Достижения Витебщины
75 лет Великой Победы
ДОЖИНКИ В ВИТЕБСКЕ

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Царь полей и бездорожья, или Репортаж из кабины трактора



В тракторе, пусть и современном, энергонасыщенном, как в танке. Даже если едешь по вспаханной колее, болтанка ощутимая, а еще шум от мощного двигателя, пыль столбом от подсушенной летним солнцем земли. Механизаторы-машинисты в уборочную страду работают в таких нелегких условиях по 12 часов и больше. И хотя именно от труда трактористов зависит качество нынешнего, да и будущего урожая они, в отличие от хлеборобов-комбайнеров, в уборочную страду зачастую остаются в тени. Журналист «ВВ» решил исправить ситуацию.

Каждый раз, когда в уборочную бываю в поле, ловлю себя на мысли – именно там сейчас совершаются подвиги, трудовые. Горожанину трудно понять, как встать с восходом солнца, чтобы в шесть утра быть на мехдворе, пройти медосмотр, подготовить технику к выезду в поле, а в семь – уже пахать. Как всю ночь не выпускать из рук баранку трактора. Как работать практически без выходных, потому что каждый погожий день на вес золота.

– С непривычки поражаешься труду хлеборобов, – говорит председатель Витебской районной организации профсоюза работников АПК Олег Малашкевич, вместе с которым мы едем в сельхозугодья ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» под Сураж. – Только в нашем районе на жатве задействованы более ста комбайнеров, несколько сотен механизаторов, более 500 единиц техники. Виды на урожай хорошие, страда в самом разгаре, все трудятся практически круглосуточно.

По словам Олега Геннадьевича, механизаторы – ключевые специалисты в любом хозяйстве. Ведь работа на земле – это бесперебойный производственный цикл. Едва комбайнеры убирают с полей зерновые, как сразу же начинается подготовка почвы – трактористы ее пашут, вносят минеральные удобрения, вывозят органику, сеют озимые – основу урожая следующего года. А еще решают множество других задач от подвоза воды на животноводческие фермы до заготовки кормов. Техника в ходу, считай, круглый год, за исключением времени на техобслуживание и ремонт – обычно зимой.

– Можно сказать, что механизаторы, а многие из них в уборочную пересаживаются также на комбайны – наши элитные «войска», – отмечает Олег Малашкевич. – Им доверяют современную дорогостоящую технику, на них большая ответственность, работают они в поте лица. Но и знают за что – заработки у механизаторов сегодня достигают 2 тыс. руб, у комбайнеров – 3 тыс. рублей. Поддерживает их и профсоюз – во время посевной, например, проводили конкурс профмастерства, лучших награждали прямо в поле. 

По пути на поле, которое готовят к посеву рапса, к нам в машину подсаживается Владимир Павловский – специалист по идеологической и социальной работе ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика».

– Что с трудовой дисциплиной среди механизаторов? – задаю вопрос, вспоминая былые стереотипы об этой профессии.

 – Вы отстали от жизни, – с улыбкой отвечает Владимир Владимирович. – Сегодня на каждом мехдворе – обязательный контроль физического состояния всех работников под личную ответственность руководителя. Поэтому нарушений дисциплины все меньше. Работник трезв, профессионален и заинтересован в результате своего труда. В этом залог эффективности экономики всего предприятия. Что касается кражи топлива, то и это в основном в прошлом. Во-первых, люди дорожат своим местом, зарплатой. Во-вторых, сельхозтехника оснащается электронными датчиками, которые контролируют расход топлива, есть специальная программа, позволяющая фиксировать все передвижения и простои.

Заезжаем на мехдвор агрокомплекса имени М. Ф. Шмырева – одной из сельхозорганизаций птицефабрики. Предприятие укомплектовано новейшей техникой – от многофункционального прицепного и навесного оборудования до последних моделей МТЗ. Большинство тракторов труженики «Беларусы», российские «Кировцы». Есть и легендарный американский Case Steiger 500 с двигателем в 558 «лошадей». Не у каждого БЕЛАЗа такой.

– Массовое внедрение современной техники значительно облегчило труд хлеборобов, выросла урожайность, – рассказывает инженер-механик по эксплуатации машинно-тракторного парка Петр Поляченко, работающий в хозяйстве полвека (!). – Помню первенцев минского завода – «ДТ-54», «МТЗ-2». Неубиваемая была техника, в эксплуатации простая. Сейчас же без специальной подготовки за трактор не сядешь. Техника, сложная, мощная, многофункциональная. Наша задача – ее бесперебойная работа. На мехдворе у нас есть ремонтный участок, склад запчастей. Ведь в сезон день-два простоя – ЧП. Белорусская техника за последние годы стала значительно лучше, надежнее, комфортнее. Видно, что производители работают над «болезнями роста», но до сих пор есть вопросы к срокам службы отдельных узлов.

