровенском, Докшицком, Лепельском, Миорском, Полоцком, Поставском, Шарковщинском районах и Витебске. Первыми в республике охранный статус в 2009 году получили белорусский обряд «Цари», бытующий в Копыльском районе Минской области и обрядовая игра «Женитьба Терешки» на Лепельщине.

– Это шуточная свадьба, устраиваемая деревенской молодежью, чтобы пары могли лучше узнать друг друга. Обряд состоит из игр, во время которых девушки и парни знакомятся между собой, и собственно «женитьбы», которую по традиции проводят старшие, – поясняет Екатерина Лабуко.

Прежде шуточная свадьба с главным героем Терешкой бытовала в разных регионах Беларуси, она была частью представлений на Коляды. Этот обряд в полной мере удалось сохранить на Лепельщине, где «женитьбу» разыгрывают как местные жители, так и члены народного фольклорного клуба «Круговерть». На зрелищное действо приезжают посмотреть многочисленные гости, в том числе и иностранные, чтобы соприкоснуться с национальными обычаями. Этнографы нашли доказательства, что Терешке поклонялись молодые супружеские пары еще во времена Полоцкого княжества, он считался символом мужского достоинства и силы. «Женитьба Терешки» претендует и на включение в Список нематериального наследия ЮНЕСКО.

– Чтобы получить статус ценности, необходимо проделать большую работу. Сначала найти самобытный элемент, возродить обычай или ремесло, изучить древние технологии. Традиция должна жить, бытовать, передаваться молодому поколению, – рассказывает Екатерина Лабуко.

И в качестве примера называет ажурное ткачество. Оно относится к уникальным явлениям белорусского народного творчества. Особенно этим видом традиционного искусства славилась Городокщина, здесь оно называлось «кисея». Для плетения тканей использовались лучшие сорта льна, только тонкие, отбеленные, качественные нити.

Восстановила старинную технологию мастер Марина Гущо, взяв в качестве образцов ткани, хранящиеся в краеведческом музее, а также найденные во время этнографических экспедиций. Научила ремеслу учеников, и сегодня в Городокском Доме ремесел и фольклора можно увидеть ажурное ткачество современных мастеров, которые продолжают традиции своих предков.

Витебская земля всегда славилась мастерами, которые владели местными секретами народного ремесла и искусства. К таковым можно отнести спиральное плетение Городокского, Браславского, Верхнедвинского районов и Витебска. Традиционное ремесло Витебщины занимает почетное место среди аналогичных технологий, распространенных в Беларуси. Спиральное – один из наиболее древних видов плетения. Техника известна почти всем земледельческим народам Европы еще с эпохи неолита. За многие годы она не претерпела кардинальных изменений, навыки передавались от мастера к мастеру. Особых высот в данном виде искусства достигли Адам Кравчук из Витебска, Петр Кареник  и Михаил Черкас из Браслава. Технология спирального плетения проста. Для соединения жгутов между собой применяют чаще всего виноградные ленты, а также корни хвойных пород деревьев, льняные или конопляные нити. Мастера проводят мастер-классы, обмениваются опытом. Ежегодно в областном методическом центре народного творчества организуют выставки соломенного плетения, в том числе спирального. В прошлом году в рамках Международного фестиваля искусств «Славянский базар» прошел фестиваль-конкурс по плетению ”Папараць-кветка“, одной из номинаций которого было спиральное плетение, которое в начале этого года признано историко-культурной ценностью.

Многие старинные ремесла, которые бытовали на нашей земле,  на долгие годы были забыты, но благодаря энтузиастам, любящим народное творчество людям, возвращены из небытия и сегодня являются брендом Витебщины. Бриллиантом традиционного искусства можно назвать рисованные ковры на ткани или маляванки. Это феномен народного творчества белорусов. В 1920−30 годы почти в каждом сельском доме стены были украшены расписными коврами. Основателями жанра можно считать анонимных авторов, но прославил его Язеп Дроздович. Еще несколько лет назад казалось, что традиция рисованных ковров утрачена, но она, как птица Феникс, возродилась. Во многом этому способствовали глубокские мастера Галина Таляронок и Светлана Сковырко. Сегодня это довольно распространенный вид народного искусства, что показали проходившие на нынешнем «Славянском базаре» пленэр «Райская птица» и конкурс «Краски небес».

– Неоценимую роль в сохранении и возрождении народного творчества сыграли дома ремесел. Кстати, инициаторами их создания стали витебские культработники, – поясняет Екатерина Лабуко.

Помимо древних технологий народных ремесел (кроме уже названных это и изготовление валенок в Миорском районе), в список нематериальных ценностей вошли и старинные кулинарные рецепты Глуботчины – приготовление традиционного блюда «Масляный баран» в деревне Матюково, технология выпечки ржаного хлеба в деревне Дерковщина, клецки «с душами», которые готовят также жители других районов области. Почетный статус получил обряд «Носить намётку». Его совершают жители деревни Папшичи на праздник Сошествия Святого Духа на апостолов с давних времен и по сей день.

Достоянием Беларуси признаны масленичная обрядовая игра на Городокщине «Пахаванне дзеда», народная игра «Яшчар», которая проводится на Рождество, Купалье и Пасху в Поставском районе, традиция исполнения купальских и жатвенных песен «в перехлест» жителями Полоцкого района.

– На Витебщине еще немало элементов, достойных статуса  нематериального культурного наследия Беларуси. Это и технология изготовления свистулек, батлейка, в частности, витебский жлоб, самобытные бытовые танцы в деревнях Толочинского района, сохранившийся в Чашниках купальский обряд «Розгары», накладные одеяла, найденные на Лепельщине. Важно, что молодежь интересуется народными творчеством, ремеслами. Значит, связь времен не утрачена, – подытоживает Екатерина Лабуко.

В Беларуси в феврале 2017 года вступил в силу первый в СНГ Кодекс о культуре, определивший новый подход к охране и использованию нематериального наследия. В Государственный список историко-культурных ценностей включено более ста элементов нематериального культурного наследия.

Фото БЕЛТА.


При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны


При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