Инновационную схему организации дорожного движения (ОДД) внедряют в Полоцке. На опыте древнего города апробируются современные новаторские решения для всей страны.
Безопасная, экологически чистая, максимально комфортная для человека городская среда – такова главная цель преобразований. Полоцк в числе первых в Беларуси присоединился к международным инициативам, направленным на внедрение принципов устойчивой мобильности. Продолжением этой работы и стало создание инновационной схемы организации дорожного движения центральной части города в рамках проекта «Зеленые города», реализуемого Программой развития ООН в Беларуси в партнерстве с Глобальным экологическим фондом. Авторами предложенной концепции выступили специалисты научно-производственного предприятия «Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте», в обсуждении проекта активно участвовали районные власти и представители ГАИ.
– Вместе с экспертами мы провели тщательный анализ текущей ситуации и постарались найти оптимальные варианты, как улучшить организацию дорожного движения с учетом интересов всех его участников – владельцев авто, пешеходов, велосипедистов, общественного транспорта, – отметил первый заместитель председателя Полоцкого райисполкома Сергей Лейченко.
В числе основных существующих проблем он назвал небезопасные пешеходные переходы.
Акцент при разработке схемы ОДД сделан на том, чтобы снизить аварийность, темп движения и обеспечить его максимальную безопасность.
К примеру, на одном из проблемных перекрестков возле Дома торговли предполагается сделать кольцевую развязку. Для разгрузки довольно оживленного пешеходного перехода проектировщики предложили перенести автобусную остановку ближе к городскому Дворцу культуры.
В целом уличная сеть Полоцка, по оценке авторов проекта, характеризуется высокой плотностью магистральных улиц в центре города и низкой плотностью в периферийных районах, особенно с индивидуальной застройкой. Радиальная схема и плотность сети в центре провоцируют стягивание транспорта, что негативно сказывается как на транспортной обстановке (возникновение заторов), так и на экологической.
Как же планируется усовершенствовать организацию дорожного движения в центральной части города, которую проектировщики обозначают неровным квадратом из улиц Евфросинии Полоцкой, Октябрьской, Юбилейной и проспекта Франциска Скорины?
По словам эксперта по устойчивой городской мобильности проекта «Зеленые города» Павла Астапени, главным требованием при разработке новой схемы стала четкая структуризация уличной сети с учетом лучшего опыта европейских городов. На магистральных улицах, к которым относятся Юбилейная и Октябрьская, весь комплекс мероприятий направлен на то, чтобы транспорт там двигался стабильно, без задержек, с минимумом временных затрат на остановки и маневры. А вот внутри квадрата – на улицах местного или районного значения – движение должно быть спокойное, безопасное для пешеходов и велосипедистов, которым и отдается основной приоритет.
Появятся защищенные островки безопасности на нерегулируемых переходах, будут выделены карманы для левоповоротного транспорта, нанесена долговечная пластиковая разметка, которая уже давно используется в европейских странах.
Еще в 2016 году в Полоцке была обустроена первая в Беларуси велодорожка на проезжей части по проспекту Франциска Скорины. Теперь локальный маршрут преобразуется в целую велосеть - выделенные велополосы появятся также на улице Коммунистической и Гоголя. Количество парковочных мест при этом будет увеличено за счет более рационального использования инфраструктуры.
Продолжится поддержка общественного транспорта. Ранее для него в связи с закрытием на реконструкцию моста через Западную Двину были выделены специальные полосы по улице Богдановича, и этот опыт себя оправдал. Поэтому аналогичные полосы будут продлены по улицам Октябрьская и Юбилейная, что, по расчетам специалистов, не скажется на пропускной способности остального транспорта.
Кроме того, по Октябрьской завершается монтаж новых контроллеров, которые обеспечат запуск алгоритма «зеленая волна», а значит, задержек в движении транспортного потока станет еще меньше. Важным новшеством является и кольцевое решение развязки в районе моста на пересечении ул. Юбилейной и проспекта Скорины – оно более эффективно по сравнению со светофорным регулированием движения.
Абсолютная инновация, которая в Полоцке апробируется впервые на территории Беларуси, – обустройство нового типа искусственных неровностей, так называемых автобусных (скоростных) подушек.
Они будут снижать скорость только легкового транспорта и не должны доставлять дискомфорт общественному.
В районе двух школ появятся специальные зоны посадки-высадки учащихся. В этих же местах будут проведены мероприятия по исключению парковок в зоне пешеходных переходов, чтобы у школьников был хороший обзор при переходе проезжей части. Специальные конструктивные решения в виде полуостровков безопасности помогут увеличить видимость, а автомобилисты будут вынуждены снижать там скорость даже без искусственных неровностей.
Еще одно важное ноу-хау — на небольших улицах местного значения впервые в Беларуси появятся зоны движения для автотранспорта с ограничением скорости 30 км/ч, что повысит комфорт для пешеходов.
Запланированные на некоторых перекрестках мини-кольца тоже будут способствовать уменьшению конфликтных ситуаций на дорогах.
– Этим проектом, – подчеркнул Павел Астапеня, – мы хотим показать, как все может выглядеть современно, эффективно, устойчиво и безопасно – с учетом новых вызовов времени.
Кроме преимуществ мобильности, инновационная схема ОДД несет экологические выгоды, создает условия для дальнейшего продвижения здорового образа жизни, а также способствует расширению безбарьерной среды с учетом потребностей людей с инвалидностью. Реализовать новую концепцию ОДД планируется до конца года. А после обкатки инновационных решений успешный опыт Полоцка будет тиражироваться в других городах республики.
Фото Ларисы МАЛАШЕНИ и из архива проекта «Зеленые города».