Желание приручить огонь и повелевать одной из самых опасных стихий у человека появилось давно. Сегодня этот этап пройден, и смелые люди превратили умение обращаться с огнем в искусство – шоу, которое гипнотизирует и завораживает своей красотой.
Считается, что огненное шоу зародилось на побережье Тихого океана в Новой Зеландии. Для аборигенов племени маори вращение небольшого горящего камушка пои (poi – сокращенно от poitoa, на языке маори – «шарик в мешке на веревочке»), обернутого тканью и подвешенного на льняную веревку, имело культовое значение. Мужчины занимались этим для развития силы и ловкости, а женщины — для развлечения. Позже этот трюк у аборигенов переняли артисты бродячих цирков, которые активно использовали огонь в своих представлениях. В 1960-1970-х годах в Западной Европе и Америке появились огненные шоу – танцы с огнем под бой барабанов и бубнов. В середине XX века файер-шоу вошли в молодежные субкультуры, в частности, хиппи. Позже этот вид искусства помимо физической направленности, обрел философский смысл единения со стихией. Сегодня подобные представления стали предметом индустрии развлечений, популярны в качестве увеселения гостей на праздниках.
Витебских артистов из коллектива «AGNI SHOW» зрители всегда тепло принимают. Секретом успеха с корреспондентом «Витебских вестей» поделился их руководитель Василий Кузнецов.
– С чего обычно начинают файерщики?
– Учиться лучше всего на поях. Это самый популярный вид снаряжения, без которого не обходится ни одно файер-шоу. С его помощью вы сможете с минимальными усилиями освоить базовые элементы и понять основные принципы работы с огнем. Дело в том, что научиться крутить пои достаточно легко – в процессе обучения они не будут падать на пол, как стаффы, флауэр-стики или мячики для жонглирования, а поэтому вы будете тратить свое время только на приобретение необходимых навыков. Кроме того, пои можно вращать в любых плоскостях.
– Какие еще реквизиты существуют для огненного шоу?
– В профессиональном представлении их большое количество. К примеру, стаффы – шесты, к каждому концу которых прикреплен фитиль. Существует два типа стаффов: спиновые (кручение которых совершается посредством рук) и контактные (стафф катается по телу артиста). Веера – металлические конструкции, состоящие из круглой рукоятки и 3-7 спиц, увенчанных фитилями. Также в огненном шоу используются палм-торчи (palmtorches) — стержни с фитилем на конце, которые крепятся на ладони, алюминиевые или пластиковые обручи с 5-8 фитилями, специально изготовленные кнуты и др.
– Расскажите о создании команды «AGNI SHOW».
– В 2006 году я познакомился с ребятами, которые также, как и я, решили работать с огнем. Мы открыли клуб «Айканара» и начали тренироваться. В следующем году я создал свой коллектив, куда пригласил знакомых и друзей. Так появилось огненное шоу. Сегодня в нашей команде 14 участников и четверо новичков. Занимаемся на базе областного Дворца детей и молодежи три раза в неделю по три часа. Обычно тренировка начинается с небольшой разминки. После этого участники становятся в несколько рядов и выполняют определенные элементы, а я слежу за качеством их исполнения, подсказываю, каким моментам следует больше уделить внимания. Одно дело – научиться выполнять определенные элементы, и совсем другое – все делать четко, ровно, красиво. Наша команда всегда славилась чистотой исполнения рисунка и синхронностью. Для достижения такого результата мы много работаем. В постановках используем элементы классической сценографии. К сожалению, в настоящее время занятия проходят без зеркал, поэтому все свои программы снимаем на фото- и видеокамеру, чтобы просмотреть материал и исправить недочеты. Пока что нам не удалось найти и хорошего хореографа, который смог бы применить свои знания и умения в направлении огненного шоу. Поэтому всеми постановками я занимаюсь сам.
– Откуда черпаете идеи?
– Мы постоянно участвуем во всевозможных «пламенных» мероприятиях. Последние несколько лет ездим на фестиваль огня в Гомеле. Несмотря на то, что принимать участие в нем могут лишь коллективы, прошедшие предварительный отбор, номера «AGNI SHOW» вне конкурса. Зрителям наши выступления очень нравятся, а поэтому мы, как правило, в тройке лучших. В прошлом году впервые побывали на Минском фестивале огня, который собрал свыше 20 коллективов из Беларуси, России, Украины и других стран. Такие мероприятия – прекрасная возможность поделиться знаниями и обменяться опытом. К примеру, Киевский огненный театр – знаковый в нашем деле. Он существует более 15 лет. В творческой копилке украинских артистов немало интересных программ, в которых сочетаются режиссура, техника, актерское мастерство и хореография, и все это сделано на высоком профессиональном уровне. Также на фестиваль огня в Минске приезжал гость из Парижа – Андре Дас, который считается лучшим выдувателем огня в мире. Общение с ним стало настоящим подарком для всех файерщиков.
– Какие планы?
– Сейчас продолжаем работать над новой программой под рабочим названием «Нам не нужны учителя». Кроме того, в планах – создание видеоэнциклопедии по технической организации и технике безопасности огненного шоу. Эту идею нам подсказали участники Минского фестиваля огня, в рамках которого мы давали мастер-класс по данной тематике. Они заинтересовались этим вопросом, и мы решили выпустить наглядное пособие.
– В вашей практике были несчастные случаи из-за неосторожного обращения с огнем?
– Когда я начинал крутить огонь и пытался экспериментировать, у меня были ошибки в технике, которые приводили к незначительным ожогам. С опытом пришло мастерство, и теперь все проходит нормально. Однако не следует забывать, что огонь представляет большую опасность. Человек должен отдавать себе отчет в том, что работает со стихией, покорить которую невозможно. Чтобы избежать несчастных случаев, необходимо четко знать и обязательно выполнять все правила техники безопасности. К примеру, у нас запрещено во время тренировок и выступлений использовать бензин, только керосин. В одежде предпочитаем удобные костюмы исключительно из натуральных тканей.
– Как стать участником «AGNI SHOW»?
– В коллектив мы принимаем молодых людей от 22 лет и старше. Думаю, именно в этом возрасте человек становится ответственным и умеет держать данное им слово. Новички проходят обучение от трех до шести месяцев. Это испытательный срок, во время которого мы присматриваемся к человеку. Потенциальный участник коллектива должен обязательно обладать такими качествами, как честность, обязательность и уважение к своим товарищам. Хорошие физические данные, конечно, приветствуются, но они не в приоритете. Потому что для участников «AGNI SHOW» главное – команда. Всегда поддерживаем и помогаем друг другу. Вместе мы одна большая семья.