Тэатр «Лялька» – гэта не толькі крыніца дзіцячага святла, але і востраў цудаў для людзей рознага ўзросту. Ларыса Мартынава – актрыса тэатра, на спектаклях якой пабывала не адно пакаленне малых. Лялькі для яе — жывыя істоты, з дапамогай якіх яна даносіць да гледача ідэі дабрыні і справядлівасці. Да таго ж Ларыса – кіраўнік нядзельнай школы пры адным з праваслаўных віцебскіх храмаў. На парозе юбілею актрыса рассказала пра сваё жыццё сярод лялек і цудаў.– Як даўно вы працуеце ў тэатры?– Ужо дваццаць пяты год. Ва ўніверсітэт паступіла не адразу, пасля школы пайшла працаваць на завод. Там захаплялася самадзейнасцю. У выніку мяне адправілі вучыцца. Я паступіла ў Інстытут культуры на тэатральную рэжысуру. Увогуле на гэты від мастацтва захварэла ў трэцім класе, калі пабачыла Марыінскі тэатр у Санкт-Пецербурзе. Кулісы, асаблівая атмасфера… Адразу адчула: гэта маё. Калі вучылася на чацвёртым курсе інстытута, даведалася, што ў Віцебску арганізоўваецца лялечная трупа, і вырашыла паспрабаць свае сілы. Мяне ўзялі! Так я сюды і патрапіла.
– А вы не адчуваеце расчаравання? Можа быць, ваш шлях – гэта ўсё ж такі драма?
На прием к этому врачу талонов не берут, но очередь есть всегда. А специфика его деятельности такова, что к осмотру каждого человека нужно проявить максимум внимания. Очень важно с точностью определить степень тяжести и механизм образования полученных телесных повреждений, их давность и прочие существенные детали. Однако работа с пострадавшими — лишь одно из направлений. Еще Анатолий Вальшонок работает с теми, кто уже никогда не увидит белый свет. Заключение государственного медицинского судебного эксперта управления Госкомитета судебных экспертиз по Витебской области дает ответы на множество вопросов, возникающих как у родственников умершего, так и у правоохранительных органов, и имеет огромное значение.
Выбор Анатолия пал на эту профессию совсем не случайно: он вырос в семье, где родители и бабушка с дедушкой — медики. Дома было полно соответствующей литературы, и с малых лет Анатолий заглядывал в учебники по анатомии, рентгенологии и физиологии, ему, как и всем детям, было интересно, как устроен человек. В школе любил уроки биологии и изучал ее на повышенном уровне, в чем помогали родные. Видя стремление сына, мама и папа знакомили его со специальными изданиями, объясняли, давали советы. Дедушка, который всю жизнь работал судебным медиком и написал по своей деятельности множество методичек, и отец, который пошел по его стопам, поддерживали выбор парня. Уже тогда стало ясно, что поступать Вальшонок-младший будет в медицинский университет.
Насамрэч, завуць яе не Дзіяна, а Кася. Кася Казачонак — адзіная на ўсю Міёршчыну. Сама яна кажа, што так яе бацька назваў, і ў пашпарце так запісана. Можа, гэта скарочана ад Касьяны, а можа, і Каця на старадаўні манер. Ды наогул, як яе только не завуць: і Ася, і Насця, і Тася, і Тося… А Дзіяна — бо, падобна рымскай багіні, ахоўвае на Міёршчыне балоты, ходзіць нароўні з мужчынамі на паляванне, ловіць рыбу.
— Яна і на дзіка ў начное можа, на ваўка, а нашу Ельню ўпоперак пешшу пераходзіць, — кажа пра Касю дырэктар заказніка «Ельня» Іван Барок. — Выбітная жанчына!
Семья Соболевских из Толочинского района всегда была большой и дружной. Алла и Федор растили двоих сыновей и дочку, кроме того, каждый год к ним приезжали племянники на время летних каникул. Так что к суете и шуму детворы супруги привыкли. А однажды в их доме появилась еще одна детская кроватка – двухлетней Вики, чьи родители были лишены родительских прав. Причем инициатива взять малышку в семью исходила от младшей дочери Снежаны.
