Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Общество спектакля: деградация демократических механизмов в избирательных кампаниях западных стран

Буквально через месяц, 25 февраля, в единый день голосования гражданам Беларуси предстоит принять участие в выборах депутатов в Палату представителей и местные Cоветы. Это важное для каждого из нас событие происходит на фоне серьезного кризиса существующих зарубежных демократических институтов. Формирование новых центров власти сопровождается обострением противоречий между крупнейшими государствами мира. В этих условиях избирательный процесс используется как средство вмешательства во внутренние дела стран и изменения существующих политических режимов и векторов развития.

Для выбора независимого и осознанного 

Единому дню голосования предшествовала длительная и скрупулезная подготовка, вносились изменения в избирательное законодательство, разрабатывались методические рекомендации, проводилась масштабная разъяснительная работа в обществе. Было немало сделано для оптимизации порядка образования избирательных округов, формирования ЦИК и системы избирательных комиссий, уточнения порядка досрочного голосования и др. Важнейшей новацией является запрет на финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами, организациями, гражданами, что направлено на устранение предпосылок внешнего манипулирования избирательным процессом. В обновленной Конституции закреплено право выдвижения кандидатов в депутаты за политическими партиями, что расширяет их возможности по влиянию на процессы, происходящие в стране.

Немаловажным шагом является разработка новых законодательных актов «О Всебелорусском народном собрании», «Об основах гражданского общества», а также пересмотр целого ряда действующих: «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О Национальном собрании Республики Беларусь».
16 февраля 2023 года Президентом Республики Беларусь подписан обновленный Избирательный кодекс.

Все процессы были запущены только с одной целью: обеспечить реализацию неотъемлемого права суверенного государства – права общества делать независимый, осознанный и демократический выбор в рамках избирательной кампании, без вмешательства и руководства извне. Это и есть истинное народовластие и основной принцип белорусской государственности.

От древности до наших дней 

Современная избирательная система – это метод, используемый в разных странах для определения представителей на разных уровнях власти. Он устанавливает, как подсчитываются голоса избирателей и как распределяются места в парламенте и других законодательных органах.

Сами избирательные процессы существуют с древнейших времен, они сопутствовали развитию человечества еще с первобытного строя. Власть изначально носила демократический характер – в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины и наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов рода. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют «первобытным коммунизмом».

В эпоху Античности в Афинах (VIII – VI вв. до н. э.) зародились фундаментальные понятия демократии: верховенство закона, выборность властных органов и должностных лиц, активное участие граждан в решении государственных вопросов. Афинская демократия была прямой и непосредственной. Любой гражданин теоретически имел право повлиять на решение важных вопросов, касающихся жизни государства.

В период раннего Средневековья (V – XI вв.) организация управления у германских племен носила характер «военной демократии». Каждый полноправный член племени лично и непосредственно принимал участие в управлении, выступал носителем народовластия. Народное собрание выбирало старейшин, военных вождей и королей. Для раннесредневекового общества характерно слабое развитие избирательных принципов. Процедура избрания нередко означала лишь согласие и одобрение предложенной кандидатуры.

В X – XIII вв. выборы в Западной Европе получают значительный импульс к развитию. Это было связано с возникновением средневековых городов и новой организацией власти.

В XIII – XVI вв. в Западной Европе возникают сословно-представительные учреждения и соответственно совершенствуются избирательные процедуры. Впервые сословно-представительные органы – кортесы – появляются в Испании. Во второй половине XIII в. возникает английский парламент. В начале XIV в. – Генеральные Штаты Франции. В XIV – XV вв. образуются ландтаги и рейхстаг в Германии, польский сейм. Появление таких органов способствовало изменению выборной практики. Она теряет свою локальность и постепенно становится неотъемлемым элементом государственной и общественной жизни.

В XIV – XV вв. складывается представление о статусе выборного лица (депутата), которое включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность: охрану жизни и имущества, свободу от ареста.

Огромное значение для формирования избирательных систем того времени имело законодательство Великой французской революции (1789 – 1799 гг.).

Во-первых, отменялись избирательные цензы, выборы стали всеобщими. Во-вторых, они постепенно становятся прямыми. Во второй половине XIX в. страны с наиболее передовым избирательным законодательством (Франция, Великобритания, Германия) ввели систему избирательных округов, основанную на численности населения. Появляются постоянные списки избирателей.

В-третьих, сформировались две основные избирательные системы, которые применяются до сих пор: мажоритарная и пропорциональная. В-четвертых, голосование становится тайным.

Большинство современных избирательных процедур во многом было сформировано уже в XIX в. Обновленное избирательное законодательство стало одним из основных гарантов реализации гражданских прав и свобод человека, существующим до настоящего времени.

