Принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» вызывает в обществе немало обсуждений и заставляет задуматься о многих вещах. К примеру, о том, что необходимо принимать меры по предотвращению алкоголизации населения. О том, что аборт – это лишение жизни крохотного человека, и не каждый врач готов делать подобные операции. О том, что пора бы нам самим начать заботиться о собственном здоровье.
Какие изменения предусмотрены проектом закона и какой результат это даст, «Витебским вестям» рассказал Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, депутат от Витебского-Октябрьского округа №20 Александр Цецохо.
– Александр Владимирович, что принципиально нового появится в нормативно-правовом акте?
– В частности, проектом предлагается значительно обновить и дополнить понятийный аппарат, определить новые виды медицинской помощи, такие как высокотехнологичная, медико-социальная и паллиативная, расширить перечень условий оказания медицинской помощи, регламентировать вопросы, связанные с проведением медицинских экспертиз. Также закрепляются положения о Республиканском формуляре лекарственных средств и Республиканском формуляре медицинских изделий.
Кроме того, законопроект предполагает регулирование некоторых вопросов стерилизации и искусственного прерывания беременности, расширение перечня случаев предоставления информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента, совершенствование порядка возмещения организациям здравоохранения, другим организациям и индивидуальным предпринимателям расходов на оказание медицинской помощи.
– В связи с чем появилась норма, дающая право врачу отказаться от прове дения искусственного прерывания беременности?
– Это предусмотрено статьей 27. Такой отказ возможен при наличии письменного уведомления руководителя организации здравоохранения и только в том случае, если это не угрожает жизни или здоровью женщины. После получения данного отказа руководитель организации здравоохранения должен предложить данной пациентке другого врача-специалиста. Введение указанной нормы не является новацией. Схожая норма содержится в статье 70 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Также право врача на отказ от проведения аборта закреплено в Женевской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации, согласно которой в случае, если личные убеждения не позволяют врачу сделать аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.
– Ранее предлагалось предусмотреть возмещение средств на лечение, если граждане причинили вред своему здоровью по причине употребления алкоголя либо наркотических средств. Этот пункт есть в законопроекте? Каков механизм его осуществления?
– Нормативные предписания статьи 64 законопроекта, которыми в первоначальном варианте предлагалось предусмотреть такое возмещение, могли существенно изменить правовое регулирование общественных отношений, значительно расширив сферу применения платной медицинской помощи. Учитывая социально-значимый характер рассматриваемых положений проекта закона, эта норма была исключена. В итоге данная статья устанавливает, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, причинившие своими противоправными действиями вред здоровью граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, возмещают организациям здравоохранения, иным организациям и индивидуальным предпринимателям расходы на оказание медицинской помощи пострадавшим.
Необходимо отметить, что с начала разработки законопроекта, а это январь 2012 года, прошел довольно большой период времени, за который были приняты отдельные правовые акты, направленные на усиление ответственности, в том числе и материальной, граждан за причинение вреда своему здоровью вследствие нахождения в указанных состояниях. В частности, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. №569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» предусматривающее, что пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 50% в случаях заболевания или травмы, причиной которых явилось потребление алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ. При этом за первые 6 календарных дней временной нетрудоспособности пособие не назначается.
– Как, по вашему мнению, повлияет на ситуацию с употреблением алкоголя запрет на продажу спиртного лицам, не достигшим 21-летнего возраста, в случае его законодательного закрепления?
– Молодежь наиболее подвержена развитию алкоголизма и его негативных последствий, касающихся сфер здоровья, образования, социальной активности, труда и семейно-бытовых отношений. В целом это ведет к алкоголизации и изменению генофонда нации. Запрет на продажу спиртного молодым людям, не достигшим 18 лет, как мы видим, принес свои плоды, ситуация улучшилась. Но на протяжении последних лет отмечается значительный рост наблюдаемых наркологами лиц в возрасте от 18 лет до 21 года, в том числе и с диагнозом алкогольная зависимость. Среди состоящих на учете у наркологов людей старше 21 года значительная часть начала злоупотреблять спиртными напитками после совершеннолетия, когда по закону уже можно приобретать спиртное. Уверен, введение ограничения по продаже алкоголя с 21 года способно спасти ежегодно от алкоголизма тысячи молодых граждан Беларуси.
– Александр Владимирович, на ваш взгляд, как сделать так, чтобы люди сами бережнее стали относиться к собственному здоровью? Что для этого необходимо предпринять местной власти, трудовым коллективам, общественным организациям, СМИ?
– Следует констатировать тот факт, что отечественное здравоохранение сегодня в большей степени направлено на меры лечебного характера, нежели профилактического. Население в недостаточной степени ориентировано на охрану собственного здоровья, поддержание правильного образа жизни и отказ от вредных привычек. Об этом, в частности, свидетельствует высокий показатель смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний. При этом, общеизвестным является то, что состояние здоровья населения лишь на 8% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 58% – от образа жизни, на 23% – от экологической обстановки и на 11% – от питания. В целях усиления роли профилактической составляющей проектом Закона предлагается установить меры по охране здоровья населения, направленные на развитие физической культуры и спорта, оздоровление окружающей среды, совершенствование охраны труда, формирование у населения навыков ЗОЖ, разработку и реализацию государственных и региональных программ по данным вопросам, спасение жизни людей при чрезвычайных ситуациях и прочее. Нужно делать упор на повышение престижа здоровья человека как главного достояния общества, информировать население о вреде табакокурения, злоупотребления алкоголем, потребления наркотических и психотропных веществ, неправильного питания, рассказывать о факторах, воздействующих на организм человека, в том числе о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии окружающей среды, качестве продукции, о работах и услугах, представляющих потенциальную опасность для жизни. Применение указанных мер будет способствовать долголетней и активной жизни, поддержанию трудоспособности населения, профилактике заболеваний и формированию у людей навыков здорового образа жизни. Будущее за профилактической медициной.
– Вы как-то говорили о разработке в будущем Кодекса о здоровье нации, платформой которого станет программа демографической безопасности. Это актуально?
– Да, безусловно. Основная цель подготовки Кодекса о здоровье нации заключается в создании правовых основ для реализации потенциала здоровья населения, для ведения активной производственной, социальной и личной жизни. Правовых основ, направленных на снижение смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране и формирование здорового образа жизни как приоритета государственной социальной политики.