– Я работала в больнице сестрой-хозяйкой реанимационного отделения. С коллегами часто наведывались в детское отделение к малышам, которые находились в социально опасном положении и были изъяты у биологических родителей, – вспоминает Алла Ивановна. – Мы приносили им одежду, проводили вместе время. Как-то раз в педиатрию поступила Вика. Ей было всего 2,5 годика, а она не могла ни говорить, ни ходить. Имелось подозрение на вывих бедер, ее планировали отправить в интернат для детей-инвалидов. Было очень жаль девчушку, старалась ее чаще навещать. Затем и дочка Снежана (тогда она училась в 7 классе) стала со мной ходить к малютке, а потом и вовсе предложила: «Мама, давай мы Вику заберем домой, научим ходить и всему, чему нужно». Даже сама узнала, куда документы надо подавать, чтобы оформить опеку – так ей хотелось сестричку. На семейном совете решили попробовать, вдруг действительно выходим девочку…
Учителя-словесника, даже находящегося на заслуженном отдыхе, невозможно представить без книг. Но и такое их количество, какое собрал Анатолий Бесперстых из Новополоцка, трудно вообразить. Еще не так давно было 10 тысяч томов на русском и белорусском языках.
…В бедной крестьянской семье, где рос Анатолий Павлович, не хватало даже хлеба, не то что книг. Поэтому они притягивали его словно магнит. Первым в личной библиотечке научившегося читать мальчика стал 20-копеечный сборник избранных стихов Николая Некрасова, вторым – труд Сталина «Относительно марксизма в языкознании». После школы, осваивая профессию железнодорожника, парень решил не курить и тем более не пить, а на эти деньги лучше покупать книги. Любовь к чтению привела его в дальнейшем на филфак Воронежского пединститута и еще больше активизировала собирание собственной библиотеки. Многое было приобретено в букинистических магазинах Москвы, Ленинграда. Возил чемоданами.
Быть учителем истории и неутомимым путешественником-краеведом у Витольда Ермалёнка получается одновременно. Он работает в миорской СШ №3, открыл на ее базе два музея. Сейчас строит во дворе третий. Ведь у него более 15 тысяч экспонатов, которые выставочные залы уже давно не вмещают. Всем давно как не хватает места в экспозиционных залах.
Когда я смотрю на акварели витебского художника Николая Шкута (а их в моей домашней коллекции около десятка), вспоминаю детство, родительский дом, свою малую родину. От них веет теплом, покоем и тишиной. Его картины для меня служат своеобразным объектом релаксации: достаточно, уединившись на несколько минут, посмотреть на лирические пейзажи с деревенскими домами, церквушками, озерами и стожками сена… А еще на картинах художника часто присутствуют аисты как символ Гомельского Полесья, где он родился.
Высокий горизонт, глубокая воздушная перспектива, богатые и выразительные природные краски – излюбленный композиционный прием автора. В жанровый диапазон Николая Шкута, кроме пейзажей, входят натюрморты с цветами и фруктами, реже он обращается к портрету.
Принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» вызывает в обществе немало обсуждений и заставляет задуматься о многих вещах. К примеру, о том, что необходимо принимать меры по предотвращению алкоголизации населения. О том, что аборт – это лишение жизни крохотного человека, и не каждый врач готов делать подобные операции. О том, что пора бы нам самим начать заботиться о собственном здоровье.
Какие изменения предусмотрены проектом закона и какой результат это даст, «Витебским вестям» рассказал Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, депутат от Витебского-Октябрьского округа №20 Александр Цецохо.
Поводом для встречи с директором – художественным руководителем Национального театра имени Якуба Коласа Якуба Коласа, ф заслуженным деятелем искусств, лауреатом Государственной премии, а также премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», профессором Белорусской академии искусств, академиком Международной Кирилло-Мефодьевской академии славянского просвещения (и это далеко не все звания и титулы Валерия Анисенко) стала круглая дата его жизни. Хотя тему юбилея Валерий Данилович закрыл с первой минуты беседы.
– Какой юбилей? Вы дадите мне 70 лет? Никогда! День рождения отметил 5 июня своим спектаклем «Макбет», который коласовцы сыграли в Минске на сцене театра имени Янки Купалы. А затем ужином в кругу друзей, а он большой.
