Многие хореографы, с кем довелось поговорить за пять фестивальных дней, отмечали, что ехали в Витебск за идеями. IFMC вдохновляет, дает почву для размышлений, позволяет оценить собственное творчество. Очень важно, как считает нынешний председатель жюри, художественный руководитель театра «Киев модерн-балет» Раду Поклитару, что на одной сцене выступают опытные и начинающие коллективы, и у тех, и у других есть желание найти свой путь в искусстве. «Я сам как хореограф родом из Витебска, именно здесь в 1996 году состоялся мой дебют», – сказал признанный сегодня в мире танца модерн мастер.
Кстати, тогда Раду Поклитару не получил никакой награды. Оценивать авторскую хореографию – дело непростое, тем более, когда у членов жюри о ней разное представление. Например, профессору высшей школы театра и танца в Нойсе Клаусу Рихтеру (Германия) интересны построение произведения, история, которую хочет поведать артист. Для хореографа из Италии Эммануэле Соави, виртуозно исполнившего на вечере одноактных балетов Фавна, контемпорари данс – выражение через пластику душевного состояния. «Я порой сам не могу объяснить, что делаю, но точно знаю, что чувствую», – поясняет Эммануэле. Художественный руководитель челябинского театра Ольга Пона считает, что тело танцора должно передавать мысль, идею, критерием для нее является оригинальная лексика. Но, несмотря на разность подходов к оценке конкурсных произведений, все члены жюри сходились в главном: самое важное – яркая индивидуальность, харизма и талант. Именно это находит отклик у зрителей, о чем постановщики не должны забывать. Танец, к какому бы направлению он ни относился (классике, модерну, контемпорари, свободной пластике), если его показывают на сцене, – это прежде всего зрелище.
В нынешнем году решено не разделять одноактные балеты и хореографические миниатюры, оценивались произведение и воплощение идеи автора. Кому-то для выражения чувств и мыслей нужно 20 минут, а кому-то достаточно и трех. Кстати, короткие произведения были ярче и глубже, нежели многие длинные постановки. Еще одна особенность IFMC-2014 – возросший уровень белорусской хореографии: в финал вышли 7 коллективов, четыре из которых получили награды. Специальными премиями отмечены «Х-перименты» из Гомеля и минский хореограф Ольга Скворцова. Также два коллектива (витебский театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко и проект Сергея Пояркова и Игоря Ничипорука из Минска) удостоены вторых премий.
Жюри в этом году было щедрым: судьи дали по 3 третьих и вторых премии и даже сбросились, чтобы наградить еще один коллектив. Помимо белорусских авторов и исполнителей, отмечены киевляне («Totem dance group» и Проект Владимира Митева), а также две работы московского театра-студии современной хореографии. Первая же премия присуждена театру танца «O,She» из Вологды. А Гран-при отправится в Токио. Конкурсную работу «Nil» в исполнении Яки Хамата и Котаро Ито жюри назвало эксклюзивной, в ней присутствовали и драматизм, и психологизм, и выразительная лексика танца. Яки училась современной хореографии в США и Италии, она лауреат многих международных премий, в Витебске выступила не только как исполнитель, но и хореограф, и вместе со своим партнером покорила знатоков и любителей танца. Специальной премией имени Евгения Панфилова отмечена хореограф Ольга Горобчук за работу «Огонек» в исполнении омского Театра танца «нОга».
В гостевой программе двух последних фестивальных вечеров выступили «Балет Израиля», танцевальная компания Ронен Кореша из США и Пермский театр «Балет Евгения Панфилова». На этот раз любимчики витебской публики привезли постановку Алексея Расторгуева «Глазами клоуна». Это хореографическая интерпретация одноименного романа нобелевского лауреата Генриха Бёлля. История об одиноком артисте, поведанная немецким писателем, стала поводом для размышлений об одиночестве, которое часто сопровождает творческого человека, потерях, предательстве. «Балет Евгения Панфилова» не перестает удивлять безупречной техникой и яркой образностью. В его постановках нет зауми, которую порой выдают за особую концептуальность, но есть та самая энергетика, заставляющая смотреть произведение с замиранием сердца.
Любопытную мысль высказал художественный руководитель государственного театра «Балет Израиля» Идо Тадмор: «Страна, в которой нет танца, не может считаться культурной». А иностранные гости, впервые побывавшие на фестивале, восхищались витебскими зрителями, проявляющими такой интерес к элитарному и в некоторой степени обделенному вниманием публики искусству.
– Фестиваль современной хореографии стал брендом Витебска, его любят, уважают, ценят. Меня переполняет чувство гордости, что в наш город приезжают люди из дальних городов и стран, чтобы увидеть что-то новое, поделиться своим творчеством, – сказал на гала-концерте заместитель председателя облисполкома Владимир Терентьев и назвал имена людей, благодаря которым состоялся праздник танца. В первую очередь это организаторы и вдохновители: автор идеи Марина Романовская и бессменный ведущий Эдуард Чернивчан, а также учредители, партнеры, спонсоры.
Под занавес фестиваля зрители увидели одну из блестящих работ известнейшего нидерландского хореографа Иржи Килиана – балет «Шесть танцев» в исполнении артистов Национального академического большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Ироничное представление на музыку Моцарта, соединившее классику и модерн, как нельзя лучше подошло для заключительного аккорда IFMC-2014, в кулуарах которого уже назначали новые встречи в Витебске.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА