Традиционные звоны 24 православных храмов западных регионов Беларуси, четыре из которых находятся на Витебщине, предложено включить в список нематериального наследия ЮНЕСКО.Это совместная инициатива Союза музыкальных деятелей, Института культуры Беларуси и Белорусской православной церкви. На протяжении многих лет историей и традицией колокольных звонов занимается кандидат искусствоведения, преподаватель Белгосакадемии музыки Елена Шатько. Она посетила 247 церквей, паспортизировала и систематизировала 1747 колоколов XVI – XX веков. Ее изыскания легли в основу монографии по кампанологии «Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность», изданной к 1025-летию Крещения Руси. Недавно эту книгу автор презентовала в Витебске. – В издании предпринята первая попытка в белорусской кампанологии рассмотреть колокол как материальный и духовный объект православной церкви. В книгу вошли исторические сведения о звонарях Беларуси, рассказы о практике обучения звонарскому делу. Здесь помещены архивные документы о колокольных наборах белорусских церквей, формы, фотографии колоколов и сельских звонарей, нотации звонов.
– По каким признакам были отобраны раритеты, претендующие на статус нематериального историко-культурного наследия ЮНЕСКО?
Увертюрой праздника станет органный концерт известного американского музыканта Рональда Эбрехта. Его сольные выступления проходили в различных городах США, Франции, Италии, Германии, России, Китая и других стран. Кроме того он работает в составе различных камерных ансамблей, записал множество компакт-дисков.
Першыя экзэмпляры адноўленага гістарычнага кніжнага помніка нашай краіны ў дар бібліятэкам, музеям і навучальным установам Віцебшчыны перадаў намеснік дырэктара па навуковай рабоце і выдавецкай дзейнасці Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі Аляксандр Суша.
– Тураўскае Евангелле – гэта ўнікальны, не толькі беларускі, але і адзін з самых старажытных усходнеславянскіх рукапісаў, які датуецца сярэ-дзінай XI ст. Ён сведчыць пра раннія карані духоўнасці, пісьмовай і інтэлектуальнай культуры на нашых землях. Арыгінал зараз знаходзіцца ў Літве, але дзякуючы факсіміле ў беларусаў з’явілася магчымасць дакрануцца да гэтай гістарычнай спадчыны.
«Австрийская скрипичная осень» – под таким названием в областной филармонии 28 ноября пройдет концерт камерной музыки в исполнении скрипача Владислава Миценко.
Владислав – выпускник музыкальных училищ им. Гнесиных (Москва) и витебского им. И. Соллертинского, лауреат международного конкурса имени Н. Лысенко, солист-инструменталист филармонии.
Договор о сотрудничестве подписали Витебский центр современного искусства и культурный центр «Дусятская художественная галерея» Зарасайского района Литвы.
Зарасай связывает с Витебском имя известного художника Юрия Пэна, который родился в этом литовском городке. В нынешнем году там экспонировались картины из фондов нашего областного музея, витебские художники принимали участие в пленэре «Зарасай – край озерный», приуроченном к 160-летию со дня рождения Пэна.
Многие хореографы, с кем довелось поговорить за пять фестивальных дней, отмечали, что ехали в Витебск за идеями. IFMC вдохновляет, дает почву для размышлений, позволяет оценить собственное творчество. Очень важно, как считает нынешний председатель жюри, художественный руководитель театра «Киев модерн-балет» Раду Поклитару, что на одной сцене выступают опытные и начинающие коллективы, и у тех, и у других есть желание найти свой путь в искусстве. «Я сам как хореограф родом из Витебска, именно здесь в 1996 году состоялся мой дебют», – сказал признанный сегодня в мире танца модерн мастер.