В чем сила репортажного снимка? В его убедительности. Причем в документальной убедительности, когда правда не приукрашена, когда она без купюр. Поймать ключевой момент в событии – целая наука. Здесь важно не только щелкнуть затвором фотокамеры в нужное время, но и в нужном направлении. За два десятилетия работы в БелТА – крупнейшем информационном агентстве Беларуси, которое выпускает в мир только самые свежие новости и неординарные фотоиллюстрации, – ведущий фотокорреспондент Александр Хитров чувствует ракурс интуитивно. Когда смотришь на его работы, понимаешь: для него не существует обыденности. И закат на его снимках получается каким-то сказочным, и весна такой благоухающей, что невольно ощущаешь ее ароматы. А фоторепортажи Александра отличаются естественностью.
В последние годы имена отечественных кутюрье звучат все громче, все чаще наши женщины предпочитают эксклюзивные вещи от настоящих мастеров. Подтверждает это и появившийся в Витебске магазин одежды от белорусских дизайнеров. А вот новинки их творчества можно было увидеть на подиуме Белорусской недели моды, которая на днях завершилась в Минске. Одна из постоянных участниц фэшн-форума – бывшая студентка ВГТУ, а ныне создатель собственного бренда Ольга Кучеренко.
Сегодня, просматривая ее коллекции и творческую биографию, невольно думаешь: каких все же первоклассных специалистов готовит наш вуз и помогает им встать на крыло. В интервью для «ВВ» Ольга рассказала, чему научил ее Витебск, почему все больше белорусов обращаются к услугам стилистов и дизайнеров и как выглядеть модно нынешней весной и предстоящим летом.
«Встреча с земляками» – так назвал свой творческий вечер в областной библиотеке им. Ленина директор и художественный руководитель Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа, заслуженный деятель искусств Валерий Анисенко.
Греческая пословица гласит: «Человек достигает высот лишь в том, что ему по сердцу». Истинным предназначением доцента кафедры музыки Витебского госуниверситета имени П. Машерова и руководителя студии эстрадной песни «Шанс» Валерия Доморацкого является музыка. Вся его жизнь – творчество. Валерий Антонович – автор текстов и музыки многих эстрадных композиций, один из соавторов учебного пособия по методике музыкального воспитания для педколледжей. На протяжении многих лет он работает с талантливой молодежью из студенческой среды. В 2013 году Валерий Доморацкий отметил собственное 50-летие, а праздничным концертом «Время и музыка: диалог длиною в 20 лет» – юбилей коллектива, студии эстрадной песни «Шанс».
– Валерий Антонович, как давно вы увлечены музыкой?
Сапраўдным турыстычным брэндам Пастаўскага раёна стаў бог маразоў і завей Зюзя Паазерскі. Дзясяткі тысяч дзяцей і дарослых пачынаючы з 2004 года наведалі яго лясную сядзібу. А вось для жыхара райцэнтра Яраслава Зямчонка (на фота) гэты міфічны персанаж стаў нібыта сваім. Не дзіва! Ён жа быў самым першым Зюзем і цэлых пяць гадоў «жыў у шкуры» гэтага дзядулькі.
Аўтар і стваральнік брэнда дырэктар Пастаўскага цэнтра турыстычных паслуг Ягор Шушкевіч прызнае, што першы Зюзя быў «самы-самы». «Мабыць, таму, што прозвішча адпаведнае: «зіма – Зямчонак», – жартуе Ягор Часлававіч.
Евгений Илларионович Бурунов (на фото) в должности председателя Октябрьского районного суда Витебска всего полгода, но Фемиде служит уже 13 лет. Карьера этого юриста стремительна: закончив юридический факультет Полоцкого госуниверситета, он начинал помощником районного прокурора, затем работал в областной прокуратуре, в 25 лет надел мантию судьи, а уже в 34 – возглавил суд одного из районов северной столицы. Самый молодой председатель суда области поделился с корреспондентом «ВВ» премудростями своей профессии.
– Почему вы решили стать судьей?
Служить в органах внутренних дел Геннадий Дмитриевич Шубко начал еще во времена Советского Союза. В 1982 году он пришел в Сенненский РОВД — перспективный, молодой, с горящими глазами и огромным желанием достичь мастерства в своем деле. Рядовой Шубко впитывал и перенимал опыт старших товарищей. Естественно, как любой солдат, мечтал стать генералом. А для этого одних советов опытных людей недостаточно, необходимо было получить специальное образование.
— После 6 лет службы, убедившись, что борьба с преступностью — это мое, я поступил в Минскую высшую школу милиции, — говорит Геннадий Шубко. — После учебы стал оперуполномоченным в отделе уголовного розыска, где пришлось немало повидать и столкнуться со многими опасностями.
