«Благословенны те, кто живет не по правилам». Так называется одна из картин Евгении Куликовой, чья выставка «Тайна молитвы и любви» открылась в Художественном музее Витебска. Евгения Ивановна – живописец в душе, а по образованию – математик, доцент кафедры алгебры и методики преподавания математики ВГУ им. П. Машерова. Если художник непрофессионал, его называют любителем, что от слова «любить». И она действительно вкладывает всю свою любовь к жизни, искусству, живописи и математике в свои картины. Отсюда и названия: «Золотое сечение», «Любовь двух золотых спиралей», «Двое», «Жизнь нельзя рассказать», «Подарю тебе сон», «Со-творение», «Тайная дружба с высоким», «Тем оно прекраснее, что тайна».
Родилась Евгения Куликова в июле 1945 года в Рязани. Там же окончила спецгруппу математического факультета пединститута и получила право преподавания математики на русском и английском языках. Поступила в аспирантуру и четыре года трудилась на кафедре высшей математики в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище. В 1973 году вместе с мужем оказалась в Витебске.
Па выніках мінулага года дыплом аблвыканкама лепшаму сельскаму Дому культуры ўручаны Вусцянскаму ДК Аршанскага раёна. Акрамя таго, тутэйшы народны ансамбль народнай музыкі і песні «Гагарынскія музыкі» ўзяў Гран-пры абласнога агляду-конкурсу творчасці аграрнай моладзі ў рамках фестывалю «Дажынкі-2014» у Гарадку.Цікава, што абодвума пераможцамі кіруе малады крэатыўны чалавек – дырэктар Дома культуры Аляксей Сімаш. Вось ужо 13 гадоў ён у гэтай сферы: першыя пяць – мастацкім кіраўніком установы, а потым яе ж і ўзначаліў.
Увесь кабінет Аляксея патанае ў дыпломах, атрыманых за паспяховыя выступленні на ўсемагчымых конкурсах і фестывалях. Установа (а яна занесена на раённую Дошку гонару) у выніку рэструктурызацыі зараз з’яўляецца філіялам Дома культуры мястэчка Балбасава, мае 10 калектываў. Гэта дзіцячая эстрадная студыя «Юла», дарослы ВІА, тэатральны гурток «МіМ», аматарскае аб’яднанне «Клуб маладой сям’і «Свабодны стыль» і інш. Дарэчы, дзіцячы ансамбль летась у Докшыцах заняў 2-е месца на абласным аглядзе-конкурсе вакальна-інструментальных ансамбляў.
Известный российский артист Сергей Безруков в этом году приезжал на «Славянский базар в Витбеске» в качестве художественного руководителя Московского губернского театра. На фестиваль он привозил спектакль «Весна» и был героем «Звездного часа».Во время часового общения с журналистами народный артист России со свойственным ему актерским пылом рассказывал о своем детище. Непосредственность и обаяние Сергея Безрукова подкупают. Окружающие попадают под магию его улыбки и искренности, которую редко встретишь у людей, имеющих такую известность. Общаться с артистом – большое удовольствие.
– Почему вы выбрали для показа на фестивале искусств постановку «Весна»?
Так называется выставка графики художника Николая Таранды, открывшаяся в Художественном музее Витебска. На ней представлена часть работ, 31 из 50, которые автор в 2015 году подарил музею. Это гуаши, карандашные рисунки, офорты и линогравюры.
Графические листы выполнены в 1970 – 1990-х годах и отображают то время. Особенно оно просматривается в пейзажах и индустриальных сюжетах. Помимо зарисовок Витебска и Оршанщины, где живет художник, выделяется несколько серий: «Старый Вильнюс», «Крым», «Сенежское озеро», «Монтажники». Источниками вдохновения в творчестве Николая Таранды являются природа и окружающий мир. Красота родного края стала камертоном поэтической образности в его произведениях.Николай Таранда родился на Брестчине, был тринадцатым ребенком в семье. С детства жадно впитывал краски, цвета, звуки и запахи окружающего мира и мечтал стать художником. Но это произошло не сразу. Сначала он закончил Барановичское профучилище строителей, получил распределение на работу в Витебск. Это направление Николай Таранда расценил как подарок судьбы. Днем трудился на объектах, а по вечерам и выходным дням самозабвенно отдавался искусству, занимаясь в изостудии известного витебского графика и педагога Григория Кликушина. Посещал музеи и выставочные залы Минска, Москвы и Ленинграда. Вскоре стал студентом худграфа Витебского пединститута, а уже к четвертому курсу состоялись его две персональные выставки. В 1989 году был принят в члены Союза художников СССР.