– Слышал, будущее за полностью автоматизированными тракторами, без механизатора, – интересуюсь.

– Теоретически это, конечно, возможно, – замечает специалист. – Но уверен без человека все равно не обойтись. Нужна идеальная местность, вроде огромных полей Казахстана. У нас же – кругом косогоры, камни. Нужен глаз да глаз. 

...Первым на поле мы встречаем Case Steiger 500. Не заметить его трудно – 25-тонный гигант пашет сразу 12-корпусный плугами (технически возможно  – 25!), обрабатывая за день до 30 гектаров. От земли до крыши почти 4 метра, огромные шины – выше двух метров.

За рулем «царь-трактора» 30-летний Андрей Артёменко из Суража. Окончил школу, выучился на водителя, начинал лесозаготовителем, а четыре года назад пришел в сельское хозяйство. Сперва работал на стареньком «МТЗ-80», после курсов доверили энергонасыщенного «американца».

– На таких машинах пахать одно удовольствие, – говорит он. – А постоянная болтанка и шум – дело привычки. Главное – есть климат-контроль, удобное компьютерное управление. Хотя я все равно вожу с собой линейку для измерения глубины погружения плугов. Доверяю технике, но иногда проверяю сам.

В кабине трактора, как и в любой производственной технике, все достаточно аскетично. Хотя бросается в глаза большой сенсорный монитор, куда выводится множество информации и управление плугом с помощью джойстиков. А еще тракторист почти не касается педалей – движением техники руководит автопилот. Шестнадцать передач вперед и две назад!  

– Энергонасыщенные тракторы очень эффективны, – говорит Андрей. – Они за день справляются с тем, что на обычной технике делается неделю. Им не страшны пересеченная местность, грязь – проедешь везде. При этом экономный расход топлива. Например, при вспашке у меня выходит около 15,5 литра солярки на гектар. Средний расход – 71 литр за час работы.  

На первый взгляд, пахота – дело однотипное, но даже с автопилотом приходится контролировать каждый маневр, ловить колею, объезжать столбы электролинии, проходящей через поле. Из развлечений – радио да аисты, выискивающие насекомых в свежевспаханной земле. Работает на поле вместе с «американцем» и «Беларус-3022»

– Не лезьте в кабину, тут пыльно, – предупреждает 46-летний Андрей Лукашов, управляющий техникой. – Трактор, конечно, не такой современный, как Case, но зато трудяга, проверенный временем.

Со словами «танки пыли не боятся» взбираюсь к рулю. Восьмилетний «Беларус» оснащен немецким двигателем, компьютерным управлением, есть кондиционер. Мощности хватает на 8-9-корпусный плуг, но сейчас к трактору прицеплены диски, с помощью который он рыхлит почву. Болтанка сильная, особенно когда трактор теряет колею. В хозяйстве Андрей Лукашов трудится всего два месяца, хотя за рулем уже больше 20 лет. Он местный, всю жизнь прожил в деревне и только недавно перебрался в Витебск.

– Я просыпаюсь в полчетвертого утра, в полпятого иду на служебный автобус, – рассказывает Андрей. – В шесть на мехдворе, в семь – в поле. Бывает, работаем в ночную смену – со светом фар. Это особенно тяжело – нужно все время смотреть в оба.

– А что обычно трактористы желают друг другу, выезжая на поле? – интересуюсь.

– Ни гвоздя ни жезла, а еще чтобы без поломок, – отвечает механизатор. – В принципе, их немного, в основном по мелочевке. Главное – относиться к технике, как к своей. Она, родимая, сейчас нас кормит.

Напоследок знакомлюсь с одной из новых разработок отечественных конструкторов – мощным 355-сильным «Беларусом-3522». На мехдворе 30-летний механизатор Алексей Юрченко как раз цепляет на него огромный культиваторный агрегат.

– Трактор новый, пробег всего 850 моточасов, – говорит он. – Это одна из самых мощных моделей марки «Беларус» в нашем хозяйстве. Неприхотливый, надежный. Есть информативный бортовой компьютер, автоматическое управление навесным оборудованием, кондиционер. Что еще надо?

Механизатор знает, о чем говорит. Хотя он из местных, родился и вырос в деревне Задубровье, но уже объездил полмира. Работал дальнобойщиком.

– Я в хозяйстве только первый сезон, хотя труд хлебороба мне знаком – после школы работал водителем в колхозе, – говорит Алексей. – Решил: хватит колесить по свету. Дома жена и двое детей, хозяйство. Можно неплохо зарабатывать и здесь.

Что ж, остается лишь пожелать, Алексею и всем другим механизаторам поменьше поломок и хорошего урожая!

Александр КУТЫНКО, фото автора.



При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