Появившаяся вывеска с надписью «Индыково» на окраине Витебска в районе улицы Лазо переполошила многих горожан: неужели они уже не жители областного центра?
Назад, к корням
Столбы с такой табличкой на стыке 7-й Луговой улицы и 1-го Лугового переулка установил местный житель, врач травматолог-ортопед Витебской городской клинической больницы скорой медицинской помощи Евгений Когалёнок.
Его родители в 1992 году получили здесь участок на строительство дома. В то время от улицы Лазо до реки Витьба было ровное поле, в котором стояли только колышки размеченных участков. Когда два года назад Евгений копал ров под будущий забор, обнаружил фрагмент какого-то капитального строения.
– Фундамент был примерно на 30 см глубже, я его специально поднял. Ряд камней, три ряда кирпича. Находка заставила поинтересоваться историей этого места. В интернете нашел сайт, где рядом две карты – нынешняя и верстовая. На современной крестиком указываешь искомое место и на старинной отображается, что здесь было раньше. Так я узнал, что мой дом стоит на окраине бывшей деревни Индыково. Захотелось как-то обозначить этот факт, вот и поставил столб с вывеской.
Прошлое надо помнить. У кого нет прошлого, у того нет и будущего, – уверен Евгений Петрович.
Родина светила медицины
Продолжив изучать историю этого места, он узнал, что дворов тут было немного, и стал искать людей, живших здесь когда-то. Нашел.
Оказалось, что Индыково – родина Анатолия Николаевича Михайлова, ученого с мировым именем, академика Национальной академии наук Беларуси, заведующего кафедрой лучевой диагностики Белорусской медицинской академии последипломного образования.
Будущий профессор родился 3 ноября 1936 года, в то время селение окружали деревни Иловка, Бондаревка, Торжки, Малиновка по одну сторону Витьбы, и Церковщина, Себяхи – по другую.
Анатолий Николаевич рассказал, что в конце 1930-х годов его семья попала под раскулачивание, деревни укрупнялись, и дом пришлось разобрать и перенести ближе к городу на улицу 5-я Стадионная, ныне улица Свечкиных. Фундаменты перевезенных домов остались, и еще во время войны он приходил туда со своим дядей, который показывал мальчику, где чей был дом. Потом все распахали, и на месте былых деревень появились поля экспериментальной базы «Тулово».
Улица, где провел детство светила медицины, была партизанской, так как рядом лес. Всех жителей, которые помогали народным мстителям, немцы согнали в район «5-го полка». Они знали, что Красная армия уже близко, и пленными, как живым щитом, заслонялись до самой Польши. Таким образом Анатолий Михайлов оказался на оккупированной территории. Из-за этого пятна в биографии ему отказали в приеме документов в институт международных отношений и еще один московский вуз. Так распорядилась судьба, и золотой медалист, окончивший в 1955-м среднюю школу №29 Витебска, в 1961-м получил диплом Витебского мединститута.
Документы говорят
Некоторую информацию про Индыково удалось разыскать в Государственном архиве Витебской области.
Согласно списку населенных мест 1906 года селение административно относилось к Бабиничской волости Витебского уезда Витебской губернии Российской империи. Здесь было всего пять дворов, где проживали 32 мужчины и 27 женщин. Участки люди получили в ходе проведения реформы Столыпина. Земли принадлежали Я. и А. Гладченковым, Л. Назаровой, П. Снарову и Я. Бавтуто. К слову, неподалеку, на берегу Витьбы, сохранилось старинное кладбище с захоронениями конца XIX – начала XX веков, где на памятниках часто встречается фамилия Бавтуто. При этом, как отметил Евгений Когалёнок, могилы ухоженные, значит, есть потомки.
Упоминания о неком родственнике Анатолия Михайлова есть в журнале решений земельного управления Бабиничской волости. Никифор Михайлов дважды, в мае и июле 1922 года, подавал прошение о наделе земельным участком, но оба раза ему отказывали.
Индыково являлось приходом витебской Иоанно-Богословской церкви, построенной в середине XIV века княгиней Иулианией Александровной, супругой великого князя литовского Ольгерда за городом – «на поле за местом». Храм на Плоской горе (начало современной Коммунистической улицы) существовал в XIV – XX веках, неоднократно горел и восстанавливался, окончательно был разрушен где-то в 1920-х годах. Сохранился только на акварели начала XIX века польского художника Юзефа Пешки.
В начале января 1939 года в Витебской области был утвержден план переселения хуторских дворов в колхозные центры. Вероятно, именно тогда семья Михайловых и переехала ближе к городу.
Фото Елена Алимова, и из открытых источников.