Кстати, тогда Раду Поклитару не получил никакой награды. Оценивать авторскую хореографию – дело непростое, тем более, когда у членов жюри о ней разное представление. Например, профессору высшей школы театра и танца в Нойсе Клаусу Рихтеру (Германия) интересны построение произведения, история, которую хочет поведать артист. Для хореографа из Италии Эммануэле Соави, виртуозно исполнившего на вечере одноактных балетов Фавна, контемпорари данс – выражение через пластику душевного состояния. «Я порой сам не могу объяснить, что делаю, но точно знаю, что чувствую», – поясняет Эммануэле. Художественный руководитель челябинского театра Ольга Пона считает, что тело танцора должно передавать мысль, идею, критерием для нее является оригинальная лексика. Но, несмотря на разность подходов к оценке конкурсных произведений, все члены жюри сходились в главном: самое важное – яркая индивидуальность, харизма и талант. Именно это находит отклик у зрителей, о чем постановщики не должны забывать. Танец, к какому бы направлению он ни относился (классике, модерну, контемпорари, свободной пластике), если его показывают на сцене, – это прежде всего зрелище.
XXVII Международный фестиваль современной хореографии собрал в городе на Двине представителей передовых танцевальных школ более чем из 20 стран мира.
Графический символ фестиваля – меандр – очень точно отражает главную линию IFMC: вечное движение, течение, круговорот. Именно поэтому интерес к происходящему на витебской сцене не стихает вот уже 27 лет, и каждый год город на Двине на несколько дней превращается в столицу танца модерн.– Витебск всегда стоял в авангарде современного искусства. Эта традиция, заложенная художниками в двадцатые годы прошлого века, продолжается сегодня в хореографии. IFMC обрел свое лицо, стал площадкой для новаций в области танца модерн, – сказал в приветственном слове на открытии фестиваля министр культуры Беларуси Борис Светлов.
Чайная церемония – неотъемлемая часть японской культуры, которая зародилась 800 лет назад. В 1191 году буддийский монах привез из Китая чай и рассказал об обычае употребления напитка. Прежде сушеные листки необычного растения использовались в качестве лекарства. За столетия сложился свой ритуал чаепития, сформировались школы, одну из которых – Урасэнкэ – презентовала в Витебске представитель старинного рода чайных мастеров Юко Кацура. Эта демонстрация, как отметил Посол Японии в Республике Беларусь Сигэхиро Мимори, проходит в рамках фестиваля «Японская осень в Беларуси». Он сам с удовольствием еще раз приехал в Витебск и взял с собой супругу, которая очень хотела посетить город, где родился Марк Шагал. Лоретта – большая поклонница творчества этого художника.– Всем моим соотечественникам, которые гостят в Беларуси, я бы посоветовал обязательно побывать в Витебске, городе с богатейшей культурой, столице Международного фестиваля искусств «Славянский базар». Контакты между нашими странами укрепляются и в области преодоления последствий ядерной катастрофы, которую мы пережили, и в экономике, и в культуре, – подчеркнул господин посол.
Он принял участие в чайной церемонии в качестве почетного гостя и надел по такому случаю кимоно. Конечно, холл Дома кино, где проходило действо, мало походил на тясицу – чайный домик, который японцы называют маленькой вселенной. Вход в него очень низкий и неудобный, но это, как говорит Юко Кацура, символизирует границу в мир, удаленный от суеты. Пришедшие на мероприятие могли это увидеть на экране. В остальном же мастер постаралась создать атмосферу присутствия на настоящем ритуале.
Верить в свою звезду, упорно работать над собой и не останавливаться на достигнутом – именно так определяет формулу жизненного успеха талантливая могилевчанка Анна Трубецкая, победительница Республиканского конкурса юных исполнителей эстрадной песни «Хали-Хало-2014». Яркий праздник детского творчества собрал в Новополоцке 45 ребят в возрасте от 8 до 17 лет из разных регионов Беларуси и стал для них отличной школой мастерства, очередной ступенькой творческого роста.— Здесь потрясающая атмосфера, великолепная организация, искренние, доброжелательные зрители, — не скрывала эмоций Анна Трубецкая.
