Автор: . Дата создания:

Михаил Савицкий участвовал в боях за Севастополь, выжил в фашистских концлагерях, а потом осуществил детскую мечту и стал художником, своим творчеством заслужив звание Героя Беларуси и международное признание. Поэтому 100-летие мастера, которое отмечается 18 февраля, — дата, значимая не только для нашей страны.

Мое первое знакомство с работами, впечатлившими весь мир, состоялось в школе. На доске висели репродукции картин, а учительница рассказывала, что «Узник 32815» — не просто напоминание о Великой Отечественной войне, а автопортрет Михаила Савицкого, который смог выжить в аду концлагерей, не сломался, не покорился фашистам, несмотря на их зверства. Мои одноклассники, обычно шумные и смешливые, сидели тихо-тихо, пораженные невероятным мужеством этого человека. А произведения искусства, оказавшиеся такими близкими к реальности, обретали новый смысл.


С тех пор творчество Михаила Савицкого стало для нас особенным, узнаваемым. Таким же оно является для каждого, кто видит работы мастера. Полотна поражают своей искренностью, эмоциональностью и, несмотря на трагические сюжеты, любовью к жизни.

Для Витебщины 100-летие Михаила Савицкого — вдвойне исключительное событие. Ведь он наш земляк. Будущий народный художник СССР и Беларуси, первый обладатель ордена Франциска Скорины, академик Национальной академии наук Беларуси, Академии художеств СССР и Российской академии художеств родился в 1922 году в Толочинском районе. Отец работал на железной дороге, мать была пчеловодом в колхозе. Миша стал их четвертым ребенком. После того, как окончил среднюю школу, в 1940 году его призвали в Красную армию. А в 1941-м мирная жизнь закончилась. В ноябре молодой красноармеец попал в Севастополь. Несколько месяцев советские солдаты отражали там атаки численно превосходящих войск противника. Во время героической обороны города будущий художник был дважды представлен к ордену Красного Знамени и медали «За отвагу».


В 1942 году, на пятые сутки после сдачи Севастополя, Савицкого взяли в плен. Впереди у него были рабочий лагерь в Дюссельдорфе, затем концентрационные лагеря Бухенвальд, Миттельбау-Дора, Дахау… А значит — ужас, голод, непосильный труд, смерть. Стоило человеку потерять силы — и его убивали, ведь немцам не нужны были заключенные, не способные работать. Но для будущего художника это в первую очередь был путь сопротивления, Михаил и в плену остался непокоренным, предприняв множество попыток побега, от которых не удерживали ни смертный приговор, в последний момент замененный на отправку снова в концлагерь, ни пребывание в штрафном бараке.
Позже, в 70-х годах ХХ века, эти события легли в основу цикла полотен «Цифры на сердце». Автор говорил о нем так: «На протяжении долгого времени я жил мыслями об этих картинах, знал, что не могу их не написать. Во-первых, потому что это свое­образная дань памяти тем, кто погиб, во-вторых, я должен был рассказать о концентрационных лагерях тем, кто родился после войны и не знает, что это такое». В вышеназванный цикл входит и знаменитый «Узник 32815» — единственный автопортрет художника. Это Савицкий был заключенным под номером 32815 в Бухенвальде. На картине он — изможденный пленник в полосатой робе, который стоит на фоне ворот концлагеря.


Именно работы на тему Второй мировой войны принесли известность Михаилу Андреевичу, который в 1947 году демобилизовался и наконец смог получить квалификацию «художник-живописец», как и мечтал в детстве. Но не только прошлое волновало мастера — он отражал в своих произведениях все, что отзывалось болью в сердце, заставляло задуматься о событиях современности и дне завтрашнем. Например, после взрыва на Чернобыльской АЭС был создан цикл картин «Черная быль», а в 90-х годах — цикл «ХХ век». Михаил Савицкий прекрасно знал мировое искусство, нередко использовал самые яркие приемы эпохи Возрождения, но не копировал их, а переводил на светский язык, адаптировал к современным реалиям, вдобавок пропуская через личный опыт.
Несмотря на множество регалий и заслуженных наград, художник всю жизнь был простым, даже аскетичным человеком. «Мы его знали в одном свитере и пиджаке. Скромный костюм. Он был несколько выше бытового», — так характеризовал мастера более молодой коллега Александр Ксендзов. «Мне понравилось, что в нем не было высокомерия, обращался вежливо на «вы», как к коллеге», — делился воспоминаниями о встрече с художником Сергей Шемет, который занимался в Творческих мастерских живописи и скульптуры под руководством Михаила Савицкого.
Михаил Андреевич не забывал свою малую родину, приезжал к землякам. В Толочине чтят память о нем. Биографии и творческому наследию живописца посвящена часть постоянной экспозиции районного историко-краеведческого музея. А к 100-летию там дополнительно открыли фотодокументальную выставку «Михаил Савицкий — эпоха в искусстве», которую сопровождают видеоматериалы. Книжную экспозицию «Легенда белорусской живописи: к 100-летию со дня рождения Михаила Савицкого» подготовила и ГУ «Витебская областная библиотека имени В. Ленина». Конечно, там представлена лишь небольшая часть литературы о художнике, ведь в библиотечных фондах несколько десятков изданий (альбомов, книг, журналов, газет), благодаря которым можно больше узнать о нашем прославленном земляке.


Фото автора и из открытых источников.