В первый летний день этого года в Глубоком появился творческий музыкальный коллектив, название которого одинаково мелодично звучит на двух языках. Молодежь называет его «Cherry Town», люди старшего поколения – «Вишневый город», обязательно добавляя местоимение «наш».
Вокально-инструментальный ансамбль, в составе которого пять инициативных, веселых парней, быстро полюбился местной публике. Уже на первом выступлении зрители им подпевали и громко аплодировали. В чем причина стремительного успеха молодых людей? Безусловно, огромную роль сыграло название. Глубокое по праву называют вишневой столицей страны. Весной улочки утопают в пышном цветении вишен, а летом одеваются в багряный наряд сочных ягод. Поэтому коллектив имеет все шансы стать визитной карточкой ежегодно проводимого фестиваля.При содействии властей для ансамбля «Cherry town» приобретены музыкальные инструменты и сценические костюмы цвета спелой вишни.
Такой колькасці людзей Браслаў яшчэ не бачыў. Пачынаючы з пятніцы 24 ліпеня сюды сталі з’язджацца з розных куткоў Беларусі спартсмены і аматары поп- і рок-музыкі, каб стаць удзельнікамі спартыўна-музычнага фестывалю “VIVA Браслаў” і разам зтым адпачыць на цудоўным улонні прыроды. Тыя ж, хто не паспяваў на маршрутныя аўтобусы і спецрэйсы, не меў свайго аўто прасіўся ў спадарожнікі праз сеціва. Дзесяткамі такіх просьбаў і водгукаў былі напоўнены пэўныя сайты. У выніку ў суботу вечарам горад прыняў, па ацэнцы людзей дасведчаных, больш за 9 тысяч чалавек. У асноўным гэта былі маладыя людзі, якія ў мінулыя гады ўжо былі на фестывалі або каго зацікавіла абвестка яго праграмы. Пажадалі таксама паслухаць добрую музыку, спевы папулярных артыстаў, ноч патанцаваць на ўсебеларускай дыскатэцы юнакі і дзяўчаты з Прыбалтыйскіх краін, некалькі аўтобусаў з якімі таксама прыйшлі ў Браслаў.
Людскія патокі як бурлівыя ручаі сцякаліся ў раён гарадскога пляжа, дзе і разгортвалася фестывальнае дзейства.
На склоне лет Марк Шагал писал: «... В нашей жизни, как на палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и Искусству. Цвет любви». Этим цветом, казалось, были раскрашены витебские улицы, на которых проходило праздничное действо под названием «Свадебная феерия «Влюбленные над городом». Этот культурный проект был задуман витебскими властями в целях повышения туристической и инвестиционной привлекательности северной столицы в мае нынешнего года. В течение двух месяцев прошло несколько мероприятий, приуроченных к 100-летию бракосочетания знаменитого художника, но главные выпали на минувшие выходные.
Разноцветной палитрой ярких мероприятий в шестой раз просияла «Радуга над Витебском» – конкурс-фестиваль детского и молодежного творчества, посвященный единению национальных культур, который проводится в рамках международного проекта «Art-Panorama».Детский форум органично вписался в программу Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске».«За годы реализации этот проект стал знаковым событием в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, развития творческих способностей детей и молодежи», – подчеркнул министр образования Беларуси Михаил Журавков в приветственном адресе, который на открытии форума зачитал начальник управления образования облисполкома Иван Щурок.
– Неслучайно конкурс называется «Радуга над Витебском». С утра шел дождь, а как только пришло время проявить ваши таланты, тучи рассеялись, – отметил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Александр Сегодник.