Девушка не может жить без музыки, мечтает стать знаменитой артисткой и с семи лет неустанно занимается любимым делом под руководством педагога Елены Левченко. В Новополоцке Анна спела две песни о маме, которой особенно благодарна за поддержку, и покорила зал искренностью. Выбор жюри был единогласным.
В Витебске прошли Дни культуры соседней страны, приуроченные к национальному празднику – 96-й годовщине провозглашения Латвийской Республики. Традиция представлять в городе на Двине, которая соединяет два дружественных народа, искусство своих соседей, зародилась давно. Бывало, Дни Латвии растягивались почти на неделю. В последние годы проходят скромнее, но всегда с некой изюминкой. На этот раз акцент сделан на танцевальной культуре ближайшего к нам региона – Латгалии.
Жители и гости областного центра имели возможность познакомиться с двумя уникальными коллективами: «Сайме» и «Лайсменя», которые выступили на сцене Концертного зала «Витебск». Каждый ансамбль оригинально и многопланово представляет национальный танец, не ограничиваясь традиционным прочтением. «Сайме», участники которого – люди среднего возраста, выступал на престижных сценах Словакии, Франции, Турции, Италии и других стран. В «Лайсменя» молодежный состав, наряду со старинными танцами, классическими образцами народной латышской хореографии он исполняет и яркие, зажигательные современные композиции.
У абласным цэнтры ўшанавалі памяць беларускага жывапісца, мастацтвазнаўцы і педагога Паўла Масленікава. На будынку па вуліцы Суворава, 3, дзе прайшлі студэнцкія гады знакамітага майстра эпічнага пейзажа, з’явілася мемарыяльная дошка ў яго гонар.
Віцебск выхаваў не адно пакаленне мастакоў. Хтосьці з іх нарадзіўся, хтосьці жыў і вучыўся ў горадзе, дзе сама атмасфера натхняе на творчасць. Сярод славутых асоб, лёс якіх звязаны з нашым абласным цэнтрам, і народны мастак Беларусі, лаўрэат Дзяржаўнай прэміі Павел Масленікаў, 100-годдзе з дня нараджэння якога адзначалася сёлета. Павел Васільевіч з’явіўся на свет 14 лютага 1914 года ў вёсцы Нізкая Вуліца на Магілёўшчыне. Уся студэнцкая, творчая і педагагічна-грамадская дзейнасць прайшла у Віцебску і Мінску і была накіравана на развіццё беларускага выяўленчага мастацтва, падрыхтоўку высокакваліфікаваных кадраў. З 1934 па 1938 гады ён вучыўся ў Віцебскім мастацкім вучылішчы. Затым скончыў Інстытут жывапісу, скульптуры і архітэктуры імя Рэпіна ў Ленінградзе, аспірантуру Інстытута мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору акадэміі навук БССР. З 1938-га працаваў тэатральным мастаком у Дзяржаўным тэатры оперы і балета. Удзельнік Вялікай Айчыннай вайны, узнагароджаны ордэнамі і медалямі. Пасля вайны ён быў загадчыкам кафедры мастацкага афармлення тканін і вырабу, а потым рэктарам Беларускага тэатральна-мастацкага інстытута. Кіраваў мастэрняй тэатральных мастакоў. Займаўся афармленнем спектакляў у Нацыянальным акадэмічным тэатры імя Я. Купалы, навуковай дзейнасцю. Але ў першую чаргу гэта выдатны мастак, аўтар шматлікіх прац, якія раскрываюць і перадаюць непаўторную прыгажосць роднай зямлі.
В музее-усадьбе «Здравнёво» состоялась презентация репринтного издания книги М. Неведомского и И. Репина «Куинджи». Издание широкой публике представили члены белорусской диаспоры Харькова (Украина) – меценаты Леонид и Людмила Рубаненко, а также директор художественной школы им. Репина в Харькове Елена Шевцова. Книга выпущена по заказу Почетного консула Республики Беларусь в Харькове Дмитрия Бугаса при активном участии консалтинговой корпорации «Рубаненко и партнеры».
