Из Витебска в Париж отправился ценный груз с 23 произведениями искусств из фондов Художественного музея областного центра. Как рассказала директор музея Ольга Акуневич, данные работы будут экспонироваться во французской столице в Центре Жоржа Помпиду с 28 марта по 23 июля.
Выставка «Шагал, Лисицкий, Малевич. Русский авангард в Витебске (1918—1922)» проводится совместно с музеем Ван Аббе в голландском Эйндховене и приурочена к 100-летию назначения Марка Шагала уполномоченным по делам искусств в своем родном городе и вековому юбилею Витебского народного художественного училища. На ней будут представлено более 180 произведений со всего мира, большая часть из фондов Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Санкт-Петербурге, а также других крупных американских и европейских собраний.
Помимо заявленных в названии авторов, в экспозицию включены работы преподавателей и учеников ВНХУ. Имена некоторых из них (Вера Ермолаева, Николай Суетин, Илья Чашник), хорошо известны, другие менее знакомы любителям искусства.
– Представители Центра Помпиду отобрали 20 супрематических композиций и этюдов Давида Якерсона периода 1918—1920 годов, две графические зарисовки «На вокзале» и «Торговка» Александра Ромма, а также единственную оставшуюся в Витебске картину из коллекции созданного Марком Шагалом Музея современного искусства – «Письменный стол» Давида Штеренберга. Кстати, в Центре Помпиду впервые будут выставляться работы не только из витебского музея, но и вообще из Беларуси, – отметила Ольга Акуневич.
Переговоры о том, какие конкретно произведения попадут на выставку, велись более года. А на днях в Витебск приезжала научный сотрудник Центра Помпиду София Глухова, которая принимала участие в отправке работ в Париж.
– С Витебском связаны имена известных художников, именно в этом провинциальном городе создавалась своя история русского авангарда, которая несомненно вызовет интерес посетителей Центра Помпиду, – подчеркнула София Глухова.
Кстати, Центр Помпиду владеет богатой коллекцией работ Марка Шагала, музей Ван Аббе в Эйндховене – самым крупным собранием произведений Лисицкого. А больше всего работ Давида Якерсона, которого Марк Шагал пригласил руководить скульптурной мастерской в художественном училище и который стал одним из активных членов созданного Казимиром Малевичем объединения УНОВИС, находится в Витебске.
– С ВНХУ связано и имя Александра Ромма. Он познакомился и подружился с Марком Шагалом в Санкт-Петербурге, где они вместе учились живописи у Бакста, затем приезжал к Шагалу в Париж. У нас в музее есть фото, на котором запечатлена одна из таких встреч в Люксембургском саду. А когда наш земляк получил назначение на пост комиссара по делам искусств Витебской губернии, он пригласил Ромма переехать из города на Неве в город на Двине, и тот стал работать в подотделе изобразительных искусств губернского отдела народного образования. Он также был председателем комиссии по украшению города к первой годовщине революции, по его эскизу Шагал исполнил панно «Разрушение Вандомской колонны». Александр Ромм помогал Шагалу создавать музей современной живописи, – рассказала Ольга Акуневич.
С Давидом Штеренбергом Марк Шагал познакомился в знаменитой парижской коммуне художников «Улей», а затем они вместе принимали участие в совместной выставке в Москве.
После Центра Помпиду экспозиция «Шагал, Лисицкий, Малевич. Русский авангард в Витебске (1918—1922)» переедет в Еврейский музей Нью-Йорка.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.