Автор: . Дата создания:

На каких самолетах летали первые военные витебские пилоты? Где был учебный ледовый аэродром? Откуда поднимались в небо летчики 22 июня 1941 года?

 

Ответы на эти и другие вопросы получили студенты Витебского филиала Международного университета «МИТСО» в ходе конференции «Военная авиация Придвинья. 70 лет истории – 1926-1996 гг.», организованной ветеранами 339-го военно-транспортного авиационного полка в рамках проекта «Армия Беларуси: 100 лет истории». Перед молодежью выступили бывшие авиаторы Олег Сивухин, Владимир Корниченко, Иван Новичков, кандидат исторических наук Валерий Козлов.

В первой половине 1920-х в Витебске дислоцировалось три авиаотряда с общей численностью 18 самолетов «Фоккер» и «Юнкерс» голландского и немецкого производства. В 1926-м на их базе сформировали эскадрилью, а через два года – 2-ю авиационную бригаду, штаб которой размещался в здании облисполкома.

Зимой на озере Лосвидо пилоты учились взлетать и приземляться на лед

В начале 1930-х соединение возглавил Яков Смушкевич. По его инициативе часть впервые стали выводить в зимние лагеря на озеро Лосвидо, где пилоты учились взлетать и приземляться на лед. При нем был возведен аэродром на южной окраине города (по его взлетно-посадочной полосе сейчас проходит проспект Строителей).

Яков Смушкевич воевал в Испании под псевдонимом генерал Дуглас и на Халхин-Голе, дважды удостоен звания Герой Советского Союза. К слову, в гражданской войне в Испании участвовали 23 витебских летчика во главе с командиром эскадрильи Златоцветовым. В конце 1939-го Яков Смушкевич стал начальником ВВС РККА, но вскоре был понижен в должности. В июне 1941-го арестован органами НКВД и в октябре расстрелян. В 1954-м посмертно реабилитирован.

Накануне войны была сформирована 12-я бомбардировочная дивизия, пять полков базировались в Витебске, Улле, Бецком (под Полоцком), Травниках (Лепельский район), Болбасово. В первые часы войны самолеты направлялись к западным границам, выполняя боевые задания. Полки несли большие потери от зенитного огня и авиации противника, оставаясь без прикрытия. 5 июля немцы совершили налеты на витебский аэродром. После четырех атак было повреждено 15 советских машин. К концу первой декады июля обескровленные части дивизии выведены в глубокий тыл. После доукомплектования они продолжили боевой путь, защищая Москву.

В 1946-м в Полоцке начала формироваться 3-я гвардейская авиационная транспортная Смоленская орденов Суворова и Кутузова дивизия

 Через три года управление соединения перебазировалось в Витебск, где к тому времени на аэродроме «Северный» (микрорайон Журжево) находился 339-й военно-транспортный полк (еще два дислоцировались в Пскове и Новгороде). В 1957-1973 годах дивизией командовал почетный гражданин Витебска генерал-майор Николай Зайцев.

В этот период пилоты первыми осваивали новые самолеты Ан-12 и Ил-76. Участвовали во всех крупных учениях, помогали народному хозяйству в доставке труб на строительство нефтепроводов, грузов для геолого-разведывательных экспедиций, промышленных и продовольственных товаров в отдаленные населенные пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Оказывали интернациональную помощь народам Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии

 Особая страница – Афганистан. В мирное время свыше 400 военнослужащих 339-го авиационного полка были награждены орденами и медалями СССР и иностранных государств.

В 1992-м после распада Советского Союза штаб дивизии переведен под Великий Новгород, затем в Смоленск, где в 2001 году соединение было расформировано. Последний самолет Ил-76-МД покинул аэродром «Северный» 30 июля 1996-го. Парк техники 339-го полка вошел в состав минского предприятия «Трансавиаэкспорт».