Знакомство со спайсом заканчивается приблизительно так: неконтролируемое поведение, пропадают пульс и дыхание, опухают конечности. По оставленным на месте трагедии уликам и следам эксперты делают заключение: отравление особо опасным психотропным веществом. Неужели подобные ужасающие истории не заставляют задуматься о неотвратимости последствий такого эксперимента над собой людей, пытающихся испытать острые ощущения? Так что же это за дурманящее снадобье, которое захватывает в свои страшные щупальца новых жертв?
Исследование химического состава компонентов изъятых на месте преступления наркотиков и психотропов — один из самых трудоемких, наукоемких процессов и, пожалуй, главный фактор в этом деле — техническое оснащение. Эксперт управления специальных и технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Витебской области Виктор Ларионов, который уже 20 лет специализируется на проведении таких исследований, рассказал об особенностях своей работы. А происходит она обычно в лаборатории, оснащенной по последнему слову техники. Именно здесь «ставят диагнозы» различным подозрительным порошкам, таблеткам, веществам растительного происхождения и жидкостям.
Колбы, приборы, линейки
В таком работает Виктор Вячеславович. Сердце же лаборатории — хромато-масс-спектрометр, анализирующий все необходимые вещества. Во многом с его помощью специалист вместе со своими коллегами определяет: является ли изъятое у задержанных наркотиком, психотропом или веществом, относящимся к аналогу или прекурсору.
— До появления подобного высокоинтеллектуального оборудования было непросто идентифицировать некоторые новые и редко встречающиеся вещества. В результате следователи и сотрудники милиции направляли их на экспертизу в столицу, что существенно затрудняло работу. Теперь проблем нет. Оперативность проведения этого анализа также помогает следствию быстро и всесторонне разобраться во всех обстоятельствах преступления, — пояснил Виктор Ларионов.
Чтобы продемонстрировать сам процесс исследования, эксперт взял запакованный пакет, достал оттуда какую-то траву и положил на белый лист бумаги, а дополнением к этой картине стала криминалистическая линейка. Получившуюся композицию эксперт запечатлел на фотоаппарат. Если растение окажется наркотическим, то иллюстрацию потом приобщат к материалу уголовного дела. Вообще-то опытный глаз эксперта-химика сразу видит — марихуана. Но даже специалист со стажем не может заявлять это голословно — должно быть полное и всестороннее экспертное подтверждение. К такому этапу Виктор Ларионов как раз и приступил. Часть улики аккуратно перенес в пробирку и, добавив туда определенный растворитель, провел экстракцию вещества.
Пока специалист задавал на компьютере определенные параметры для работы хромато-масс-спектрометра, прибывшие с очередного места происшествия правоохранители подкинули на исследование еще два пакетика, содержимое которых также превратилось в образцы для анализа. Все пробирки отправились в отсеки центрифуги. Дальше смеси делились и попадали в детектор, где регистрировались. Появившиеся на компьютере данные каждого из веществ были тщательно проанализированы.
Хроматограмма, которую показывает монитор, чем-то напоминает кардиограмму. От одного колебания тонкой линии зависит судьба человека. Резкий скачок вверх свидетельствует о наличии в составе образца психотропа или наркотика. В целом же сама процедура идентификации занимает 30-40 минут.
Исходя из полученной информации и расшифровки графиков, эксперт сделал заключение. Как оказалось, во всех трех образцах содержались запрещенные вещества, а это значит их владельцам грозит реальный тюремный срок.
Рецептура — по формуле
Виктор Ларионов считает, что наркоманию следует рассматривать как бедствие, против которого общество должно воздвигнуть непреодолимый барьер. Эксперт вспоминает громкую криминальную историю, главным фигурантом которой стал наркокурьер. Под видом репчатого лука он пытался провезти через нашу область более 27 кг героина. Это, по словам специалиста, самая крупная партия такого вещества, изъятого на территории Беларуси.
— За последние 10-15 лет структура наркорынка существенно изменилась. Появился новый «росток» — синтетические вещества, которые известны как спайсы. Основной их транзит идет из Китая и стран азиатского региона. На территорию нашей области зачастую они попадают из России. Поначалу такие снадобья рассматривались у нас как легальные. Со временем наряду с другой опасной продукцией они были внесены в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Беларуси. Поэтому пыл и преступные новации наркобизнесменов выявляются своевременно и эффективно, — обратил внимание Виктор Вячеславович.
Однако «химия» не стоит на месте, на нелегальном рынке появляются ранее неизвестные соединения. Желающие нагреть руки на поставках наркотиков готовы на все ради получения прибыли, поэтому очень гибко реагируют на ограничения. Особо изобретательные дельцы теневого бизнеса, оперируя ингредиентами, изменяют формулу уже известного наркотика или психотропа, чтобы новый продукт формально не подпадал под запрет. Такие дизайнерские снадобья с добавленной мощностью имеют схожую или более сильную по сравнению с первоисточником психоактивность.
Исследования витебских экспертов показывают: спайсы включают в себя искусственные химические субстанции, действие которых во много раз превышает эффект от наркотических веществ растительного происхождения. В процессе потребления у человека погибают клетки головного мозга, а видимый эффект выражается в наркотическом опьянении и деградации личности, отметил Виктор Ларионов. Более того, токсические вещества, содержащиеся в курительных смесях, способны вызывать у любителей острых ощущений ряд опасных заболеваний.
У наркоманов, попробовавших как традиционные наркотики, так и дизайнерские, возникает серьезная психологическая зависимость, — вся жизнь в итоге сводится к поискам запретного плода. А ведь нередко это социально благополучные люди. Оказавшиеся в наркоплену уверяют, будто хотели просто попробовать, не знали, насколько это опасно.
Разница между дозами, вызывающими приятные ощущения и смерть, минимальна. Известны случаи, когда от разового потребления у поддавшихся искушению «сносило крышу» и они отправлялись на лечение в психиатрическую больницу на долгие годы. Организм у каждого разный, и как он отреагирует на тот или иной компонент, неизвестно, подчеркнул эксперт. Один попробовал какое-то запрещенное вещество — «посмотрел мультики», настроение поднялось, а другому показалось, что у него на спине выросли крылья, и он сиганул с крыши многоэтажки. Все эти психотропы чаще всего употребляют люди, далекие от химии и медицины, не понимающие, что одна крупица или капля наркотического вещества может стоить самого дорогого — жизни.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.