Второй год работает Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва. Интересы своих избирателей в республиканском парламенте представляет и депутат по Витебскому-Чкаловскому избирательному округу №18 Михаил Николаевич Волков. Жители областного центра знают его давно и хорошо. Михаил Николаевич – замечательный педагог-новатор, автор и разработчик многих учебных программ по математике, обладатель нескольких дипломов Академии педагогических наук СССР.
За долгие годы работы в системе образования подготовил 185 победителей республиканских и 18 победителей международных олимпиад по математике. Заслуженный работник образования Республики Беларусь. Награжден орденом Франциска Скорины. В 2009 году стал лауреатом почетного звания «Человек года Витебщины».
Разные есть люди по отношению к месту своего пребывания. Одним по душе родной уголок. Другим же мило везде, где они ни оказываются. К последним относится и бронзовый призер Сеульской Олимпиады-1988 Александр Коваленко, рекорд которого в тройном прыжке (17,77 м) до сих пор не побит не только в Беларуси, но и в России. Выпорхнув желторотым пареньком из родительского гнезда в Ветрино Полоцкого района, сегодня он пропагандирует здоровый образ жизни в Латвии. Только на часок удалось поймать отметившего нынче 50-летие спортсмена в холле гостиницы перед отъездом из Витебска, куда он прибыл всего на день для участия в торжественных мероприятиях, посвященных юбилею памятных Игр. Для начала попросил земляка немного освежить в памяти биографию.
– Родился я в Бобруйске, но долго мы там не прожили, так как отец был военнослужащим. После очередного его перевода мы переехали на Полотчину, и в первый класс я пошел в Ветринскую школу. (С друзьями раз в полгода до сих пор даем о себе знать в социальной сети «Одноклассники».). Там был военный городок в нескольких километрах от поселка, поэтому, когда не было автобуса, приходилось пешком «топать к знаниям». С пацанами бегали по всему району, изучили железобетонные укрепления времен советско-польской границы 1930-х. Это тоже, конечно, помогало в физическом развитии.
Охотовед – не только должность, но, прежде всего, и призвание, если хотите, особый талант, которым наделены немногие. Если говорить профессиональным языком, то основные акценты здесь – охрана, воспроизводство и рациональное использование охотничьих животных.
А если взглянуть с другой, более романтичной, стороны, охотовед – это и кто-то вроде детектива. Он выезжает в рейд, ходит по лесу, изучает следы машин и людей, прислушивается к выстрелам и выслеживает браконьеров. Поскольку речь идет об охране государственной собственности, у него есть право применять оружие в случае сопротивления. Он – тот самый человек, который внезапно появляется из-за ели…
Иван Охлобыстин – человек многогранный, чего только стоит одно перечисление его прошлых и нынешних занятий. Он и актер, режиссер, сценарист, драматург, журналист, поэт, писатель, и священник Русской православной церкви, и даже несостоявшийся президент России. Кроме того, отец шестерых детей. А еще – увлекательный собеседник, умеющий держать внимание большой аудитории.
Творческая биография Ивана Охлобыстина началась с кино. Актерский дебют в фильме «Нога» сразу принес удачу – приз за лучшую роль на фестивале «Молодость-91». Первый же его сценарий к фильму «Урод» номинировался на престижную премию «Зеленое яблоко, золотой листок», а первая полнометражная режиссерская работа – картина «Арбитр» – получила награду «Кинотавр» в категории «Фильмы для избранных». Охлобыстин довольно успешно выступал и на театральной сцене.
Eсть люди, которым Бог дал все: красоту, острый ум, золотые руки, богатую и щедрую душу. Именно таким является Владимир Дайлидов (на фото), заядлый голубятник. Сотни раз проходила мимо его дома в центре Витебска и не подозревала, что во дворе есть такое сокровище – голубятня. Сейчас Владимиру Петровичу 85 лет. Всю жизнь он работал в автобусном парке. Нужно видеть, с каким трепетом и нежностью он рассказывает о своих питомцах, как нянчится с ними. В птицах пенсионер души не чает и любимых питомцев не променяет ни на что на свете.
– С голубями возиться начал, когда еще в школу не ходил. У нас был хороший дом, который сгорел во время войны. На той улице, где жили, много кто увлекался разведением голубей. И дед мой, и отец. Можно сказать, что я голубятник в третьем поколении, – улыбаясь, сказал Владимир Петрович. – Только в войну их не держал. Немцы могли повесить за это, так как опасались голубиной почты. Но наш сосед Франк Георгиевич умудрялся всю войну прятать птиц в подвале.