Руководитель главного ведомства культуры страны Борис Светлов отметил, что прошедший XXIII Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» имел свои особенности. Ведь организаторам предстояло выполнить главную задачу, поставленную главой государства Александром Лукашенко, – сменить формат ежегодного творческого форума. И то новое, что приобрел традиционный праздник, – заслуга людей, которые находились за кулисами, но без участия которых фестиваль вряд ли был возможен. Их вклад и достижения не остались незамеченными.
Екатерина Судникова из Орши стала победительницей VI корпоративного фестиваля самодеятельных творческих коллективов и исполнителей дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» «Факел». Юная артистка признана лучшей в номинации «Эстрадно-цирковой и оригинальный жанр». В этом году фестиваль проходил в российском Белгороде. Помимо Кати, в нем принял участие еще один коллектив из Орши – образцовый ансамбль танца «Ви-За-Ви», который получил диплом лауреата III степени в номинации «Хореография». Всего же исполнители и творческие коллективы из Республики Беларусь удостоены десяти наград. Две из них завоевали представители Витебщины.
Артисты из России, Украины, Великобритании, Швеции, Испании, США, Израиля и других стран примут участие в XXVII Международном фестивале современной хореографии (IFMC), который пройдет в Витебске 19 — 23 ноября.
Пять незабываемых вечеров подарят любителям танца модерн признанные мастера этого вида искусства, давние друзья IFMC и новые для нас хореографические коллективы, которым рукоплескали самые престижные залы мира. В этом году организатор витебского фестиваля, заместитель генерального директора по специальным проектам Центра культуры «Витебск» Марина Романовская и бессменный ведущий концертов Эдуард Чернивчан побывали на танцевальной ярмарке в Дюссельдорфе и познакомились там с коллективами, которые обязательно должен увидеть Витебск. Один из них – «Jan Martens сie» из Бельгии, покажет на сцене Коласовского театра (в этом году фестиваль пройдет на двух площадках: театральной и в Концертном зале «Витебск») спектакль «Сладкая девочка сладкая». Есть также договоренность с танцорами из Южной Кореи, которые обратились к своему правительству о выделении гранта для участия в IFMC в 2015-м.
Танцевальный коллектив «Ви-За-Ви» и юная цирковая акробатка Екатерина Судникова из Орши представляют Витебщину и Беларусь на зональном туре VI корпоративного фестиваля самодеятельного творчества дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» «Факел». Всего же на конкурс в российский Белгород приехали 10 коллективов и исполнителей из нашей страны, которые победили на предварительных турах. Кстати, один из них проходил нынешней весной в Орше, а в 2013-м фестиваль принимал Витебск и тогда же в нем впервые участвовали творческие коллективы ОАО «Газпром трансгаз Беларусь».
На предварительном отборе Катя Судникова поразила конкурсную комиссию акробатическим номером «Змея», «Ви-За-Ви» также выступил убедительно. Теперь они показывают себя в финальном туре, оценить который должно жюри во главе с народной артисткой России, руководителем Государственного академического русского народного хора имени М. Пятницкого Александрой Пермяковой. Имена победителей в основных взрослых и детских номинациях – вокал, хореография, вокально-инструментальные и инструментальные ансамбли, эстрадно-цирковой и оригинальный жанр, фольклор – будут объявлены 17 октября на гала-концерте в Белгородской филармонии.
В областном методическом центре народного творчества открылась выставка-конкурс «Лазовы кош-2014». Лоза издревле использовалась белорусами для создания утилитарных и художественных вещей. Из нее плели корзины, мебель, ажурные вазы, диковинных жар-птиц. Неслучайно лозу называли красным, то есть красивым, деревом. Считалось, если до него дотронешься, приобретешь силу. В экспозиции представлены уникальные работы мастеров из всех регионов Витебщины, сохраняющих старые традиции и развивающих этот вид ремесла. Здесь можно увидеть санки из лозы, велосипед, кота, столы, табуретки, панно и много других изделий, выполненных в разных техниках.