Три типа 

Очень кратко рассмотрим три основных типа избирательной системы. Она бывает мажоритарная, пропорциональная или смешанная.

Мажоритарная система.
В избирательном округе избирается человек, либо набравший голосов больше всех остальных кандидатов (простое большинство), либо набравший 50 % + 1 голос
(абсолютное большинство).

Пропорциональная система.
Существуют многомандатные избирательные округа, когда партии обычно выставляют свои списки, за которые и голосуют избиратели. При этом последние в некоторых случаях могут ранжировать кандидатов в партийном списке, а места между ними впоследствии распределяются по специальной схеме.

Смешанная система.

В ней присутствуют составляющие и пропорциональной, и мажоритарной. При этом они могут быть совершенно независимыми, как в Российской Федерации, где половина парламента избирается по одномандатным округам, а половина – по партийным спискам (смешанная несвязанная система). А могут и сильно влиять друг на друга, как в Германии (смешанная связанная система).

Каждая избирательная система имеет свои преимущества и недостатки, а ее выбор зависит от политических и культурных особенностей конкретной страны. В некоторых местах старые традиции еще живы, но их использование уже не имеет практического смысла. Например, в США выборы имеют фиксированную дату и всегда проводятся в первый вторник, следующий за первым понедельником ноября. Это связано с тем, что большинство жителей страны раньше занимались сельским хозяйством. Поэтому начало ноября, когда урожай собран, а дороги еще не замело снегом, было идеальным временем для похода на избирательные участки.

Право или обязанность? 

Во многих конституциях мира прописано, что источником власти является народ, а также закрепляется его право на волеизъявление. В Конституции Республики Беларусь в ст. 65 указано, что «выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать».

Однако избирательная система многих государств мира предусматривает наказание для граждан, игнорирующих данный процесс. Это означает, что в десятках стран участие в выборах, референдумах и других плебисцитах является не правом, а обязанностью. И ее невыполнение влечет за собой различные наказания. Во многих случаях это штрафы, но есть и более строгие законы. Причем в списке стран с подобным законодательством встречаются и государства, подчеркивающие свои старейшие демократические традиции.

Обязательное голосование официально существует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Швейцария (отдельный регион), Германия, Италия, Люксембург, Сингапур, Австралия, Аргентина, Бразилия, Болгария, Кипр, Эквадор, Лихтенштейн, Уругвай, Боливия, Коста-Рика, Конго, Египет, Габон, Греция, Гватемала, Гондурас, Ливан (только для мужчин), Ливия, Мексика, Панама, Парагвай, Таиланд, Турция и другие. Там, как уже говорилось, за невыполнение гражданами своих обязательств по участию в выборах часто налагаются штрафы. В большинстве случаев это маленькие суммы, порядка 10 долларов, причем наказания можно избежать, просто заполнив форму о неучастии. Однако так не везде.

К примеру, в Люксембурге штраф за неучастие составляет от 100 до 250 евро, а за второе нарушение в течение пяти лет – уже 1000 евро.

В Турции неявка на выборы влечет за собой штраф в размере около 14 долларов, а за повторное нарушение гражданин подлежит уголовному преследованию.

В Австралии участие в выборах является обязательным с 1924 года. Штраф за неучастие составляет около 13 долларов. В то же время, чтобы избежать наказания, гражданин может официально уведомить избирательную комиссию о своей неявке на выборы, указав ее причины. Если нарушитель отказывается оплатить штраф, дело передается мировому судье, который может наложить штраф в 50 долларов плюс судебные издержки. Невыполнение такого постановления суда может повлечь за собой общественные работы, конфискацию имущества или тюремное заключение на 1 – 2 дня.

В Аргентине, помимо штрафа в размере от 20 до 200 долларов, наказанием за неучастие в выборах является лишение права занимать государственные должности в течение трех лет. Также могут быть заблокированы все банковские карты на 90 дней.

В Бразилии не только наказывают штрафом, но и требуют письменного объяснения причин неявки на избирательный участок.

В Греции даже отсутствие избирателя в стране на момент выборов не является уважительной причиной для отказа участвовать в голосовании. Помимо штрафа, неявка может повлечь за собой и более серьезные санкции, включая арест, тюремное заключение на срок от одного месяца до одного года и лишение звания или должности.

В Египте штраф не превышает 1 доллара США, но за неявку на выборы также полагается тюремное заключение.

Австрия, Кипр, Германия и Италия налагают штрафы в размере от 25 до 70 евро.

Пожалуй, самые суровые меры существуют в Пакистане. Там неявка на избирательный участок по злому умыслу карается пятью годами каторжных работ.