Встреча витебской публики с «Би-2» стала финальной точкой программы отшумевшего «Славянского базара». То, что фестиваль завершается рок-концертом, в последние годы стало традицией. И это прекрасно, говорит благодарный витебский зритель – следует отметить, искушенный, ведь форум поражает разнообразием стилей и направлений. Вот вам, пожалуйста, популярная музыка, вот народная, джазовая и шансон, отечественные музыканты и зарубежные – все, что душе угодно. И напоследок – старый добрый рок, да еще и в исполнении наших земляков, некогда простых ребят из Бобруйска Лёвы и Шуры.
Зал был переполнен, люди стояли в проходах. Те, кто присел, тоже не смогли остаться на месте, услышав музыку и слова Лёвы: «Это не партсобрание, так что все могут вставать и танцевать». Как гласили афиши, ребята привезли нам презентацию нового альбома «16+». И все же большую часть концерта, который длился более 2 часов, звучали проверенные годами любимые песни. Зал знал их наизусть и помогал исполнять, растрогав музыкантов. «Варвара», «Полковнику никто не пишет», «Последний герой», «Мой рок-н-ролл», который, оказывается, был написан в 1988 году в одной из бобруйских квартир, и «белорусская народная песня «Серебро», как представили ее сами музыканты. Весь зрительный зал светился от счастья и от фонариков мобильных телефонов, превратив Летний амфитеатр в звездное небо. Вообще световое оформление сцены было потрясающим и помогало создавать невероятную атмосферу. Но, конечно, ничто не сравнится с потрясающей энергетикой самих музыкантов, их пластикой и харизмой, честностью и некоторой загадочностью. Их благодарностью своим зрителям, на родине, где всегда так душевно и тепло.
Группа молодых художников воссоздала в Витебске на стене здания по улице Толстого, 7, где находится филиал Центра современного искусства «Арт-пространство» один из сценографических эскизов Лазаря Лисицкого к футуристической опере «Победа над солнцем».
В городе на Двине художник, живший в Смоленске, бывал еще в подростковом возрасте и даже занимался в «Школе рисования и живописи» Иегуды Пэна. А в 1919-м по приглашению Марка Шагала возглавил архитектурную мастерскую Витебского народного художественного училища. Затем с Казимиром Малевичем создавал авангардное художественное объединение УНОВИС. Вместе с другими учредителями нового искусства декорировал здания города к праздникам в супрематическом стиле, устраивал выставки, философские диспуты. В Витебске впервые использовал псевдоним Эль Лисицкий, который сегодня известен всем любителям изобразительного искусства.
Практычна ў кожнай школе Докшыцкага раёна аформлены этнаграфічныя куткі. А вось этнаграфічны музей «Спадчына» толькі адзін – у Глінскай сярэдняй, дзе дырэктар Ірына Дземідовіч. Заснаваны 25 гадоў назад настаўніцай беларускай мовы і літаратуры Лідзіяй Маркавец (зараз на заслужаным адпачынку), ён увесь гэты час служыць патрыятычнаму выхаванню дзяцей, якое немагчыма без развіцця цікавасці да мінуўшчыны, павагі да працавітых і таленавітых продкаў.
З цягам часу экспазіцыю перамясцілі са школьнага будынка ў асобную драўляную хатку на двары. Яна змяшчае паўтысячы рэчаў сялянскага побыту, назбіраных падчас вучнёўскіх пошукавых экспедыцый, якія звычайна ладзяцца па вёсках летам.
«А вы видели постановку Полтавского академического областного театра кукол про Шагала? Удивительно! Полнейший восторг! И актеры имеют внешнее сходство с персонажами! А игра?! Очень проникновенно!», – приблизительно так витебские театралы высказывались по поводу спектакля для взрослых «Портрет с летающими часами. Марк Шагал», который, вне всяких сомнений, стал главным украшением проекта «Кукольный квартал» на нынешнем «Славянском базаре».
Несмотря на то, что спектакль, повествующий об основных вехах жизни нашего знаменитого земляка, длился менее часа, он оставил неизгладимые впечатления у зрителей. Потому что все продумано до мелочей. Музыка. Световое оформление. Декорации. Лично у меня сложилось такое ощущение, что эта постановка не про Шагала, а самого Шагала. На мой взгляд, будь он режиссером, он рассказал бы про родной, непонимающий и не принимающий его Витебск начала XX века, кичливый Петербург, экстравагантный и многоликий Париж именно так: без диалогов, короткими, но очень емкими и точными репликами.