Этот актер стоял у истоков основания Белорусского театра «Лялька» в Витебске, а сейчас является одним из немногих его старожилов. Его персонажи Шут и Сыщик из «Брэменскіх музыкаў», Волк («Воўк і раз, два, тры», «Церам-церамок»), Кэндзо («Чароўная зброя Кэндзо»), Иван Иванович («Асцярожна, Соня!») и многие другие воспитали не одно поколение юных зрителей. Хорошо его знают и взрослые – по спектаклям «Дэкамерон», «Загубленая душа, ці Пакаранне грэшніка». И сегодня по случаю 50-летия ведущего мастера сцены театр предоставил ему творческое соло.
К бенефису актера афиша пополнилась премьерой для взрослых – «Дзядзька Ваня і сястры тры». Кстати, для постановки спектакля был приглашен известный режиссер, заслуженный деятель искусств России Юрий Пахомов. Сам торжественный вечер состоится 27 октября.
Владимир Пашкович — главный врач Язненской участковой больницы в Миорском районе. Человек многих талантов, активный участник народного коллектива «Язынка», один из организаторов фестиваля «Язненский благовест» и просто очень интересный собеседник — глубокий, эрудированный, с тонким чувством юмора.
Работа
– Я переехал в Язно 16 лет назад. До этого четыре года после окончания вуза работал врачом в деревне ЛомашиГлубокского района. Ехал сюда целенаправленно: хотел трудиться именно в сельском медучреждении со стационаром. Врач поликлиники часто не видит, помог он человеку или нет: если больному стало лучше, второй раз сельчанин к нему не пойдет, так как других дел хватает. А если стало хуже – тем более: зачем идти к доктору, чье лечение не приносит облегчения?
Известный историк моды, декоратор интерьеров, сценограф, автор популярных книг и статей, коллекционер, почетный член Российской Академии художеств, телеведущий рассказал, что следует носить нынешней осенью и предстоящей зимой.
Несмотря на высокую стоимость билетов (350 тыс. рублей в партер), концертный зал «Витебск» был почти полностью заполнен. Желающих услышать советы ведущего популярного телешоу «Модный приговор» оказалось в областном центре немало. На лекцию пришли и витебские модельеры, и представители швейных предприятий, и студенты, и те, кто хочет быть, как сегодня говорят, в тренде. Александр Васильев третий раз приезжает в Витебск, не без гордости сообщил, что бесплатно атрибутировал всю коллекцию старинной вышивки в нашем областном музее. Как выяснилось, у него есть белорусские корни – его прадедушка по материнской линии был старостой православной церкви в Молодечно.
Натуралистичные декорации, хорошая игра актеров, грамотная режиссура – далеко не все, что поможет зрителю поверить в реалистичность всего происходящего на театральных подмостках. Для полной достоверности остается дело за малым, но не менее важным. «Реальную» картинку также создают многочисленные детали, предметы, создающие ту или иную обстановку, атмосферу на сцене. Весь этот антураж – дело рук бутафора.
Данная профессия для большинства людей, особенно для тех, кто далек от мира искусства, театральной кухни, остается малоизвестной. Один из ее представителей трудится в Белорусском театре «Лялька». Его-то мы и попросили открыть завесу тайны бутафории – мира, находящегося на границе реальности и иллюзии.
«Ремембер Макс, ремемберрум!» Перефразируя название культовой песни группы «Ногу свело!», вспоминаю полчаса, проведенных в гримерке за беседой с Максимом Покровским, лидером этого коллектива. Человеком, который в свое время оказал огромноевлияние на формирование моих музыкальных предпочтений и заодно совершенно влюбилв экранизацию романа Бориса Акунина «Турецкий гамбит» одним лишь саундтреком «Идем на Восток» заставил по-новому взглянуть на европейские музыкальные проекты,участвуя в национальном отборочном туреконкурса «Евровидение» со скандальной композицией «Московский романс»(песня, исполняемая от лица нищих в московском метро).
– Творчество «Ногу свело!» трудно отнести к какому-то конкретному музыкальному направлению, хотя вас часто отмечали наградами как альтернативную группу. Как вы отнеслись к тому, что ваше выступление включили в программу рок-концерта на «Славянском базаре»?