Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Персона

Летчик 1-го класса Сергей Антонов: «В Афганистане выполняли задачи «на потолке»

Житель Новополоцка Сергей Антонов называет себя приземленным человеком. Даже после 22 лет в авиации. За штурвалом боевой офицер провел более 3 тысяч часов. Пилотировал вертолеты над разными государствами и не только в мирное время. Летчик 1-го класса рассказал, где побывал за годы военной службы, какой след оставил в его судьбе Афганистан и почему цифру 3 считает своей спутницей.

По биографии Сергея Антонова можно изучать географию стран Европы, Азии, Африки, историю советской авиации и наград. Отличник Саратовского военного авиаучилища начал военную карьеру командиром многоцелевого Ми-2. Это легкий разведывательный вертолет. Вскоре пересел за штурвал Ми-24, первого в СССР и второго в мире специализированного боевого вертолета. С ним связаны более 20 лет службы Сергея Антонова.

С высоты прожитого 

До переезда в Беларусь почти каждые 3 года судьба забрасывала военного в новые края. Сергей Степанович служил в Восточной Германии, в разных городах Грузии, испытал суровый климат Забайкалья, повидал экзотический быт Эфиопии. Семья следовала за ним повсбду. Лишь Афганистан на долгие месяцы разлучил Сергея Антонова с близкими.

– После Эфиопии распределили в 276-й отдельный вертолетный полк, который дислоцировался под Полоцком, в Боровухе, – рассказывает Сергей Антонов. – За полгода до отправки в Афганистан готовились летать и пускать ракеты на больших высотах.

По словам летчика, чтобы адаптироваться к службе в условиях Афганской войны, взмывали «на потолок» – предельные для вертолетов 5500 метров над землей. Отправиться в горячую точку должны были в мае 1986 года. За несколько недель до этого грянула катастрофа на Чернобыльской АЭС. «Большинство сослуживцев отправили туда, – вспоминает Сергей Степанович. – А нас ждал Афганистан. Остается догадываться, что на тот момент было опаснее».

Эхо Афганистана 

Еще месяц ушел на учебные полеты в Самарканде, где советские летчики тренировались пилотировать вертолеты в горах. К местному климату Сергей Антонов адаптировался быстро – все-таки вырос в жарком Узбекистане. Настоящее пекло во всех смыслах ждало впереди. Под палящим афганским солнцем боевые машины нагревались не хуже утюга. Днем в Джелалабаде от одного касания к раскаленной кабине вертолета оставался ожог. Ночь давала передышку от зноя и тактическое преимущество – в темноте легче было уходить от обстрелов. Говорит, психологически было трудно первую неделю. Но, как оказалось, человек ко всему привыкает.

В Афганистане поддержка авиации была необходима воинам-интернационалистам как воздух. Один вид советской вертолетной эскадрильи сдерживал атаки боевиков. Вертолетчики сопровождали автоколонны, обеспечивали прикрытие стратегически важных объектов, проводили высадку десантников и спецгрупп, выполняли другие задания. Практически каждый день находились в воздухе по 2-2,5 часа, охраняли аэродром, который противники обстреливали 5-6 раз в год.

– В таких случаях бой длился минут десять, – вспоминает летчик. – Обычно моджахеды запускали серию ракет из наземных систем и уходили.

Ближайшие от Сергея Антонова взрывы были в 30-50 метрах. Несколько из них унесли жизни боевых товарищей. По его словам, за 1 год и 3 месяца, которые он провел в Афганистане, из 25 вертолетов эскадрильи 12 были сбиты, 8 летчиков погибли.

Между двумя огнями 

– В сентябре 1986 года по нам впервые в Афганской войне применили ракеты американского ПЗРК Stinger, – всматриваясь вдаль, словно в прошлое, говорит мой собеседник. После паузы, понизив голос, добавляет:

– По моей группе.

Из аналитических данных, которые стали известны позже, боевой офицер узнал, что противники спланировали засаду и ждали подходящего момента. Моджахеды прослушивали переговоры советских летчиков по рации. Так вычислили, когда вертолеты вернутся с боевого задания, израсходовав боеприпасы. За несколько минут до темноты «вертушки» начали снижаться у аэродрома. Всё было спокойно. И вдруг с земли полыхнул огонь. На глазах Сергея Антонова загорелся впереди летящий Ми-8. Один летчик успел выпрыгнуть, двое сослуживцев погибли. Вертолет упал на рядом со взлетной полосой. Позади вспыхнул еще один борт. Это были последние минуты жизни Евгения Погорелого, молодого командира экипажа Ми-24.

За 15 месяцев службы (1986-1987 гг.) в Афганистане Сергей Степанович налетал около 300 часов. Почти вдвое больше, чем за аналогичный период в Советском Союзе, до участия в военных действиях. Позже из телепередач он узнает, что в 1986-м в небе Афганистана было сбито 365 единиц авиации. Есть что вспомнить летчику и кого помянуть.

За участие в боевых операциях Сергей Антонов отмечен орденом Красной Звезды, года спустя, в 1987-м – орденом Красного Знамени. Третья боевая награда летчика – медаль «За боевые заслуги».

Новость о распаде Советского Союза застала боевого офицера в объединенной Германии, где он служил после Боровухи. В 1993-м уволился в запас в звании майора. Из Алакуртти Мурманской области семья Сергея Антонова вернулась в Беларусь. По подсчетам Сергея Степановича, за военную биографию ему пришлось сменить 11 квартир. И каждый раз жена Алевтина, с которой они вместе уже 44 года, создавала домашний уют, встречала. Слезы радости блестели в ее глазах.

Жизнь продолжается 

После окончания военной карьеры Сергей Степанович трудился на различных должностях в службе охраны на «Полимире» (сейчас этот завод входит в состав ОАО «Нафтан»). После выхода на пенсию с удовольствием нянчил внуков – дочери подарили троих. Признается, что полеты ему не снятся. Окрыляют земные радости. Семья. Дом. Близкие. Фотографии со службы пересматривает в смартфоне, переписывается с бывшими сослуживцами в социальных сетях. И не пропускает передачи о военной технике и событиях, которые повлияли на ход истории.

– По небу скучаете? – спрашиваю Сергея Степановича, наблюдая, как пристально он разглядывает пышные облака.

– По несбыточному не тоскую, – спокойно отвечает офицер запаса. – Полеты не снятся. Хотя… Как был военным, так и остался.

– А если бы сейчас дали возможность полетать?..

– Не отказался бы. Летчики бывшими не бывают.

Личная статистика 

По подсчетам Сергея Антонова, за военную карьеру он сменил 11 квартир, налетал более 3 тысяч часов, 300 из них – в Афганистане. Награжден 3 боевыми наградами. И дома его ждали 3 любимые женщины – жена и дочери. Поэтому уверен, что цифра «3» ему сопутствует по жизни.

Фото Ольги БАНЩИКОВОЙ и из архива Сергея Антонова.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