Учителя-словесника, даже находящегося на заслуженном отдыхе, невозможно представить без книг. Но и такое их количество, какое собрал Анатолий Бесперстых из Новополоцка, трудно вообразить. Еще не так давно было 10 тысяч томов на русском и белорусском языках.
…В бедной крестьянской семье, где рос Анатолий Павлович, не хватало даже хлеба, не то что книг. Поэтому они притягивали его словно магнит. Первым в личной библиотечке научившегося читать мальчика стал 20-копеечный сборник избранных стихов Николая Некрасова, вторым – труд Сталина «Относительно марксизма в языкознании». После школы, осваивая профессию железнодорожника, парень решил не курить и тем более не пить, а на эти деньги лучше покупать книги. Любовь к чтению привела его в дальнейшем на филфак Воронежского пединститута и еще больше активизировала собирание собственной библиотеки. Многое было приобретено в букинистических магазинах Москвы, Ленинграда. Возил чемоданами.
– Я человек любознательный, но, увы, нельзя объять необъятное. Как учителя меня интересовали художественная классика, литературоведение, языкознание. Собрал целую коллекцию поэзии. Очень люблю словари. С детства берегу «Словарь пословиц Елецкого края» – я ведь уроженец Ельца, земляк Ивана Бунина, Михаила Пришвина. В 1990-е увлекся изучением религий, есть много книг и по этой тематике, – говорит Анатолий Бесперстых.
Педагогической работе отдано 40 лет. Там, где преподавал Анатолий Павлович, в подарок от него остались богатые книжные подборы для кабинетов литературы. Например, в СШ №14, откуда уходил на пенсию, – 2 тыс. изданий. Победителей школьных конкурсов на лучшее сочинение этот удивительный учитель награждал книгами из домашней библиотеки. По такому же принципу сейчас организует конкурсы в местном литобъединении «Криницы». Щедро поделился своим богатством с музеями Новополоцка и Полоцка.
К сожалению, не всегда бескорыстие библиофила-подвижника оценивали по достоинству. Он до сих пор переживает, что домашняя Пушкиниана (почти 2 тыс. томов) в начале 1990-х попала в равнодушные руки. Тогда погибли более 3 тыс. стихотворений о Пушкине, а также уникальная коллекция частушек о нем, переписанных из газет XIX века. Собирая этот эксклюзив, учитель провел в московской Ленинке (ныне Российская государственная библиотека) несколько десятков зимних каникул! Уцелело только 800 книг, которые в конечном итоге достались детской городской библиотеке, носящей имя великого поэта.
– Отношение к книге по сравнению с тем, каким оно было лет 30-40 назад, меняется не в лучшую сторону. Причина тому — падение нравственности. «Попса» заполонила и литературу. Интернет – величайшее достижение человечества, но проблема в том, что молодежь не читает книг и в электронном варианте. Надеюсь, со временем все станет на свои места, – продолжает Анатолий Павлович, кстати, автор книги, посвященной новополоцким школам, и дюжины стихотворных сборников, лауреат 4-го международного фестиваля литературы и культуры «Славянские традиции-2012» в номинации «Поэзия». Восемь из его сборников составляют «бесперстики» – так называет он свои рифмованные миниатюры.
– Стихи – удел молодых, ведь поэзия требует раздражителей: страстей, любви, ревности. А когда жизнь вошла в спокойное русло, начинается проза. Мне 72 года, правнуки уже растут, – улыбается Анатолий Павлович.
Последний сборник – «Второе дыхание» – был издан в 2006-м. С той поры, как поется у Высоцкого, «засел за словари на совесть и на страх», точнее – за их составление. Занимается этим по 9 часов ежедневно. Сначала печатал на машинке, теперь на компьютере, что намного ускорило работу. Но главное здесь – уникальный словесный материал. Анатолий Павлович не только всю сознательную жизнь собирал книги, но и читал, они испещрены его пометками. Итоги потрясающие: более чем 200 тысяч карточек с выписанными эпитетами, афоризмами, фразеологизмами и 20 подготовленных на основе этой картотеки словарей.
Ряд их приурочен к памятным датам в истории литературы. Так, «Словарь афоризмов Лермонтова» вышел к 200-летию со дня рождения классика в российском издательстве «Феникс». «Словарь афоризмов Ларошфуко» был посвящен 400-летию со дня рождения этого французского моралиста. Сборник эпитетов из творчества Сергея Есенина должен появиться к 120-летию со дня рождения поэта.
В прошлом году в журнале «Русский язык в школе» был опубликован словарь Анатолия Бесперстых «Береза в русских эпитетах» (для изучения на уроках темы «Прилагательные»). В издательском доме «Звязда» должен увидеть свет «Ковчег любви» (эпитеты, характеризующие самое главное человеческое чувство).
– В Петербурге готовится к выходу мой 700-страничный «Словарь эпитетов Игоря Григорьева. Поэзия». В Пушкинском доме на сентябрь запланирована его презентация. Сейчас работаю над словарем языка этого замечательного русского поэта: первые три тома – имена существительные, следующие – прилагательные, глаголы и так далее. Если не успею завершить проект полностью, то каждый готовый том можно будет воспринимать отдельным словарем, – делится планами составитель.
Тиражи словарей, издание которых он оплатил сам, от десяти до 100 экземпляров, а последних, увидевших свет в российских издательствах, – побольше. Надо искать спонсоров, неравнодушных к русской словесности. Пока же четыре еще не напечатанных словаря Анатолий Павлович выложил в Интернет.
– Их составление – адский труд и большое удовольствие. К примеру, в издании «О литературе и творчестве. Словарь афоризмов» собраны примеры из книг более 500 авторов. Кто пользуется моими трудами? В Интернете много просмотров выложенного там первого тома словаря «Природа в русских эпитетах». Читатели ждут второй том, благодарят, – доволен Анатолий Павлович, хотя его не очень-то волнует «колокольных дифирамбов звон».
А сам книжный пленник признателен супруге, в прошлом учительнице географии, за многолетнее понимание и терпение. Ведь в их трехкомнатной квартире библиотека занимает, можно сказать, все жизненное пространство, включая коридор и балкон. Добавьте к ней 2,5 тыс. грампластинок, 30 тыс. записей на бобинных кассетах, картотеку с данными об авторах и исполнителях. Тема внушительного музыкального собрания – «История русской песни». Предлагал в подарок музеям. Взять коллекцию целиком там не готовы, ведь потребуется большая работа по ее использованию. Однако это уже другая история.