Интересно, что в демократической Бельгии обязательное избирательное право (когда голосование является обязательным) существует с 1893 года. Неявка на выборы в первый раз без уважительной причины наказывается штрафом в 50 евро; после четвертой неявки гражданин лишается права голоса на 10 лет и возможности стать государственным служащим.

В Сингапуре штраф относительно небольшой (40 долларов США), но если гражданин вдруг забывает его заплатить, его пожизненно лишают избирательного права.

Большинство из перечисленных стран – «светочи демократии», на которые нам предлагают равняться. Их совокупное население – 420 млн человек, то есть 5,6% от всего населения Земли.

Что осталось от народовластия 

Как известно, возможность гражданина страны сделать свой выбор – это и есть смысл народовластия, т. е. основа демократического строя, где вся власть принадлежит народу. В Конституции Республики Беларусь это право закреплено в ст. 38.

Избирательная система США считается одной из самых запутанных. Там президент избирается не напрямую американским народом, а так называемой коллегией выборщиков, состоящей из 538 представителей от 50 штатов и столицы – Вашингтона.

Однако началом процесса являются предварительные выборы, в которых участвуют все граждане страны. На этом этапе американцы голосуют за «кандидата, внесенного в список». Затем на партийных съездах республиканцы и демократы официально выбирают одного кандидата в президенты от партии.

В результате за президентское кресло в США борются два претендента – от Республиканской и Демократической партий.

На втором этапе выборов, федеральном, жители каждого штата голосуют не за кандидата, а за избирателей, которые «пообещали» проголосовать за определенного кандидата. К слову, не всегда обещания бывают выполнены. Иными словами, на основе этого голосования формируется коллегия выборщиков, которая выбирает президента на 41-й день после всеобщих выборов. Поскольку воля избирателей к этому моменту уже известна, коллегии выборщиков остается только формально проголосовать за «своего» кандидата.

Интересно, что «вера в Бога» является обязательным условием не только для кандидатов на пост главы католической церкви, но и для кандидатов на выборные должности в США. В конституциях Северной Каролины, Южной Каролины, Арканзаса, Мэриленда, Миссисипи, Пенсильвании, Теннесси и Техаса говорится, что атеисты не могут быть избраны. К слову, это требование противоречит Конституции США, которая запрещает принятие любого закона, устанавливающего какую-либо религию в качестве государственной или запрещающего ее свободное исповедание. То есть пункт, требующий религиозности от кандидатов на выборные должности, нарушает Конституцию, однако все равно существует.

Что касается самой системы голосования в США, то только 18 из 50 штатов требуют от граждан предъявления документа с фотографией перед тем, как человек отдаст свой голос. В 17 штатах «удостоверением личности» в такой ситуации может служить любой предмет, даже договор аренды квартиры. А в 15 штатах США достаточно назвать свое имя и фамилию.

Но это не исключительный случай. В Великобритании (за исключением Северной Ирландии) с 1950 года и по сей день избирателям не нужно удостоверение личности для голосования. По статистике, более двух миллионов британцев вообще не имеют удостоверения личности с фотографией.

Удаленное голосование, когда избиратель получает по почте бланк бюллетеня, заполняет его и отправляет, также вызывает немало споров. Этот метод используется во многих странах, в том числе в Великобритании, Дании, Испании, Швеции, Австрии, Германии и США.

В США, например, заполненные бюллетени отправляются через Федеральную почтовую службу США или вкладываются в специальные ящики. Их также может доставить сборщик. Именно этот удаленный вариант голосования вызывает наибольшее количество вопросов: часть бюллетеней просто невозможно вручить адресатам по причине их временного отсутствия, некоторые бюллетени и вовсе теряются при доставке. Избиратель может написать заявление об исчезновении, но исправить ситуацию этот шаг не поможет.

Таким образом, западный демократический подход к построению избирательной системы давно не отвечает принципу народовластия и превратился в средство продвижения интересов наднациональных структур.

Согласно недавней оценке Стокгольмского международного института демократии и содействия выборам США относятся к категории «деградирующих демократий», и только 18 % европейцев считают эту заокеанскую страну образцом для подражания. Эксперты отметили снижение уровня гражданских свобод и контроля над правительством, что свидетельствует о наличии серьезных проблем с основами народовластия. Прошлые президентские выборы 2020 года в США наглядно продемонстрировали свою «демократичность». В ближайшее время нас ждет новый спектакль, однако увертюра уже началась.

Знание всех этих фактов позволяет по-особому посмотреть на избирательную систему Республики Беларусь, где соблюдаются самые важные принципы – такие как честность и социальная справедливость.

Совместный ВГУ им. Машерова, областного отделения Белорусской партии «Белая Русь» и областной газеты «Витебские вести»


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