В Художественном музее Витебска открылась выставка работ известных мастеров Татьяны и Юрия Руденко. Экспозиция продолжает главную тему творчества семейной пары, которую они определили так – «Только вечные ценности». Как пояснила Татьяна Руденко, призвание художника – живописать красоту, пробуждать в человеке желание стать чище, мыслить категориями духовности. Неслучайно Татьяна и Юрий в прошлом году были удостоены премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».
Этих авторов трудно разделить, такое созвучие двух ярких индивидуальностей – редкое явление. Образно-эмоциональное мышление Татьяны дополняют конструктивные решения, фактурная огранка Юрия. В итоге работы приобретают изысканность и утонченность.
Выставка двух известных художников стала одним из ярчайших событий нынешнего «Славянского базара», на котором представлены все виды искусств. В нее вошли 205 работ из частного собрания московского бизнесмена Александра Шадрина. Экспозиция в нашем областном центре – счастливое исключение, так как владелец показывает свою коллекцию в городах-миллионниках, но, по словам Александра Шадрина, он не мог проехать мимо родины Марка Шагала, который дружил с Пикассо и даже работал с ним в одной керамической мастерской. Символично, что выставка в Художественном музее официально открылась 7 июля в день рождения Марка Шагала.
Представил экспозицию сын и совладелец коллекции Ярослав Шадрин.
В Глубоком одним из значимых мероприятий, приуроченных ко Дню Независимости, стало открытие на берегу озера Кагальное монументально-декоративной композиции. На замшелом камне пришвартовалась лодка, на которой сидит степенный, задумчивый рыбак. Он пишет книгу об истории родного края, его знаменитых людях, традициях, местных святынях.
Взмах крыльев устремляющегося ввысь аиста, изображение глубокских храмов, кота и даже корни дерева – все это имеет свой смысл. Глядя на пожилого мужчину, каждый может вспомнить о своих родных или близких. Этот образ олицетворяет прошлое поколение, которое знало о войне не понаслышке, восстанавливало из руин экономику района, трудилось и созидало для светлого будущего края.
В Художественном музее Витебска открылась выставка одного из крупнейших представителей авангардной скульптуры XX века Осипа Цадкина.
Жители и гости города впервые имеют возможность увидеть в таком объеме экспозицию нашего земляка, которого энциклопедия относит к французским скульпторам. Любопытная деталь: Осип Цадкин в 1900 –1902 годах учился в Витебском городском четырехклассном училище вместе с Марком Шагалом и будущим художником Виктором Меклером. А родился он в семье преподавателя древних языков. В 1905-м был отправлен к родственникам на север Англии, брал уроки ваяния в местной художественной школе, затем жил в Лондоне, постоянно посещал Британский музей, учился в Политехнической школе. В 1909-м переехал в Париж, обосновался на Монпарнасе поступил в Национальную школу изящных наук, работал в «Улье». Дружил с Аполлинером, Пикассо, Матиссом, Модильяни (который оставил графический портрет Цадкина). Его работы выставлялись в парижском Осеннем салоне и Салоне независимых, а позже в Берлине, Амстердаме, Лондоне, Токио, Венеции, Брюсселе, Нью-Йорке. В годы Второй мировой войны находился в США, затем вернулся в Париж.
«Обними дерево» – экологический арт-проект витебских авторов Елены Петровой и Оксаны Кузиной, который они осуществили на территории культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо Витебска «Двина».
Родоначальники идеи «Обними дерево» – польские художники, которые собирали упавшие ветви в парках и скверах и создавали человеческие фигуры, обнимающие деревья. Тем самым они утверждали, что городская среда не отчуждает природу. Теперь инсталляция арт-проекта, реализованного в разных городах мира, появится и в Витебске. Первые экологические объекты Елены Петровой и Оксаны Кузиной land-art «Колесо» можно увидеть на улице Толстого на деревьях возле выставочного зала Центра современного искусства.
Первый в нашей стране праздник-конкурс свистульки «Соловейка-2015» прошел в рамках Международного фестиваля песни и музыки «Дняпроўскія галасы ў Дуброўне». Он собрал 17 участников из разных городов и областей Беларуси и России – настоящих мастеров по керамике.