Конкурсной комиссии нелегко было определить самых искусных мастеров лозоплетения, все изделия достойны высокой оценки. Тем не менее лучшими признаны работы Валерия Давыдова из Браслава, Михаила Гильнича из Новополоцка и Василия Симанковича из Городка. Они получили дипломы 1-й степени в разных номинациях: «Современные формы и технологии», «Декоративные изделия, пластика, мебель» и «Традиционные формы и технологии».
Репродукции работ витебского художника Александра Досужева представлены в Париже в рамках арт-проекта «Zabor». Помимо нашего земляка, ушедшего, к сожалению, в этом году из жизни, в нем участвуют шесть авторов из нашей страны: Сергей Каваль, Виктор Альшевский, Влади-слав Стальмахов, Виталий Денисенко, Руслан Вашкевич и Сергей Гриневич. Их произведения можно было увидеть на презентации проекта в Витебске, они экспонировались на заборе ботанического сада.
Теперь с творчеством этих художников знакомятся парижане, прогуливаясь по тихой улочке Анри Мартина. Именно здесь на ограде мэрии 16-го округа открылась выставка. Ее организаторами выступили инвестиционная компания «Зубр Капитал», посольство Беларуси во Франции и хозяева парижского забора.
Стали известны результаты мирового зрительского голосования за лучший фильм и лучшего исполнителя главной роли XVII Манхэттенского фестиваля короткометражного кино. В этом году за Гран-при боролись киноленты из США, Великобритании, Австралии, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Франции и Германии. Судьбу фильмов-финалистов определили кинолюбители из 300 городов мира, 26 государств, пяти континентов, в их числе и 430 витеблян, которые посетили фестивальные показы в кинотеатре «Мир».
Следует отметить, что в этом году мировое зрительское жюри было как никогда единодушным. Гран-при фестиваля присуждено немецкому фильму «Носорог на полной скорости». За него проголосовало 16 648 человек по всему миру! Витебляне также отдали предпочтение этой картине.
Отечественное кино 17 декабря отмечает 90-летие. Витебские киноманы не останутся в стороне от юбилейного события. Как сообщила директор кинотеатра «Мир» Татьяна Екомасова, ретроспективный показ лент киностудии «Беларусьфильм» начнется уже в этом месяце. К примеру, «Белые Росы. Возвращение» стартует 16 октября. Желающие смогут познакомиться или пересмотреть вновь картины «Анастасия Слуцкая», «Щит Отечества», «Днепровский рубеж», «Новогодние приключения в июле», «Рыжик в Зазеркалье», «Следы апостолов», «Украсть Бельмондо», «Киндер-Вилейское привидение» и другие. Кстати, цена билетов на них порадует посетителей. Возможно, состоятся и встречи с актерами.
А 4 декабря в «Мире» начнется неделя франкофонного кино. Фильмы «Давай рассказывай», «Вместе — это слишком», «Анжель и Тони», «Преследование», «Свадьба в Бессарабии» предоставлены французским посольством.
Как отметил владелец галереи художник Николай Дундин, экспозиция продолжает знакомство витеблян с современным зарубежным искусством. Прежде в «Стене» были показаны работы живописцев и графиков из Израиля, США, Латвии и России. Нынешний автор представляет северную Италию с ее лазурным морем и Доломитовыми Альпами.
В 28-й раз в областном центре пройдет фестиваль-праздник авторской песни «Витебский листопад». В этом году встреча любителей гитары и задушевных мелодий назначена на 17-19 октября. В течение трех дней запланированы выступления гостей из разных городов Беларуси, России и Латвии, а также конкурсная программа. Творческое соревнование включает несколько номинаций: автор, исполнитель, дуэт, ансамбль. Сейчас в ЦК «Витебск» принимаются заявки на участие в фестивале. Образец можно найти на сайте www.gck.by, а вопросы направлять по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Конкурс пройдет 18 октября в Центре культуры, компетентное жюри определит лауреатов, награждение которых состоится 19 октября во время концерта.
А в КЗ «Витебск» выступят известные барды, среди них Вячеслав Ковалев из Санкт-Петербурга, Владимир и Светлана Цывкины из Сергиева Посада, Елена Гудкова из Москвы.
В минувшее воскресенье Белорусский театр «Лялька» открыл свой 29-й сезон. Витебские кукольники показали два спектакля: для маленьких зрителей – «Цудоўную скрыню з зялёным гарошкам», для взрослых – «Загубленую душу, альбо Пакаранне грэшніка» по произведениям Яна Борщевского. Если последний в репертуаре театра уже давно и получил немало премий на различных международных фестивалях, то первый – премьера. Спектакль по мотивам шведских сказок поставила молодой минский режиссер Светлана Залесская-Бень, известная многим как вокалистка группы «Серебряная свадьба». Поэтому в «Цудоўнай скрынi…» много музыки, оригинальных песен.
В двадцатых числах октября «Лялька» покажет еще одну новую работу – спектакль «Спакуса», поставленный художественным руководителем театра Виктором Климчуком по повести Антона Чехова «Черный монах». А в начале 2015 года выйдет обновленная «Папялушка». Эта известная сказка Шарля Перро появилась на витебской сцене более 20 лет назад. Теперь Виктор Климчук решил ее переделать на современный лад.
В городе это уже вторая композиция, которая посвящена данному произведению и его автору – уроженцу деревни Островляны Городокского района Константину Вереницыну. Прежде возле музея был установлен памятный камень с табличкой, представляющей собой раскрытые страницы книги с текстом. Кстати, как отмечают филологи, поэма написана на витебском диалекте того времени. Новый памятник тоже имитирует открытую книгу, со страниц которой выходит сам Тарас. Образ веселого народного героя сразу пришелся по душе – все норовили сфотографироваться рядом с ним.
Возле Дома ремесел разместился и Город мастеров. Свои изделия привезли народные умельцы из всех регионов Витебщины. Приехали на праздник и латгальские ремесленники. Мария и Янис Сайковские из Даугавпилса представили изделия из глазурованной керамики, а мастерица из Резекне – вязаные варежки из овечьей шерсти.
Витебляне могут повлиять на расстановку сил в мировом кинематографе. Пять континентов, 26 государств, 300 городов мира, в том числе шесть белорусских – Брест, Витебск, Гродно, Гомель, Минск, Могилев – принимают участие в XVII Манхэттенском фестивале короткометражного кино. Более 100 тысяч кинолюбителей из разных стран, от Австралии до Бразилии, от Ирана до Непала, составят мировое зрительское жюри, которое выберет лучший фильм из 10 финалистов.
Программа нынешнего фестиваля предлагает невероятное разнообразие сюжетов, героев и жанров. Социальные драмы, истории любви, научно-фантастическое кино и экспериментальная анимация. Режиссерское мастерство, талантливый сценарий и универсальность историй — вот что объединяет «великолепную десятку», которая в этом году была отобрана из 589 фильмов 47 стран!
Фольклорный ансамбль «Глейна» – один из немногих коллективов, который сохраняет традицию архаического горлового пения. Сегодня такую манеру исполнения можно услышать очень редко, а прежде ею владели деревенские певуньи и передавали свое искусство из поколения в поколение. – Чтобы освоить горловое пение, нужна сила, она заложена в человеке, но ее надо раскрыть. Порой удивляешься, когда слышишь, как звучит голос 80-летней бабушки. Откуда такая мощь? Если мы забудем эти песни, то потерям силу, которой наделены были наши предки, – считает руководитель народного фольклорного ансамбля «Глейна» Лилия Резкина.
В свое время она заслушивалась песнями своей бабушки Татьяны Абрамовны Кирьяновой, которая была самой голосистой в деревне. Потом стала ей подпевать, а в 1999 году создала ансамбль и назвала его «Глейна». Глейна (глейн) – несколько связанных бревен, из которых строится плот. Так и коллектив основывается на связи поколений, и это позволяет ему держаться нужного направления в бескрайних просторах народного творчества.