Оршанский район перезагрузка
ВЫБОРЫ 2019
год малой родины

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Персона

«Исполняли долг, не думая о наградах и славе». Уроженец Шарковщины Василий Протас о войне в Афганистане.



Мохнатая ель у порога родительского дома напоминает председателю Шарковщинской районной организации общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Василию Протасу о службе в далекой южной стране.

Когда он был вдали от родной Беларуси, в письмах завуалированно говорил о нестерпимой жаре, о помощи местным жителям, например, в сборе винограда. Родные все равно волновались, с нетерпением ждали домой. Отец Савва Федорович посадил саженец голубой ели как память об испытаниях, которые выпали на долю младшего сына, командира отделения боевой машины пехоты, разведчика отдельного разведбатальона.

Уголок чести и доблести 

Районная организация ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» появилась в Шарковщине в 1991 году. Ее возглавил Василий Протас. Затем на время он снял с себя обязанности руководителя, а несколько лет назад вновь стал у руля. Под его началом «афганцы» ежегодно принимают участие во всех значимых районных, городских мероприятиях, проводят встречи со школьниками, активно взаимодействуют с представителями районной организации ОО «Белорусский союз офицеров».

В шарковщинской СШ №2 создан музейный уголок, повествующий о жителях района, прошедших огненными дорогами Афгана. Там есть письма, фотографии, личные вещи.

Неизменным местом их встречи многие годы является памятник воинам-интер­националистам, установленный на окраине Шарковщины. Его открытие состоялось семь лет назад, в День воздушно-десантных войск. В дальнейшем установлена боевая машина десанта как символ боевой мощи десантников в Афганистане. Есть там и боевая разведывательная машина. По мнению Василия Протаса, не хватает только БТР-70, на котором многие шарковчане проходили воинскую службу на чужбине.

Ежегодно в феврале в горпоселке проходит районный турнир по таэквондо, посвященный подвигу воинов-интернационалистов. В адрес героев звучат трогательные стихи, песни. Минутой молчания школьники чтят память подполковника Николая Андилевко, рядового Леонида Сандюка, погибших, исполняя воинский долг.

– Приятно, что в нашей стране помнят о тех, кто волей судьбы оказался участником боевых действий в Афганистане, – говорит Василий Саввич. – Исполняли воинский долг, не думали о наградах, почете и славе. Знали, что дома нас ждут родные, это придавало сил, оптимизма. Афган – боль, которая останется в сердце каждого из нас навеки.

В шаге от пропасти 

Василий Протас родился в деревне Германовичи Шарковщинского района. С детства мечтал стать учителем географии. Но, несмотря на высокие баллы в школьном аттестате, поступить с первого раза на геофак БГУ не удалось, учился в Лепельском гидромелиоративном техникуме, работал в школе в деревне Тавкини.

Будучи школьником, получил водительские права, это во многом и предопределило его дальнейшую судьбу. В сентябре 1983 года водителю Шарковщинской сельхозтехники пришла повестка из военкомата.

– Тогда у нас про события, которые разворачивались в Афганистане, никто и не слышал, да и что бы это изменило? – отмечает Василий Протас. – За пять дней в учебной воинской части возле города Марьина Горка прошли краткий курс молодого бойца. На поезде нас отправили в Москву. А присягу принимали уже в Казахстане.

Через 2,5 месяца молодые бойцы оказались в Кабуле. На пересыльном пункте Василия и его двух товарищей из Полоцка и Гомельской области определили в разведбатальон.

– Я сказал, что географию знаю хорошо, по компасу ходить умею, в детстве книжки про разведку читал. А мне в ответ: «Здесь не компас, здесь голова на плечах должна быть», – говорит Василий Саввич. – Баграм находился в 70 км от Кабула. Жили в обустроенных палатках по 22 человека. Днем тепло, ночью холодно. Меня сразу причислили к разведдесантной роте.

В новогоднюю ночь смотрели телевизор до полуночи, под бой курантов выпили по стакану сока. А через день – подъем по тревоге. Душманы задумали минировать дорогу, которая вела к перевалу Саланг.

– Несколько часов сидели в засаде, – вспоминает Василий Протас. – По обе стороны от меня были старослужащие, которые давали четкие указания. Ишаки кричат, шакалы воют. Как тут не закурить! Разрешили, но укрыли меня шинелью – огонек от сигареты мог издали увидеть снайпер. А потом в небо стали выпускать осветительные ракеты, началась перестрелка.

Спустя полгода Василию предложили стать водителем БТР-70. Первая поездка была в Кабул. Возле одного из кишлаков на дороге образовалась настоящая автомобильная пробка. Вскоре здесь должна была пройти колонна советской техники, поэтому майор дал задание очистить проезд.

– На машине были десантные эмблемы, для многих это был весомый аргумент, – вспоминает Василий Саввич. – По приказу комбата, включив пониженную скорость, пошел на таран. Легковушки сразу стали разъезжаться. А вот водитель большого бензовоза не спешил освобождать дорогу. Я остановился. Комбат спросил, знаю ли я, чем карается невыполнение приказа на войне. И я продолжил движение вперед. Водитель бензовоза, увидев, что шутить никто не будет, запрыгнул в кабину и сам стал выкручивать руль. Бронированная машина слегка ускорила выполнение этих маневров.

За полтора года на БТР Василий дважды побывал на границе с СССР, четыре раза переезжал перевал Саланг. Одна из этих поездок едва не стоила жизни. Вышел из строя мотор. Бронетранспортер взял на буксир тягач. В гору было подниматься непросто, а вот спускаться или совершать крутые маневры – еще сложнее. На одном крутом повороте БТР и тягач сложились «в ножницы». Неисправная машина постепенно стала скатываться в пропасть и тянуть за собой тягач, который по весу был гораздо легче.

– За рулем тягача был прапорщик, – рассказывает Василий Саввич. – Он нажимал на тормоз что было силы, и я тоже. Мы так и зависли над пропастью. Нас спасли, машины растянули. Вернувшись домой, я об этом долго не рассказывал родным. Но, думаю, они все чувствовали и так. Молитвы мамы спасали меня в чужой стране.

В последующие годы Василий Протас работал водителем в разных организациях. Были командировки в Латвию, Литву, Эстонию, Россию, Украину. Он говорит, что видел разные дороги, был на жарком юге, а теперь мечтает побывать на севере, например, посмотреть долину гейзеров на Камчатке.

Фото Дианы БЕРНИКОВИЧ.


При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