«Спасибо Витебской области, которая положила начало такому замечательному празднику, – сказал председатель жюри и Белорусского союза мастеров народного творчества, профессор, доктор искусствоведения Евгений Сахуто. – В нашей стране возрождение народных ремесел, в том числе искусства глиняной игрушки, началось в 90-е годы. Если раньше мастера старались придать изделиям общенациональные черты, то сейчас все внимание направлено на возрождение местных традиций. И особенно хорошо это получается у керамистов Придвинья. Каноны старинных гончарных мастерских прослеживаются в работах умельцев из Копысі, Дубровно, Орши, Лиозно, Толочина. Они чувствуют специфику народного творчестваи демонстрируют ее в своих колоритных работах».
Ко Дню Республики в Сенно приурочили открытие памятного знака в честь землячки Матрены Маркевич – автора узора, который взят за основу орнамента на флаге Беларуси.
«Восходящее солнце» – именно так трактуется узор, вышитый в 1917 году сенненской крестьянкой. Из поколения в поколение передалось народными мастерами значение каждого символа. Орнамент на рушнике можно читать как послание. В частности, ромб – знак восходящего солнца, а также «ключ к счастью», пожелание благоприятного развития событий. Фигуры справа и слева от него говорят о благосостоянии и богатстве. Две крестообразно пересеченные линии с четырьмя точками между ними внутри ромба означают засеянное поле. Присутствуют здесь и символы продолжения жизни, возрождающихся хлебов, пожелание, чтобы все, что просит человек, сбылось.
Смак ды і толькі – так коратка можна перадаць сутнасць кулінарнага фестывалю «Еўрапейскія прысмакі», які прайшоў у Міёрах. Тут можна было пакаштаваць і стравы еўрапейскай кухні, і свае беларускія. Шчодрымі на пачастункі былі як гаспадары, так і госці. Латышы з Латгаліі, з якімі міярчан здружыў міжнародны кулінарны праект «Бэла кузіна», адчувалі сябе як дома. Яны прадставілі характэрныя для іх краю прысмакі – сыры і выпечаны у хатніх умовах хлеб, шэры гарох. Апошні, дарэчы, стаў на фестывалі адным з самых запатрабаваных пачастункаў сярод беларусаў. У сваю чаргу беларусы, асабліва гаспадары аграсядзіб з Міёрскага, Лепельскага і Расонскага раёнаў, прапаноўвалі стравы нацыянальнай кухні.
У Наталлі Жойдзік з Язна асабліва смачнымі атрымаліся бульбянікі – піражкі, начыненыя грыбамі. На сядзібе «Лука» з Лепельшчыны апетытнымі пахамі вабілі залацістая, начыненая дранай бульбай і запечаная ў духоўцы кішка, якую гаспадыня называе прыгожа - «наліванка», ды вялены кумпяк. Многія спяшаліся да падвор’я Шкіндзераў з Лепельскага раёна, дзе бацька з сынам частавалі гасцей травяным чаем. Напой таксама прыйшоўся даспадобы і многія пажадалі набыць для сябе зборы. На ўра ішлі бліны з варэннем, спечаныя гаспадыняй аграсядзібы «Дастатак» Ліліяй Арцімёнак. А яшчэ можна было падсілкавацца стравамі «ад бабуль» у клубе «Цвецінскія прысмакі», стараверскай кухні... І як пасля ўсяго ўбачанага не пагадзіцца з тым, што кулінарыя – частка культуры кожнага народа, мова, на якой лёгка размаўляць усім.
Один из самых ярких праздников Витебщины – Международный фестиваль песни и музыки Поднепровья России, Беларуси и Украины «Дняпроўскія галасы ў Дуброўне» – прошел в минувшие выходные. Жители и гости района были действующими лицами масштабной программы, основной темой которой стало 70-летие Великой Победы. Поздравить участников форума приехал председатель облисполкома Николай Шерстнёв. Заявление руководителя Витебщины о том, что в 2017 году Дубровенщина станет хозяйкой областного праздника тружеников села, – высокая оценка организаторам нынешнего фестиваля.
Фестиваль, стартовавший в год 600-летия города как областной праздник песни, получил в 2004-м статус международного. За время его существования на концертных площадках района выступило более 200 коллективов и 10 тысяч самодеятельных и профессиональных артистов со всех концов света. Много воды утекло с тех пор в могучем Днепре – родной реке для россиян, белорусов, украинцев. Сегодня же фестиваль является творческой площадкой еще и для талантов Эстонии, Польши, Латвии, Литвы, Словакии, Татарстана. С каждым годом форум, организаторами которого выступили Министерство культуры Республики Беларусь, облисполком, Дубровенский райисполком, набирает силу и вот уже 22 года объединяет множество друзей. На этот раз он собрал свыше 20 художественных коллективов и более 500 музыкантов, певцов, танцоров.
Так называется выставка работ студии творчества для взрослых, которая открылась в областном методическом центре народного творчества.
Экспозиция включает 6 тематических стендов и около 50 работ, выполненных начинающими художниками в 2014-2015 годах.
Лучшие игровые короткометражки последних лет, победители и номинанты самых престижных международных премий и кинофестивалей («Оскар-2015», Берлинский кинофестиваль-2015, «Лос-Анджелес-2014», «Сандэнс-2015» и другие) в течение июня увидят зрители во всех областных центрах Беларуси. В Витебске уникальная программа «Мир короткого метра», состоящая из шести зарубежных и одного белорусского фильма, пройдет 25 – 26 июня в кинотеатре «Мир».– В коллекцию вошли кинокартины самых разнообразных жанров – здесь и драма, и комедия, и трагикомедия, и вестерн, и сюрреалистический гротеск, – говорит директор кинотеатра «Мир» Татьяна Екомасова. – С целью популяризации белорусского игрового короткометражного кино в показ включен основанный на реальных событиях фильм молодого отечественного режиссера Сергея Колосовского «Пугач».
…Беларусь 1990-х. Самоуверенный до наивности мальчишка по кличке Китаец, несмотря на предостережения своего друга Флейты, заключает пари с группой подростков.
В витебской ратуше открылась выставка по итогам международных мастер-классов по иконописи. Это уже третья в нынешнем году экспозиция, которую представляет в областном центре Польский институт в Минске. В нее вошли работы участников творческих встреч в Новице. В этом небольшом горном селении в Малопольском воеводстве Польши вблизи границы со Словакией ежегодно осенью собираются художники из Польши, Украины, Беларуси и Словакии, которые продолжают традиции писания икон, а также искусствоведы и теологи.Международные семинары проходят здесь с 2009 года. На них приезжают как профессионалы, так и студенты, люди без специального художественного образования. Мастер-классы посвящены главным иконографическим темам. Каждый участник свободен в выборе техники, манеры письма и прочтении сюжета. Нет и предпочтения какой-либо конфессии, а национальный колорит только приветствуется. По окончании семинара все художники в качестве творческого отчета предоставляют свои работы. Они вывешиваются в местной часовне, а затем путешествуют по разным городам и странам.
Выставка в витебской ратуше называется «Праздничные иконы». Представленные на ней произведения отличаются от канонических образов. Это, скорее, современное авторское прочтение Библии.
В Художественном музее открылась выставка скульптур Сергея Бондаренко, на которой во всей красе представлены знаменитые и мифические лошади.
ергей Бондаренко – создатель памятника князю Ольгерду, ровно год назад установленного в Витебске. На сегодняшний день монумент является самой крупной конной статуей в Беларуси. На открытии своей экспозиции скульптор признался, что давно мечтал изготовить конный памятник, и это, наконец, произошло.– Можно сказать, что Витебск стал городом моей мечты. Поэтому я решил показать его жителям, что данная работа не случайная в моем творчестве, представить, чем я занимаюсь всю жизнь, – пояснил автор.
Сегодня Новополоцк отмечает свое 57-летие. А накануне дня рождения состоялось яркое событие в культурной жизни города: подписан трехсторонний договор о сотрудничестве между Национальным академическим Большим театром оперы и балета Республики Беларусь, городским исполнительным комитетом и ОАО «Нафтан». Соглашение призвано развивать эстетические вкусы жителей нефтеграда и приобщать к сокровищам мирового классического искусства как можно больше зрителей.